37-й кинофестиваль в Милл-Вэлли
В Сан-Франциско и его окрестностях ежегодно проходит огромное количество разнообразных региональных и тематических кинофестивалей. Среди них своим размером, историей и репутацией выделяются четыре: Сан-Францисский международный фестиваль (SFIFF), Кинофестиваль в Милл-Вэлли (MVFF), Еврейский кинофестиваль и LGBT кинофестиваль. Самый крупный и самый амбициозный из них, Сан-Францисский международный фестиваль, начинал как конкурсный. Но довольно быстро от конкурса отказался. […]
В Сан-Франциско и его окрестностях ежегодно проходит огромное количество разнообразных региональных и тематических кинофестивалей. Среди них своим размером, историей и репутацией выделяются четыре: Сан-Францисский международный фестиваль (SFIFF), Кинофестиваль в Милл-Вэлли (MVFF), Еврейский кинофестиваль и LGBT кинофестиваль.
Самый крупный и самый амбициозный из них, Сан-Францисский международный фестиваль, начинал как конкурсный. Но довольно быстро от конкурса отказался. Репутация его от этого не сильно пострадала, поскольку получить первосортные фильмы в конкурс очень трудно: все они распределяются среди ведущих мировых киносмотров – Канны, Венеция, Берлин. А устраивать соревнование среди второстепенных картин – занятие не очень благодарное. Отказавшись от конкурса, SFIFF твёрдо занял своё место, место крупнейшего регионального киносмотра в США. Но размер и возраст (фестиваль в Сан-Франциско – старейший на Американском континенте) ещё не определяют качества.
У Сан-Францисского киносмотра были годы процветания, были спады, связанные, главным образом, с тем, кто стоял у фестивального руля. Здесь многое определяется личностью директора – его идеями, его связями и репутацией в киномире, а также его активностью в сборе денег для фестиваля.
В годы, когда SFIFF руководил Питер Скарлет, а миллиардер Джордж Ганд был основным спонсором, этот киносмотр процветал. После ухода Питера некомпетентность нового руководства и организационная неразбериха серьёзно подорвали фестивальную репутацию. Положение стабилизировалось с приходом в 2005-году Грэма Леггета, но после его смерти в 2011 году SFIFF снова погрузился в хаос.
В отличие от Сан-Францисского, киносмотр в Милл-Вэлли демонстрирует завидную стабильность. Его основатель Марк Фишкин продолжает возглавлять фестиваль и сегодня, 37 лет спустя. Судя по всему, MVFF не испытывает ни финансовых проблем, ни проблем с посещаемостью. Похоже, что он достаточно точно отражает вкусы образованной и довольно состоятельной публики, проживающей за мостом «Золотые ворота». Атмосфера расслабленная, погода, как правило, отличная, публика дружелюбная, вид из окна гостиницы потрясающий, поэтому кинематографисты обычно с готовностью откликаются на приглашение приехать на фестиваль. Что, в свою очередь увеличивает не только его престиж, но и посещаемость фильмов.
По количеству зрителей MVFF почти догнал SFIFF: 60 тысяч в Милл-Вэлли, 70 тысяч в Сан-Франциско (при том, что киносмотр в СФ продолжается 14 дней, а в Милл-Вэлли всего 11).
Думаю, не разочарует публику и MVFF нынешнего года, который будет проходить со 2 по 12 октября в кинотеатрах Sequoia (Милл-Вэлли), San Rafael Film Center (Сан-Рафаэль) и Lark (Ларкспур).
Программа включает в себя 200 фильмов из 50 стран. Перечислю некоторые из них.
«Два дня, одна ночь» (Two Days, One Night). Новый фильм двухкратных победителей Каннского фестиваля (“Розетта”, 1999 и “Дитя”, 2005) бельгийцев братьев Дарденн.
Руководство небольшой фирмы, испытывающей финансовые трудности, поставило коллектив перед выбором: либо отказаться от обещанной премии по 1000 евро на человека, либо уволить одного из сотрудников. Сотрудником оказалась Сандра, перенёсшая недавно нервный срыв, и большинство проголосовало за её увольнение. Однако, по настоянию одной из тех, кто голосовал против увольнения, директор согласился провести повторное голосование. Оно назначено на понедельник, и за два дня, субботу и воскресенье, Сандра (которую великолепно играет Марион Котильярд) пытается убедить сослуживцев голосовать за неё.
Премьера картины состоялась на Каннском фестивале нынешнего года, и многие критики полагали, что фильм не получил высшей награды только потому, что братья Дарденн уже были отмечены ею дважды.
С моей точки зрения, эта картина – не лучшая работа Жана-Пьера и Люка Дарденн, но, с другой стороны, если сравнивнить её с конкурентами по фестивалю, она по праву могла бы получить ещё одну «Золотую пальмовую ветвь».
Сеансы 11 октября в 17. 45, Sequoia 1; 12 октября в 14.00, Rafael 1
“Чародей” (Magician) режиссёр Чак Вокман. Монтажный фильм об Орсоне Уэллсе.
