Обзор DVD 178

Share this post

Обзор DVD 178

Pina. A film by Wim Wenders. 2011. The Criterion Collection. Blu-ray. («Пина». Режиссёр – Вим Вендерс.) 2 диска. Вим Вендерс рассказывает, что задумал фильм с танцовщицей и балетмейстером Пиной Бауш много лет назад, но не знал, как его снять. И только появление трёхмерной кинотехники 3D, наконец, подсказало ему правильный путь. Впрочем, когда они с Пиной […]

Share This Article

Pina. A film by Wim Wenders. 2011. The Criterion Collection. Blu-ray. («Пина». Режиссёр – Вим Вендерс.) 2 диска.

Вим Вендерс рассказывает, что задумал фильм с танцовщицей и балетмейстером Пиной Бауш много лет назад, но не знал, как его снять. И только появление трёхмерной кинотехники 3D, наконец, подсказало ему правильный путь. Впрочем, когда они с Пиной стали обсуждать будущую картину, обнаружилось, что техника ещё далеко не совершенна. Начало съёмок откладывалось, откладывалось, и вдруг оказалось, что вместо фильма с Пиной Вендерс должен снимать фильм о Пине: в июне 2009 года Филипина Бауш умерла.

Я никогда не видел Пину Бауш на сцене, никогда не видел её постановок в знаменитом «Танцтеатре» – картина Вима Вендерса для меня была первым знакомством с этим выдающимся балетмейстером. Знакомством через отражение в фильме. Но и в отражении действо оказалось настолько пронзительным, что через всю эту систему зеркал, объективов и пикселей оно сумело протянуть руку и сжать моё сердце, как может только странная смесь отчаяния театра абсурда и духовного напряжения музыки Генри Перселла (музыки, звучащей в одной из постановок Пины «Кафе «Мулет»).

Пересказывать этот фильм невозможно, да и не имеет смысла. Его нужно смотреть.

Мне повезло, я смотрел его в кинотеатре со стереоизображением, и, признаюсь, для меня «Пина» оказалась первым фильмом, в котором технология 3D действительно имела смысл, где иллюзия трёхмерности была не техническим трюком, а инструментом художника.

В нынешнем издании Criterion Collection предлагает нам два диска: один – простой Blu-ray, а другой – 3D Blu-ray. Но для того чтобы смотреть диск в системе 3D, нужно иметь соответствующие и проигрыватель, и телевизор. Мой проигрыватель понимает 3D, а телевизор нет, поэтому я смотрел фильм в двухмерном варианте, и должен сказать, что и в таком виде он производит огромное впечатление.

***

На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.

 

The Sex Thief. A film by Martin Campbell. 1974. Kino Lorber. Blu-ray. («Сексуальный вор». Режиссёр – Мартин Кэмпбелл.)

Лента «Сексуальный вор» – продукт своего времени, семидесятых годов прошлого века. По сегодняшним представлениям такая лента – из категории «мягкого порно» – не могла бы даже попасть на глаза респектабельной публике. Но вот, переизданная и пристроенная в рубрику «Пародии на Джеймса Бонда», она подаётся как своего рода классика жанра.

Перед нами – умеренно остроумная история модного писателя, который ночами превращается в вора, специализирующегося на драгоценностях. Случайно ли, специально ли, но своей вознёй он будит хозяек этих драгоценностей, которые все как одна не могут устоять перед обаянием привлекательного мужчины, а тот, со своей стороны, всегда готов удовлетворить их сексуальные аппетиты.

Поутру дамы сообщают полиции и страховой компании, что они были ограблены, и дают вымышленный – и все разный – портрет этого страшного грабителя.

Чем всё заканчивается, я не стану рассказывать – на случай, если вы вдруг захотите посмотреть фильм, – скажу только, что заканчивается «Сексуальный вор» вполне в духе своего времени, но довольно неожиданным поворотом.

Как и почему эта картина была отнесена к разряду пародий на Джеймса Бонда – этого я не знаю и понять не могу. Только потому, что герой – привлекательный и немного загадочный мужчина, встречаясь с которым, любая женщина тут же готова ему отдаться? Тогда в эту категорию можно записать десятки фильмов 60–70-х годов. Например, телевизионный сериал про частного детектива Майка Хаммера.

Может быть, таким образом – как пародию на фильмы о Бонде – продавал тогда свой первый фильм режиссёр Мартин Кэмпбелл?

Кэмпбелл родился в 1943 году в Новой Зеландии, карьеру режиссёра начал фильмом «Сексуальный вор» в Англии. Потом перебрался в США, где стал успешным коммерческим режиссёром.

Имеет «Сексуальный вор» какое-нибудь отношение к бондиане или не имеет – для сегодняшнего резюме Мартина Кэмпбелла не так уж важно. В 1995 году Кэмпбелл снял настоящий бондовский фильм «Золотой глаз». На тот момент очень важный фильм, поскольку он представлял зрителям нового исполнителя роли Бонда – Пирса Броснана. А десятью годами позже, в 2006-м, Мартин Кэмпбелл снял ещё один фильм бондианы – «Казино «Рояль», уже со следующим Бондом – Даниэлем Крэйгом.

