2024: концерты, спектакли, фильмы
Симфонический год SF Symphony богат громкими именами. Ицхак Перлман привезет «Дом скрипача» – концертную программу из номеров клезмерской музыки, жанра, сформировавшегося в XVII веке.
Скрипка – один из ведущих инструментов в клезмере, и Перлман, несомненно, продемонстрирует свое виртуозное владение инструментом. В масштабном концерте принимают участие музыканты – мастера клезмера (саксофон, кларнет и мандолина, аккордеон, ударные) и ансамбль Klezmer Conservatory Band и вокалисты.
Itzhak Perlman: In the Fiddler’s House
21 января
Майкл Тилсон-Томас известен как тонкий интерпретатор Малера, и на этот раз он и оркестр филармонии сыграют Пятую симфонию этого композитора. Концерт также ознаменует полувековую дату первого обращения МТТ к наследию великого Малера.
MTT Conducts Mahler 5
25 января, Open Rehearsal, 10 am
25, 26, 27 января, 7:30 pm
Два концерта камерной музыки с различной программой прозвучат 28 января.
В музее Legion of Honor первая скрипка оркестра Александр Баранчик, виолончелист Петер Вурик и Антон Нел за фортепиано предложат слушателям фортепианное трио Гайдна, партитуру Баха и фортепианное трио Мендельсона.
Chamber Music at Legion of Honor
28 января, 2 pm
В зале филармонии прозвучат новое сочинение сан-францисского композитора Шинджи Эшима «Гимн для нее», соната Дебюсси и фортепианное трио.
Chamber Music at Davies Symphony Hall
28 января, 2 pm
Двадцатишестилетний пианист-виртуоз из Массачусетса Эрик Лю выступает с ведущими симфоническими оркестрами по всему миру.
В сольный концерт в Сан-Франциско он включил четыре импровизации Шуберта и Третью фортепианную сонату Шопена.
Eric Lu
31 января, 7:30 pm
Финский дирижер Юкка-Пекка Сарасте возглавит оркестр филармонии в трех концертах. Прозвучат Шестая симфония Франца Шуберта и Седьмая симфония Бетховена.
Saraste Conducts Beethoven 7
2–3 февраля, 7:30 pm
4 февраля, 2 pm
Кино под живую музыку и Джеймс Бонд
Джеймс Бонд и Дэниел Крейг продолжат подвиги под дирижерскую палочку Мартина Кэмбелла в «Казино “Рояль”» (2006) в двадцатом фильме об агенте 007.
Casino Royale
8–9 февраля, 7:30pm
Стинг
День святого Валентина отмечен двумя концертами Стинга. В послужном списке британца – 100 миллионов проданных пластинок, 17 «Грэмми» и других титулов и наград. Певец выступит в сопровождении оркестра филармонии. Билеты были проданы в первый день объявления концерта.
Sting and the San Francisco Symphony
14–15 февраля, 7:30 pm
sfsymphony.org
Открытие балетного сезона
В программе гала – торжественные речи основных лиц Балета Сан-Франциско и выступления ведущих артистов труппы в восьми балетных номерах: Hurry up, We’re Dreaming Джастина Пека, в па-де-де на музыку Чайковского и сценах из «Сна в летнюю ночь» Джорджа Баланчина, представленных в новом сезоне, с участием ведущих артистов труппы.
На сцене также появится Юань Юань Тан, завершающая свою балетную карьеру, в дуэте с Тийтом Хелеметсом. Дресс-код black tie распространяется также на продолжение вечера в Сити-Холле после представления. Балетное гала, наряду с открытием оперного сезона, одно из основных светских мероприятий года.
Opening Night Gala
24 января
«Вполне смертные»
Иммерсивно-хайтековский балет канадки Азур Бартон по мотивам мифа о ящике Пандоры открывает сезон под руководством Тамары Рохо, сменившей бесконечно долго уходившего на пенсию Хелги Томассона. Но вот все же свершилось, и, несмотря на бескрылое «Лебединое озеро» предшественника в афише, есть надежда на обновление репертуара подобно тому, как это произошло в SF Symphony с приходом Салонена.
«Вполне смертны» удивляет никогда прежде не виданными на сан-францисской балетной сцене лазерно-световыми эффектами, созданными для спектакля компанией из Барселоны Hamill Industries, специализирующейся на создании визуальных компьютерных эффектов. Их разработки были отмечены наградами, и им, несомненно, принадлежит собственное место на инновационном рынке новых технологий. По звуковым и аудиоэффектам с ними в команде работает британец Сэм Шеперд, пользующийся псевдонимом Floating Points. В свои 38 лет он добился ведущей позиции не только в электронной музыке, но и в ее модификациях и поджанрах тру-хип-хоп, тустеп-гараж и буги-вуги-хаус. До прихода в музыку он получил в двадцать два года степень по молекулярной генетике. Его композиции и диджей-миксы отражают влияние британских прогрессивных музыкальных течений и собственного научного бэкграунда.
Соединение хореографического языка Бартон с визуально-звуковым рядом обещает час пятнадцать минут без антракта интенсивного балетного действия, поднимающего вопросы ИИ (искусственного интеллекта) языком танца. Любопытно, что авторы использовали ИИ при создании спектакля о ящике Пандоры и ее поисках себя в конфликтном и переполненном гаджетами мире.
Mere Mortals
26 января – 1 февраля
«Британские иконы»
Название второй программы сезона обосновано именами двух хореографов: Кеннета Макмиллана (1929–1992) и Фредерика Аштона (1904–1988). И это две премьеры.
Song of the Earth («Песнь о земле») Макмиллан поставил в 1965 г. и так суммировал идею своего одноактного балета: «Мужчина и женщина; смерть забирает его, и вот они оба принадлежат смерти, но в финале мы понимаем, что смерть несет в себе также надежду и обновление». Симфония Малера (1909) для двух голосов (сопрано и тенора) и оркестра состоит из шести песен. Три действующих лица, женщина, мужчина и посланник смерти, – герои балета.
Фредерик Аштон поставил Marguerite and Armand («Маргарита и Арман») для 25-летнего Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн в 1963 году на музыку сонаты Ференца Листа. Фонтейн было сорок пять. Признанная прима и начинавший свой звездный путь на Западе Нуреев самозабвенно танцевали балетную любовь; их взаимная симпатия сохранилась до самого конца.
В спектакле 14 февраля в роли Маргариты на сцену в последний раз выйдет Юань Юань Тан, завершив свой 23-й сезон.
История трагической любви парижской куртизанки и молодого повесы легла в основу романа Александра Дюма «Дама с камелиями» (1848), вдохновившего Джузеппе Верди на написание оперы «Травиата» в 1853 году.
Одноактный балет Аштона открывается сценой, когда умирающая от туберкулеза героиня переносится в воспоминаниях и горячечном бреду к прошлому. В финале прозревший Арман рвется к постели возлюбленной, но поздно: она мертва.
Удивительным образом балетный сюжет и печальный конец жизненного пути Марго Фонтейн, умершей от рака в 1991-м, рифмуются. Нуреев тайно оплачивал ее медицинские счета, когда на балерину навалились болезнь и бедность. Сам он пережил ее на два года.
Marguerite and Armand
9–15 февраля
sfballet.org
Ретроспектива Тарковского
В Roxie, последнем бастионе артхаусного кино в Сан-Франциско, проходит ретроспектива Андрея Тарковского.
Timeless Echoes: A Tarkovsky Retrospective
До 24 февраля
Также демонстрируется документальный фильм-портрет Anselm. Вим Вендерс исследует художественный метод известного немецкого художника, скульптора и фотографа Ансельма Кифера и феномен его всемирной славы.
До 25 января
Только в Roxie можно посмотреть фильм вьетнамского режиссера Фам Тьен Ана Inside the Yellow Cocoon Shell – призер Каннского кинофестиваля.
До 28 января
roxie.com
Театр
О проблемах ИИ (искусственного интеллекта) и высоких технологий в повседневной жизни и об их не всегда положительном влиянии на человеческую психику – трагикомедия Big Data («Большой объем информации») в театре A.C.T. Мировая премьера пьесы снова объединила в творческую команду режиссера Пэм Маккиннон и драматурга Кейт Аттуэлл.
Две пары влюбленных или партнеров, называйте как хотите, пытаются строить отношения в современном американском технологическом мире, испытывающем их и их чувства на прочность.
Big Data
15 февраля – 10 марта
act-sf.org
«Лучшее с Бродвея»
The Wiz («Волшебник»), мюзикл по мотивам сказки Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз», отмечает гастролями по всей стране свое сорокалетие. Действие и персонажи перенесены в контекст афроамериканской культуры и музыки.
В 1975 году бродвейский спектакль собрал урожай наград.
Многие помнят участие в нем Дайаны Росс и Майкла Джексона.
Golden Gate Theatre
17 января – 11 февраля
MJ
О Майкле Джексоне и его Dangerous World, гастрольном туре 1972 года, британский хореограф и режиссер Кристофер Уилдон поставил мюзикл, прослеживая взлет Джексона к вершинам мировой славы в рамках одного конкретного года. За кадром остались разногласия в оценке фигуры поп-идола в свете его личной жизни, скандалов и судебных разбирательств.
Уилдон начинал как балетный артист, позднее стал хореографом с узнаваемым геометрическо-эротическим стилем в своих абстрактных одноактных балетах, сопрягая тела в чувственно-метафизические комбинации. В большом формате (балеты «Золушка», «Зимняя сказка», «Алиса в Стране чудес») он тяготеет к зрелищности и эстетике лас-вегасских шоу.
Удачным оказался его бродвейский мюзикл «Американец в Париже» (2015) по мотивам голливудского фильма 1951 года, а MJ демонстрирует крепкое владение Уилдоном законами музыкального театра и мюзикла, прежде всего движением и танцем.
