36 Сан-Францисский еврейский кинофестиваль
21 июля стартует 36-й Сан-Францисский еврейский кинофестиваль. С 21 по 31 июля фестивальные фильмы можно будет посмотреть в Сан-Франциско, с 23 по 28 июля в Пало-Алто, с 29 июля по 4 августа в Беркли, с 5 по 7 августа в Окланде и в Сан-Рафаэле. В Сан-Франциско фестивальные просмотры, как обычно, будут проходить в кинотеатре «Castro». Кинофорум откроется фильмом аргентинского режиссёра Даниэля Бурмана «Десятый человек» (Tenth Man). Среди шестидесяти семи фестивальных картин […]
21 июля стартует 36-й Сан-Францисский еврейский кинофестиваль.
С 21 по 31 июля фестивальные фильмы можно будет посмотреть в Сан-Франциско, с 23 по 28 июля в Пало-Алто, с 29 июля по 4 августа в Беркли, с 5 по 7 августа в Окланде и в Сан-Рафаэле.
В Сан-Франциско фестивальные просмотры, как обычно, будут проходить в кинотеатре «Castro». Кинофорум откроется фильмом аргентинского режиссёра Даниэля Бурмана «Десятый человек» (Tenth Man). Среди шестидесяти семи фестивальных картин этого года подавляющее большинство – работы американских и израильских режиссёров.
Фильмов из России в этом году нет. Восточная Европа представлена только четырьмя лентами: украинской «Песнь песней» (Song of Songs) режиссёра Евы Нейман, польской «Зерно правды» (A Grain of Truth) режиссёра Бориса Ланкоса и двумя венгерскими – «Утренний жар» (Fever At Dawn) режиссёра Питера Гардоша и «Держитесь тихо» (Keep Quiet) Сэма Блэйра и Джозефа Мартина.
Я пока не видел ни одного из этих фильмов, но описания в каталоге фестиваля меня заинтересовали. «Утренний жар» – картина о молодом человеке, пережившем Холокост. Он болен, и врач в лагере для беженцев даёт ему максимум шесть месяцев жизни, однако молодой человек не хочет умирать, не испытав настоящую любовь. «Держитесь тихо» – рассказ о некоем антисемите, отрицателе Холокоста, занимавшем важную позицию в венгерской крайне правой партии, который вдруг узнаёт, что родители его матери были евреями. «Зерно правды» – криминальный триллер, в котором евреев в маленькой польской деревне обвиняют в ритуальных убийствах. «Песнь песней» – вольная экранизация одного из рассказов Шолом-Алейхема из книги «Тевье-молочник».
«Утренний жар»
Сан-Франциско (Castro) – 26 июля, 20.55
Пало-Алто (Cinearts) – 28 июля, 15.45
Беркли (Roda Theatre) – 29 июля, 21.00
«Держитесь тихо»
Сан-Франциско (Castro) – 30 июля, 16.40
Беркли (Roda Theatre) – 3 августа, 18.30
«Зерно правды»
Сан-Франциско (Castro) – 25 июля, 13.40
Окланд (Piedmont Theatre) – 5 августа, 20.50
«Песнь песней»
Сан-Франциско (Castro) – 27 июля, 12.00
Беркли (Roda Theatre) – 3 августа, 14.05
Как фотографа меня заинтересовал фильм израильтянина Гилада Барама «Куделка снимает на Святой земле». Иозеф Куделка – выдающийся художник, один из крупнейших мастеров фотографии второй половины 20 века. Он родился в 1938 году в Чехословакии, учился в Пражском Техническом университете, после его окончания работал авиаконструктором. Увлечение фотографией заставило Куделку сменить специальность. Он снимает ландшафты, городские жанровые сценки, театр. В 1961 году он начал снимать в цыганских таборах и в деревнях, где жили цыгане – сначала в Чехии и Словакии, а потом ещё и в Румынии.
Эти фотографии – впоследствии объединённые в книгу «Цыгане» – и обеспечили репутацию Куделке, когда он оказался на Западе. Но, вероятно, самыми знаменитыми фотографиями Иозефа Куделки стали кадры, сделанные им в Праге после 21 августа 1968 года. Фотографии советских танков на улицах чешской столицы обошли газеты и журналы всего мира. Сегодня, почти сорок лет спустя, книга Иозефа Куделки «Вторжение 68: Прага» – не только одно из важнейших эмоциональных свидетельств оккупации, но и, по-моему, один из наиболее значительных образцов документальной фотографии 20 века.