 

To Rome With Love. A film by Woody Allen. 2012. Sony Pictures. Blu-ray. («Риму с любовью». Режиссёр – Вуди Аллен.)

С Вуди Алленом бывало не раз такое – замечательный успех, а за ним оглушительный провал. После одной из лучших своих работ – фильма «Энни Холл» – Вуди Аллен снял подражательную – а-ля Бергман – и скучную ленту «Интерьеры». После самой знаменитой своей картины «Манхэттен», привлекшей к Аллену максимально широкую аудиторию, – снова подражательная – а-ля Феллини – и совершенно беспомощная лента «Воспоминания о звёздной пыли».

Вот и теперь, после глубокой и в то же время остроумной и изящной картины «Полночь в Париже», Вуди Аллен снял профессионально скроенную, но пустопорожнюю и – опять! – подражательную ленту «Риму с любовью». На этот раз источники «вдохновения» лежат просто на поверхности – это не стиль и не интонация Феллини (как было раньше), а просто структура феллиниевского шедевра «Амаркорд». Однако Вуди Аллен, не стесняясь, заимствует и из собственного творчества – из сорокалетней давности фильма «Сыграй это снова, Сэм» (Play it Again, Sam), поставленного Гербертом Россом по сценарию Вуди Аллена.

В принципе, «Риму с любовью» – вполне смотрибельная картина, и, не исключено, вы даже улыбнётесь каким-то шуткам. Но хочется надеяться, что следующая работа Вуди Аллена – кстати, частично снятая в Сан-Франциско – окажется не проходной лентой, а настоящим фильмом, сделанным не просто умелым мастером, а художником.

 

***

Трансформирован фильм очень прилично.

При панорамировании камеры в самой первой римской сцене вы, вероятно, заметите «призраков» (часть изображения предыдущего кадра ещё не исчезла с экрана, а новое изображение уже появляется), но эту проблему можно было заметить и раньше, при демонстрации фильма в кинотеатрах. Я не инженер и не знаю, где была допущена ошибка, ясно только, что это следствие нынешнего состояния кино (и фотографии), когда цифровое изображение, ещё очень и очень далёкое от совершенства, уже практически вытеснило аналоговое.

 

***

На диске вы найдёте документальный фильм, рассказывающий о работе Вуди Аллена над этой картиной.

 

The Woman in the Fifth. A Film by Pawel Pawlikowski. 2011. DVD. New Video Group. («Женщина из Пятого округа». Режиссёр – Павел Павликовский.)

Павел Павликовский начал свою кинематографическую карьеру на Би-би-си превосходными документальными фильмами, среди которых были «Москва – Петушки» (1991, о Венедикте Ерофееве), «Путешествия Достоевского» (1992, о правнуке Фёдора Михайловича Достоевского), «Путешествуя с Жириновским» (1994, понятно, о Жириновском).

В конце 90-х Павликовский перешёл в игровое кино. «Женщина из Пятого округа» – четвёртая игровая работа режиссёра (прошу прощения за невольный корявый каламбур).

Молодой американский писатель и университетский профессор Том Рикс приезжает в Париж в надежде примириться со своей бывшей женой и увидеться с маленькой дочерью. Примирения не получается – бывшая жена прогоняет Тома, а заснув в автобусе, незадачливый герой оказывается без вещей и денег. Он оседает в трущобного вида арабской ночлежке и заводит роман с импозантной немолодой женщиной – полурумынкой и полуфранцуженкой. Она называет себя переводчицей и рассказывает, что переводила с венгерского романы покойного мужа. Затем – одновременно с первым – у Тома возникает роман с белокурой польской девушкой, которая работает в этой самой ночлежке и читает Тому по-польски стихи Збигнева Херберта и польский перевод первого романа самого Тома.

В это же время:

– убивают соседа по ночлежке;

– полицейский сообщает Тому, что дама-переводчица, которую Том посещает в её квартире в Пятом округе Парижа, 15 лет назад покончила с собой, после того, как её муж и ребёнок погибли под машиной;

– арестовывают владельца ночлежки;

– пропадает – но потом находится – дочка Тома.

Что происходит на самом деле – понять, в принципе, невозможно: то ли перед нами материализовавшиеся фантазии Тома, то ли куски нового романа, который Том сочиняет. Разумеется, какое-то объяснение всегда придумать можно – вообще, всему на свете можно придумать десяток объяснений, но это объяснение будет привнесено извне.

 

***

Трансформация выполнена вполне прилично. Среди дополнительных материалов вы найдёте документальную программу о работе Павликовского над фильмом «Женщина из Пятого округа».

Портрет Павла Павликовского работы Михаила Лемхина

Михаил Лемхин

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »