62-й Сан-Францисский международный кинофестиваль
Шестьдесят второй Сан-Францисский кинофестиваль откроется 10 апреля картиной Алана Пола «Городские сказки Армистеда Мапина».
«Городские сказки» – серия из девяти романов, возникших из журналистcких очерков.
В 1974 году газета The Pasific Sun (она выходила в графстве Марин) открыла раздел «Городские сказки», в котором Армистед Мапин из номера в номер печатал свои очерки и эссе – легенды и байки из жизни Сан-Франциско, сосредоточенные главным образом на гей-комьюнити. Рубрика оказалась очень популярной, и Мапин сконструировал из ее материалов четыре романа, которые опубликовала газета San Francisco Chronicle, в те годы вторая по значению газета в Районе Залива. Пятый том попал уже в первую газету того времени – San Francisco Examiner. Еще четыре тома «Сказок» появились сразу под книжными обложками, не задерживаясь на газетных полосах.
«Городские сказки» уже послужили материалом для сериала, снятого в 1993 году в Англии (в США он был показан каналами PBS). Кроме того, в течение четырех лет: с 2013-го по 2017-й – BBC подготовила 8 радиопостановок по всем девяти томам «Городских сказок».
Теперь Netflix снял новый десятичастевый сериал. Фильм Алана Пола, которым откроется фестиваль, – первая часть этого сериала.
Закончится фестиваль 23 апреля показом английской картины «Официальные секреты» режиссера Гэвина Худа. Это очередная «разоблачительная» поделка, из тех, что регулярно производятся в США и Великобритании, получают восторженные рецензии прессы и через месяц забываются. Кто помнит картину «Игра без правил» (Fair Game, 2010) режиссера Дага Лаймана? А ведь в ней снимались звезды первой величины. Найоми Уоттс играла бывшего агента ЦРУ Валери Плэйм, Шон Пенн играл мужа Валери, димпломата Джозефа Уилсона. Речь там шла о том, как кровавая клика Буша-Чейни манипулировала разведывательными данными, оправдывая вторжение в Ирак. Кому сегодня интересен трехчасовой разоблачительный опус Оливера Стоуна «JFK» (в российском прокате – «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», 1991).
Героиня фильма «Официальные секреты» Кэтрин Ган – переводчица, работающая в английской разведке. Узнав из полученного электронной почтой письма о дипломатических манипуляциях для проталкивания в ООН резолюции, поддерживающей вторжение в Ирак, Кэтрин Ган передает журналистам секретное письмо.
Роль Кэтрин Ган играет Кира Найтли, картина сделана грамотно, но после первых пяти минут вы понимаете, что это очередная политическая агитка.
Эти две картины как бы обрамляют фестиваль, настраивая нас на определенную волну.
В течение двух фестивальных недель в Сан-Франциско будет показано 163 фильма из 52 стран. На двадцать фильмов меньше, чем на прошлогоднем фестивале.
Первым делом наших читателей, конечно, интересуют фильмы из России и бывших советских республик, которые в России теперь именуются ближним зарубежьем.
Их всего два. Похоже, что фестиваль потерял интерес к этому региону. Даже первоклассные фильмы не нашли путь на фестивальный экран. Не попали на него фильмы Сергея Лозницы, одного из самых крупных мастеров, работающих на постсоветском пространстве (Лозница – гражданин Украины, но фильмы его на русском языке). Это тем боле странно, что в предыдущие годы фильмы режиссера не раз украшали фестивальную программу. За прошедший год у Лозницы было три премьеры на каждом из трех крупнейших мировых киносмотров (кажется, это мировой рекорд): на Берлинском фестивале Лозница показал полнометражную документальную картину «День победы», на Каннском в программе «Особый взгляд» состоялась премьера игрового фильма Лозницы «Донбасс», отмеченная призом за лучшую режиссуру, на Венецианском фестивале был показан полнометражный документальный фильм «Процесс».
Все три фильма были встречены восторженными отзывами критики, но ни один из них не попал в программу 62-го Сан-Францисского фестиваля.