У режиссёра этого фильма гораздо больше амбиций, чем умения организовать повествование, но так как материалы, из которых Вокман монтирует картину, достаточно интересны и сами по себе, эту ленту стоит посмотреть.
Сеансы 10 октября в 19. 00, Rafael 1; 12 октября в 11.00, Lark.
“71”. 1971 год, Белфаст. Герой фильма, молодой английский солдат, отставший от своего подразделения, пытается выжить во враждебном городе.
Режиссёру-дебютанту Яну Деманжу удалось создать захватывающий триллер.
4 октября в 14. 45, Lark; 7 октября в 11. 15, Sequoia 1.
“Облака Зильс Марии”(Clouds of Sils Maria). Фильм одного из ведущих французских режиссёров Оливье Ассияса. В главной роли – Жюльетт Бинош.
В двух словах сюжет: героиня фильма, актриса Мария Эндерс, получает приглашение сыграть в пьесе, которая двадцать лет назад сделала её знаменитой. Но теперь ей предлагают сыграть не 18-летнюю девушку, а немолодую женщину.
3 октября в 20.45 15, Sequoia 1; 6 октября в 13 часов, Rafael 1
“Дипломатия” (Diplomacy). Новый фильм немецкого классика, обладателя каннской «Золотой пальмовой ветви» и американского «Оскара» Волкера Шлёндорфа.
В 1944 году немецкий комендант Парижа генерал Дитрих фон Хольтц получил приказ Гитлера: держать оборону, защищая улицу за улицей, дом за домом. Но если Париж придётся оставить, говорил приказ, город должен быть стёрт с лица Земли. Были заминированы мосты, центры городских коммуникаций, исторические монументы. Всё было готово, и подрывники ждали только команды фон Хольтца. Однако образцовый генерал вермахта не выполнил приказ фюрера. Почему фон Хольтц не выполнил этот приказ?
Шлёндорф предлагает своё объяснение.
4 октября в 20.00, Sequoia 1; 8 октября в 15.30, Rafael 3
“Гет, процесс Вивиан Амсалем” (Gett: The Trial of Vivianе Amsalem). Фильм израильских режиссёров брата и сестры Шломи и Ранит Элькобец. Эта картина получила приз израильской академии киноискусства «Офир» как лучший фильм года и выдвинута Израилем на американского «Оскара».
Картина рассказывает об израильтянке Лилиан Амсалем, муж которой отказывается дать ей развод («гет»).
Фильм был показан в конкурсной программе Каннского фестиваля.
6 октября в 19. 30, Sequoia 2; 8 октября в 18. 00, Rafael 3
«Легко живётся с закрытыми глазами» (Living is Easy With Eyes Closed).
Фильм испанского режиссёра Дэвида Труэба. Труэба – известное имя в киномире. Фернандо Труэба, старший брат Дэвида, – один из самых уважаемых испанских режиссёров, лауреат «Оскара» 1974 года за фильм “Эра красоты”. Получая оскаровскую статуэтку, он сказал: “Если бы я верил в Бога, то поблагодарил бы его, но я верю лишь в Билли Уайлдера, поэтому выражаю ему свою признательность”. Верить в Билли Уайлдера означает верить в гумманистическое, доброе искусство, которое ищет и умеет показать и поддержать лучшее в людях.
Дэвиду Труэба ещё не случалось получать «Оскара», но, если ему улыбнётся судьба, он, я думаю, с не меньшим основанием может повторить слова, сказанные в 1974 году его старшим братом.
Фильм “Легко живётся с закрытыми глазами” сделан, несомненно, в уальдеровской манере, или точнее, с уальдеровской интонацией.
1966 год. Герой фильма Антонио, школьный учитель английского языка и фанатичный поклонник «Битлз», отправляется на своём стареньком “фиате” в Андалузию, где, он знает из газет, Ричард Лестер снимает картину “Как я выиграл войну”. В этом фильме играет Джон Леннон, и Антонио надеется встретиться и поговорить со своим кумиром. По дороге Антонио подбирает мальчика-подростка, ушедшего из дома, и девушку, которые порознь пытаются автостопом тоже добраться до Андалузии.
Учитель – одинокий неприкаянный холостяк, мальчик убежал из дома, обидевшись на резкость отца, девушка на третьем месяце беременности без дома и семьи. Это путешествие трех случайно встретившихся людей похоже на сказку, и мы постоянно готовы к тому, что жестокая реальность сейчас вмешается и заявит свои права. Дэвид Труэба не закрывает глаза на реальность, он только хочет, напомнить нам, что у добра и великодушия тоже есть свои права.
Картина собрала большой урожай премий испанской каноакадеми “Гойя”: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр, лучшая актрисса, лучший сценарий, лучшая музыка.
9 октября в 20. 00, Sequoia 1; 10 октября в 12.45, Rafael
Михаил ЛЕМХИН