В 1969 году Куделка покинул Чехословакию. Он жил в Лондоне, потом обосновался в Париже, став членом кооперативного фотоагентства «Магнум» (которое в 1947 году основали Роберт Капа, Давид Сеймур и Анри Картье-Брессон). Именно в «Магнум» попали негативы Куделки, подпольно вывезенные в 1968 году из Чехословакии. По требованию агентства при первой публикации, когда Иозеф был ещё в Чехословакии, фотографии были подписаны не именем автора, а «P.P.» (Prague Photographer).
Куделка – лауреат всех без исключения престижных фотографических премий. В 1969 году ему была присуждена Золотая медаль Роберта Капы, в 1978 – Приз Надара, в 1991 году – Премия Картье-Брессона, в 1992 – Приз фонда Хасельблада.
В начале 90-х годов Куделка увлёкся панорамной фотографией. В поисках выразительных ландшафтов он со своей камерой объездил весь мир, возвращаясь при этом по три, четыре, пять раз в заинтересовавшие его места.
Короче говоря, герой картины – человек чрезвычайно интересный. Но фильм, снятый молодым израильским документалистом Гиладом Барамом, получился скучным.
Куделка подолгу выбирает подходящую точку съёмки, ракурс, ждёт выразительного света, перезаряжает камеры, рассматривает контрольки, напечатанные с кадров, сделанных им в тех же местах во время его предыдущих визитов. И между прочим комментирует увиденное. Куделка знает, что он делает, но, чтобы показать его работу, не обязательно фиксировать подряд десять минут, потраченные им на один кадр.
Наверное, зрителям было бы интересно узнать о биографии Куделки немного больше, чем несколько слов, которые уделяет ей Гилад Барам, и, разумеется, когда смотришь фильм (или, скажем, читаешь книгу) о художнике, рассчитываешь узнать что-то о его философии искусства, – по крайней мере, философии того вида искусства, которым этот художник занимается. Ничего такого вы не узнаете из фильма Гилада Барама.
«Куделка снимает на Святой земле»
Сан-Франциско (Castro) – 25 июля, 16.00
Беркли (Roda Theatre) – 31 июля, 13.55
В фестивальной программе есть один фильм, который сразу привлёк моё внимание и, я уверен, привлечёт внимание всех любителей кино, читающих нашу газету. Фильм называется «Наташа». Он сделан в Канаде, но за исключением трёх-четырёх реплик, герои этой картины говорят только по-русски.
Шестнадцатилетний Марк и его родители – еврейские эмигранты из Риги. Они живут в Торонто уже десять лет. Дядя Марка выписывает из Москвы невесту – молодую женщину, которая приезжает с четырнадцатилетней дочкой Наташей. Я не стану пересказывать фильм – надеюсь, что читатели его посмотрят. Скажу только, что между Наташей и Марком возникают отношения, которые в какой-то момент ставят юношу перед выбором: сделать то, что ему подсказывают чувства и совесть, или забыть о Наташе, как будто он никогда не встречал её, и жить-поживать, как раньше.
Опубликованный в 2004 году в журнале «Харпер» рассказ «Наташа» стал первой публикацией Давида Безмозгиса. В том же 20О4 году появилась книга этого автора «Наташа и другие рассказы», изданная самым престижным американским издательством Farrar, Straus and Giroux. С тех пор Давид Безмозгис (как и герой его рассказа «Наташа», в шестилетнем возрасте приехавший в Канаду из Риги) опубликовал ещё несколько рассказов и два романа: The Free World («Свободный мир», 2011) и The Betrayers («Предатели», 2014).
Кроме того, Давид Безмозгис поставил по собственному сценарию картину Victoria Day («День Виктории», 2008). «Наташа» – второй полнометражный фильм этого режиссёра.
«Наташа»
Сан-Франциско (Castro) – 26 июля, 18.20
Пало-Алто (Cinearts) – 27 июля, 19.50
Беркли (Roda Theatre) – 29 июля, 18.25
Сан-Рафаэль (Rafael Film Center) – 6 августа, 20.30
***
Это мои рекомендации. Полную информацию о фильмах можно получить на сайте фестиваля www.sfjff.org.
Я уверен, что, полистав фестивальную программу, вы найдёте еще с десяток фильмов, которые вас заинтересуют.
Михаил ЛЕМХИН