57-й Сан-Францисский кинофестиваль объявил свою программу
3 марта, буквально на пороге 57-го Сан-Францисского кинофестиваля, кресло директора кинообъединения (организации, которая проводит фестиваль), занял Ной Кован. У нового директора большой опыт. С 1989 по 2014 год он проработал на фестивале в Торонто (с перерывом с 2004-го по 2008-й, в эти годы он работал в Нью-Йорке). Случилось так, что Ной Кован – четвёртый за […]
3 марта, буквально на пороге 57-го Сан-Францисского кинофестиваля, кресло директора кинообъединения (организации, которая проводит фестиваль), занял Ной Кован. У нового директора большой опыт. С 1989 по 2014 год он проработал на фестивале в Торонто (с перерывом с 2004-го по 2008-й, в эти годы он работал в Нью-Йорке).
Случилось так, что Ной Кован – четвёртый за четыре года директор.
За несколько недель до открытия 54-го Сан-Францисского фестиваля, в марте 2010-го, у Грэхама Леггета, тогдашнего руководителя кинообъединения, был диагностирован неоперабельный рак. В августе 2011 года Леггет скончался.
В ноябре 2011 года в кабинете директора кинообъединения появился новый человек, Бингхам Рэй, бывший президент компании United Artists и основатель компании October Film. В январе 2012 года, не проработав и трёх месяцев, Рэй отправился на кинофестиваль Сандэнс; в гостинице у него случился инсульт, затем второй, и он скончался в одной из больниц Солт-Лэйк-Сити.
В сентябре 2012 года директором кинообъединения был назначен успешный продюсер Тэд Хоуп. Нью-Йоркский житель, он неустанно повторял всем и каждому, как ему нравится Сан-Франциско вообще и кинообъединение, в частности. Но подготовив всего лишь один – и очень успешный – фестиваль, Хоуп решил вернуться в Нью-Йорк к продюсерской работе.
Таким образом, совету директоров кинообъединения пришлось в очередной раз начать поиск, и выбор пал на канадца Ноя Кована.
На фестивальной пресс-конференции Кован оказался в странном положении, представляя программу, которую он не готовил. Но, надо отдать ему должное, он держался скромно: произнёс несколько общих фраз о том, что в Сан-Франциско ему нужно многому научиться, и передал слово тем, кто руководил формированием фестивальной программы – директору программы Рахили Розен и её помощникам.
Программа фестиваля включает в себя 186 фильмов из 56 стран.
Первым делом – о призах, которые ежегодно вручает Сан-Францисский фестиваль.
«Приз основателей фестиваля» (приз режиссёру) в этом году получит Ричард Линклейтер. Это один из самых интересных независимых режиссёров американского кино. Начав фильмом «Слакер» – который, кстати, был показан на Сан-Францисском фестивале 1991-го года, – за прошедшие два десятилетия Линклейтер снял 18 картин, но в Голливуд не перебрался, а по-прежнему живёт и работает в своём родном Техасе. Фильмы его, в основном, малобюджетные: «Слакер» был снят вообще за 27 тысяч долларов, а популярная трилогия «Перед восходом» (1995), «Перед закатом» (2004) и «Перед полуночью» (2013) обошлась меньше чем по три миллиона за фильм, что по нынешним временам кажется невероятным. (Для примера – последняя картина Мартина Скор сезе «Волк с Уолл-стрита» обошлась в 100 миллионов долларов).
На 57-м Сан-Францисском фестивале будет показан последний фильм Линклейтера «Отрочество» (Boyhood). Этот фильм уже побывал на Берлинском фестивале, где был удостоен приза за лучшую режиссуру.
Вручение премии Ричарду Линклейтору – за которым последует демонстрация картины «Отрочество» – состоится 2-го мая в кинотеатре Castro. Начало в 7 вечера.
«Приз имени Мела Новикова», присуждаемый за пропаганду киноискусства, получит англичанин, историк кино и кинокритик Дэвид Томсон, многие годы живущий в Сан-Франциско. Томсон – автор более тридцати книг, среди которых и биографические работы об Орсоне Уэллсе, Дэвиде Селзнике, Бетти Дэвис, Гари Купере, Марлоне Брандо, и книги по истории Голливуда, и популярные в Америке справочники, состоящие из минирецензий на выбранные автором самые, с его точки зрения, значительные фильмы.