Очевидно, что отборщики перестали обращать серьезное внимание на российское кино. Только этим можно объяснить безразличие фестиваля к самым значительным российским картинам прошедшего года. По практически единодушным оценкам критики это «Война Анны» Алексея Федорченко, «Аритмия» Бориса Хлебникова* и «Сердце мира» Натальи Мещаниновой.
И опять же, и Федорченко и Хлебников уже участвовали в наших фестивалях, а их фильмы пользовались успехом критики и у публики. На Сан-Францисском фестивали в разные годы были показаны «Овсянки « и «Хроноглаз» Федорченко и «Коктебель» и «Долгая счастливая жизнь» Хлебникова.
Россия представлена на фестивале фильмом Натальи Мещаниновой «Сердце мира» (Core of the World). Центральный персонаж картины, молодой ветеринар Егор, работает на притравочной станции, где тренируют охотничьих собак. Он и живет здесь, в домишке-сараюшке. Мы не знаем подробностей, но, очевидно, Егор пытается пережить травму отношений с пьющей матерью. Он ищет семейного тепла.
«Сердце мира» – не бытовой, не производственный и не этнографический фильм. Это фильм о поисках себя, о потребности открыть свою душу и одновременно боязни оказаться беззащитным.
Ближнее зарубежье представлено на фестивале эстонской лентой «Маленький товарищ», дебютным фильмом режиссера Моники Сименс.
1950 год. Шестилетняя Лиило Тангал ждет возвращения матери, отец сказал девочке, что мама скоро вернется. А она все не возвращается и не возвращается. Отец не знает, как объяснить ребенку, что ее мама-учительница арестована за то – мы не знаем, правда это или нет, – что разучивала со школьниками эстонский гимн.
В фильме есть, конечно, неувязки в показе тогдашней повседневной жизни, но дух времени эта картина передает. Главное, она очень наглядно доносит до зрителя ощущения маленькой девочки, которая пытается понять, кто свой, а кто чужой. С одной стороны, отец и его товарищи – совсем не поклонники нового режима, которые, конечно, не говорят этого при девочке открыто, с другой стороны – пионеры, которые красиво маршируют в школьном дворе. А когда товарищи отца поют старые эстонские песни, девочка говорит, что она тоже знает одну песню, и старательно, сосредоточенно, не путая слов, поет про двух соколов – Ленина и Сталина.
***
Мне кажется нынешний фестиваль довольно бедным, без собственного лица, но, разумеется, кроме российских фильмов и фильмов ближнего зарубежья, здесь есть картины, которые я хотел бы посмотреть. Вот мой список:
«Акварелла» (Aquarela) – немецко-американская картина российского режиссера-документалиста Виктора Косаковского. Это поэма о воде, текущей, замерзшей, дружественной и грозной. Первый в истории фильм, снятый со скоростью 96 кадров в секунду (вместо обычных 24), в результате вы увидите совершенно фантастическое, невероятного качества изображение, увидите то, чего никогда не видели в кино.
«Спроси доктора Руфь» (Ask Dr. Ruth) – документальный фильм о популярном радио-секс-терапевте докторе Руфь, о ее детстве и ее удивительной судьбе.
«Лоро» (Loro) – картина одного из ведущих, точнее, модных итальянских режиссеров.
«Встреча с Горбачевым» (Meeting Gorbachev) – замечательный немецкий режиссер, неутомимый Вернер Герцог, интервьюирует Михаила Горбачева.
«Майлс Дэвис» (Miles Davis) – документальный фильм о великом джазовом пианисте. Режиссер Стэнли Нельсон.
«Высшее общество» (High Life) – чествование французского режиссера Клэр Дени и демонстрация ее нового фильма.
***
С полной программой фестиваля и расписанием сеансов можно ознакомиться на сайте фестиваля по адресу: www.sffilm.org.
________________________________
*«Аритмия» – картина 2017 года, но в прокат она попала только в октябре, поэтому её можно смело сопоставлять с картинами 2018 года.
Михаил ЛЕМХИН