Лечение депрессии
Я слышал, что к антидепрессантам привыкают и потом невозможно их прекратить. Говорят, что люди превращаются «в овощи» под действием психотропных препаратов. Насколько верно это суждение? К современным антидепрессантам зависимость не вырабатывается, но после их прекращения могут появиться краткосрочное чувство тревожности и возобновиться симптомы депрессии. Проведу аналогию с другими медикаментами: есть ли зависимость от инсулина при […]
Я слышал, что к антидепрессантам привыкают и потом невозможно их прекратить. Говорят, что люди превращаются «в овощи» под действием психотропных препаратов. Насколько верно это суждение?
К современным антидепрессантам зависимость не вырабатывается, но после их прекращения могут появиться краткосрочное чувство тревожности и возобновиться симптомы депрессии. Проведу аналогию с другими медикаментами: есть ли зависимость от инсулина при лечении диабета или от препаратов, понижающих давление при гипертонии? Как таковой зависимости от этих препаратов, как и от антидепрессантов, не существует. Однако они необходимы для поддержания стабильности и предотвращения дальнейшего развития болезни. В психиатрии существуют препараты, к которым развивается наркотическая зависимость. В моей практике я использую их крайне редко и в течение короткого времени, после детального обсуждения и с согласия больного.
Что касается превращения «в овощ», то депрессия гораздо больше снижает эмоциональные и умственные возможности больного, чем антидепрессанты. Как правило, при удачном подборе антидепрессанта больной «расцветает». Если симптомы депрессии не уходят или становятся хуже, необходимо сменить метод лечения. Следует помнить, что действие антидепрессантов начинается через несколько недель, и чувство ухудшения в первые две-три недели обычно связано с отсутствием реакции на антидепрессанты и возможными побочными эффектами.
В психиатрии, действительно, есть множество препаратов, которые способствуют снижению эмоциональных и поведенческих реакций, например, у буйных больных. В наше время они редко используются для лечения депрессии.
Мне говорили, что от психотропных препаратов часто бывают сексуальные расстройства. Это так?
Некоторые антидепрессанты могут вызывать сексуальные расстройства. Наиболее частые из них – задержка эякуляции или оргазма. Эти расстройства полностью проходят после отмены препарата. В моей практике побочные эффекты сексуального характера приводят к отказу больных от препарата крайне редко, особенно если препарат эффективен для лечения депрессии. В некоторых случаях пациенты мужского пола считают этот побочный эффект положительным. Также существуют дополнительные препараты, которые снижают эти побочные эффекты.
Раз уж речь зашла о побочных эффектах: у современных антидепрессантов их очень мало. В основном, они временные и исчезают (организм адаптируется) через две-три недели. Как правило, они проявляются в функциональных нарушениях желудочно-кишечного тракта (тошнота, неприятные ощущения в желудке), головных болях и усилении тревожности. Серьезные, долгосрочные побочные эффекты, угрожающие деятельности жизненно важных органов и систем организма, не обнаружены.
В чём разница между психиатром, психологом и психотерапевтом?
Психиатр – это высший уровень образования и возможностей лечения психических расстройств. Это дипломированный врач, получивший полное медицинское образование и специализацию в лечении психических расстройств (в Америке это еще четыре года после окончания общего медицинского образования). Психиатр может использовать любые методы лечения: лекарства, психотерапию, специализированное оборудование. В силу своего образования, психиатр понимает не только механизмы и принципы лечения психических расстройств, но и общую патологию организма, возможно, влияющую на деятельность головного мозга и взаимодействие различных фармацевтических препаратов.
Психолог – это специалист, получивший докторскую степень в области диагностики и лечения психических расстройств. Особое внимание в их образовании уделяется различным методам психологического тестирования и психотерапии. Психологи не получают общего врачебного образования и в большинстве штатов, включая Калифорнию ( а также в большинстве стран), не имеют права выписывать лекарства.
Психотерапевтом может себя называть любой человек, проводящий тот или иной вид психотерапии. Уровень образования людей, называющих себя психотерапевтами, варьируется от докторского (психиатры, психологи) до минимальных курсов продолжительностью в несколько месяцев. Есть лицензированные специалисты (Marriage and Family Therapist “MFT”, Licensed Clinical Social Worker “LCSW”), получившие образование в области психологии, но на более низком уровне, чем психологи или психиатры. Следует отметить, что в своей практике я встречал много прекрасных психотерапевтов с невысоким образованием и множество очень плохих психотерапевтов с отменным образованием. Тем не менее, следует быть внимательным при выборе психотерапевта и представлять себе, чем и в какой области он может вам помочь. Если ваше состояние не улучшилось в течение трех месяцев, подумайте о дополнительной консультации у более квалифицированного специалиста.
Если у вас есть вопросы, звоните (415) 787-4667, буду рад ответить на них и через газету, и на приеме.
Доктор Владимир Бокариус (MD, PhD) – врач высшей категории (certified by the American Board of Psychiatry and Neurology and American Board of Pain Medicine) с многолетним опытом работы в Америке и России. Автор многочисленных публикаций и выступлений на всемирных научных конференциях, специализируется в области трудно поддающихся лечению хронических психических заболеваний
Владимир Бокариус