Рецензии Томсона регулярно печатаются в «Нью-Йорк Таймс», «Нью Репаблик», «Салон» и других престижных либеральных изданиях.
По традиции лауреат «Приза имени Новикова» выбирает один из своих любимых фильмов для включения в программу фестиваля. Дэвид Томсон назвал картину Престона Стёрджеса «Леди Ева» (The Lady Eve, 1941). Вручение премии Томсону и демонстрация фильма – 4-го мая в кинотеатре Kabuki. Начало в три часа дня.
Пока не объявлены лауреаты «Приза имени Питера Оуэна» (приз актёру) и «Приза Мориса Канбара» (сценаристу).
В нынешнем году в Сан-Франциско не привезут ни одного фильма из России. На пресс-конференции кто-то из журналистов даже пошутил, что фестивальная команда присоединилась к бойкоту России после захвата Крыма.
На самом деле отсутствие фильмов из России связано с тем, что российские фильмы практически не были представлены на крупнейших мировых фестивалях прошлого и начала нынешнего года. Единственный заметный российский фильм «Долгая счастливая жизнь» режиссёра Бориса Хлебникова, попавший на прошлогодний Берлинский фестиваль, немедленно был подхвачен там составителями сан-францисской программы и показан на прошлогоднем Сан-Францисском фестивале.
Если быть абсолютно точным, два фильма из России на нынешнем фестивале всё-таки есть. В сборных программах короткометражных и мультипликационных фильмов вы найдёте шестиминутный мультфильм Юлии Ароновой «Моя мама – самолёт» и тринадцатиминутный документальный фильм Кристины Пичи «Зима».
Но ни самая интересная российская игровая картина прошлого года «Географ глобус пропил» Александра Велединского, ни самая значительная документальная – лента Виталия Манского «Труба», к сожалению, до Сан-Франциско не добрались.
Вот фильмы, которые я – по разным причинам – отметил для себя в программе фестиваля. Может быть, какие-то из них заинтересуют и наших читателей.
«Младший брат» – режиссёр Серик Апримов. Апримов, режиссёр из Казахстана, снял свой первый фильм «Конечная остановка» в 1989 году, ещё в Советском Союзе. Его работы с успехом были показаны на разнообразных фестивалях. (BAUYR (Little Brother – 28 апреля 6.30, Рacific Film Archive; 3 мая 1.00, Kabuki; 7 мая 9.15, Kabuki).
«Свидания вслепую» – режиссёр Леван Когуашвили. Молодой грузинский режиссёр, выпускник кинофакультета Нью-Йоркского университета. Его первая игровая картина «Прогульщик» была показана в конкурсной программе фестиваля в Роттердаме. На фестивале в Висбадене она была удостоена главного приза «Золотая лилия». Премьера фильма «Свидания вслепую» состоялась на фестивале в Торонто. (BLIND DATES – 25 апреля 9.00, Kabuki; 27 апреля 8.15, Рacific Film Archive; 29 апреля 6.30, New People).
«Замечательный музей» – режиссёр Джонес Хольцхаусен. Документальный фильм о реконструкции венского «Музея истории искусств», одного из крупнейших художественных музеев мира. (THE GREAT MUSEUM – 26 апреля 6.30, Kabuki; 1 мая 7.00, New People).
«Рукописи не горят» – режиссёр Мохаммад Расулоф. Фильм одного из самых интересных иранских режиссёров. На Каннском фестивале 2013 года удостоен приза ФИПРЕССИ. Герой фильма, писатель Казаров, пытается вывести из Ирана рукопись своей мемуарной книги о притеснениях интеллигенции и о своём пребывании в тюрьме (куда он был заключён по политическим мотивам). Мохаммад Расулов сам побывал в иранской тюрьме, так что фильм носит в определённом смысле автобиографический характер. (MANUSCRIPTS DON’T BURN – 25 апреля 8.40, Рacific Film Archive; 27 апреля 4.00, Kabuki; 29 апреля 9.00, Kabuki).
«Другой. Странное длинное путешествие Боба Вира» – режиссёр Майк Флейс. Документальная лента о замечательном гитаристе группы Grateful Dead Бобе Вире, судьба которого была оставаться «вторым» в тени Джерри Гарсии. (THE OTHER ONE: THE LONG STRANGE TRIP OF BOB WEIR – 29 апреля 8.50, Рacific Film Archive; 2 мая 9.30, Kabuki).
«Пало-Алто» – режиссёр Гиа Коппола. Первая режиссёрская работа внучки Фрэнсиса Форда Копполы. (PALO ALTO – 3 мая 7.30, Kabuki).
«Возвращение в Хомс» – режиссёр Тала Декай. Документальная лента о гражданской войне в Сирии, отмечена призом фестиваля в Сандансе. (RETURN TO HOMS – 4 мая 9.00, Kabuki; 6 мая 6.30, Рacific Film Archive; 7 мая 6.15, Kabuki).
«Истории о еде для души» – режиссёр Тонислав Христов. Документальный фильм о болгарской деревне, где мирно сосуществуют мусульмане, христиане и атеисты-коммунисты. Жителей деревни Сатовича разделяют разные политические взгляды, но объединяет любовь к еде. (SOUL FOOD STORIES – 30 апреля 6.00, Kabuki; 3 мая 3.30 New People; 6 мая 1.00, Kabuki).
«Мандарины» – режиссёр Заза Урушадзе. События фильма разворачиваются во время грузино-абхазской войны 1992-93 гг. Герой картины Иво, эстонец, живущий в Абхазии, принимает под свою крышу двух раненых солдат – грузина и чеченца-наёмника, воюющего на стороне абхазов. (TANGERINES – 26 апреля 9.00, Kabuki; 27 апреля 6.15, Kabuki; 6 мая 8.30, Рacific Film Archive).
«Молода и прекрасна» – режиссёр Франсуа Озон. Новый фильм модного французского режиссёра, чьи картины, в моём представлении, не выходят за границы эротического китча, рассказывает историю школьницы Изабель, которая даёт объявление на сайте знакомств и начинает встречаться с состоятельными мужчинами не из-за денег, а для развлечения. (YOUNG AND BEAUTIFUL – 28 апреля 9.30, Kabuki; 1 мая 3.45, Kabuki).
«Злоупотребление слабостью» – режиссёр Катрин Брейя. На мой вкус, Катрин Брейя относится к той же компании режиссёров, что и Франсуа Озон, режиссёров, фильмы которых приходится смотреть по необходимости, чтобы ориентироваться в кинопроцессе. По-моему, натужная серьёзность и наигранная глубокомысленность этих лент лишь слегка прикрывает полнейшую пустоту. Даже, как в случае с фильмом «Злоупотребление слабостью», когда сюжет основывается на реально происшедших событиях. Перенёсшая инсульт женщина-кинорежиссёр каким-то загадочным образом попадает под психологическое влияние жулика, которого она собирается снимать в своём новом фильме. В результате жулик вымогает у неё значительную сумму денег. Выдающаяся актриса Изабель Хупперт, конечно, может сыграть всё, даже телефонную книгу, но если режиссёр в состоянии предложить зрителям только вот такое объяснение случившемуся: «Это была я. Это была не я», никакая игра не сможет наполнить смыслом то, что смысла не имеет. (ABUSE OF WEAKNE, 1 мая 9.00, Kabuki).
«Агнес Варда: Отсюда – туда» – режиссёр Агнес Варда. Пятисерийный документальный фильм, снятый для французского телевидения. В Париже, Берлине, Буэнос-Айресе, Порто, Санкт-Петербурге и Венеции 85-летняя Агнес Варда, классик французского кино, интервьюирует художников и кинематографистов, своих друзей и знакомых: Криса Маркера, Александра Сокурова, Мануэля де Оливейро. (AGNES VARDA: FROM HEAR TO THERE – 26 апреля 2.00 New People; 4 мая 1.30, Рacific Film Archive; – все пять серий за один шестичасовой сеанс; с 28 апреля по 2 мая 12.30, New People – по одной серии в день).
Портреты Ричарда Линклетейра и Дэвида Томсона работы Михаила Лемхина
Михаил ЛЕМХИН