MJ Orpheum Theatre
30 января – 25 февраля
Вопросы, вопросы
Авторы спектакля Cult of Love задают вопросы о вере, а именно о христианстве в контексте американской семьи. Едкая сатира с элементами гротеска сосредоточена на семействе с четырьмя взрослыми отпрысками. Они собираются в родительском доме для празднования Рождества. Что из этого получается – вопрос, вопрос…
Пьесу написала Лесли Хедланд, известная по сериалам Russian Doll и Bachelorette.
Cult of Love
Berkeley Rep
26 января – 3 марта
berkeleyrep.org
Cal Performances – сцена, открытая миру
Джазовая певица и композитор Сесиль Маклорин Сальван – лауреат двух десятков музыкальных премий. Она постоянный гость джазовых фестивалей и автор успешных альбомов.
Cecile McLorin Salvant
25 января
Балет Трокадеро-де-Монте-Карло был основан в 1974 году. В труппе только мужчины, обязательно на пуантах, воплощающие образы великих балерин прошлого. Часто звучат вымышленные русские имена – дань дягилевским сезонам, Анне Павловой, Тамаре Карсавиной и далее по списку. «Умирающий лебедь» – непременный хит их программ.
Половина труппы Трокадеро не пережила эпидемию СПИДа. Пришли новые артисты, но буффонно-пародийный стиль спектаклей сохранился. Трокс, как их называют сокращенно, – это русская классика, доведенная до абсурда иронией и юмором, желанием все утрировать. Кредо труппы – карикатурная пародия и язвительный взгляд на классический балет с его багажом клише и традиций.
Les Ballet Trocadero de Monte Carlo
27–28 января
Рене Флеминг, знаменитая оперная певица, даст сольный концерт, в программе которого – Григ, Форе, Лист, Гендель и современные американские композиторы. Ее называют «солнечным и лучащимся светом сопрано» за теплоту и богатство голоса.
За фортепиано – Ховард Уоткинс.
Renee Fleming, soprano Howard Watkins, piano
9 февраля
Замечательный джазовый пианист, композитор и аранжировщик Брэд Мелдау в сольном концерте впервые исполнит свои новые произведения, соединяя элементы поп-музыки, рока, классической традиции и немецкого романтизма, добиваясь уникальных музыкальных интонаций и звучания.
Brad Mehldau: Fourteen Reveries
10 февраля
Знаменитая, прогремевшая в свое время «Весна священная» Пины Бауш на музыку Стравинского приедет на сцену Зеллербах-Холла с участием 30 артистов из 14 африканских стран. Как известно, Питер Брук черпал выразительные средства в африканской культуре, Ариана Мнушкина также обращалась к древним и архаичным культурным пластам. Хранители наследия Бауш, фонд ее имени, парижский Theatre de la Ville и другие арт-организации перенесли ее творение на американскую сцену с новыми участниками, давая публике возможность увидеть классику XX века через оптику африканского континента.
В первом отделении в одноактном балете common ground(s)на двух персонажей танцуют корифей африканского танца Жермен Акони и ее партнер Малу Аираудо.
common ground(s)
The Rite of Spring
16–18 февраля
Невероятный Тейлор Мак с костюмами, поражающими даже освобожденное от ограничений по употреблению марихуаны калифорнийское сознание, споет и сыграет спектакль с непереводимым без психиатрической медицинской терминологии названием, жанр которого обозначен как опера-варьете-травести-шоу с элементами импровизационного и заведомо эпатажного экспериментального театра.
Taylor Mac & Matt Ray’s Bark of Millions
A Parade Trans Extravaganza for the Living Library of the Deviant Theme
23, 24, 25 февраля
calperformances.org
Концерты
В усадьбе Коль в Бурлингейме раз в месяц проходят концерты камерной музыки. За сорок один год здесь выступили многие как известные, так и молодые музыканты.
В программе трио скрипачки Дженнифер Фрауччи, кларнетиста Джона Манасси и пианиста Джона Накаматсу прозвучат шедевры Дебюсси, Шопена, Мийо, Стравинского.
Frautschi, Manasse, Nakamatsu Trio
28 января
Трио Хорзовски создано в 2011 году, название получило от музыкального фортепианного приза, которого было удостоено. Трио считается безупречным исполнителем камерных произведений Бетховена, Шумана и Брамса.
В программе концерта – Фульмер, Бермель, Шихара и Шостакович.
Horszowski Trio
25 февраля
Music at Kohl Mansion
musicatkohl.org
Pivot Festival
На три вечера сцена Herbst Theatre будет отдана музыканту и автору песен Габриэлю Кахане и нью-йоркскому ансамблю Attacca Quartet. Во второй вечер Кахане-пианист выступит с группой Roomful of Teeth. В программе третьего концерта – совместное выступление двух ансамблей и Кахане.
24, 25, 26 января
Пианист-виртуоз Пьер-Лоран Эмар исполнит фортепианные произведения романтической школы.
Pierre Laurent Aimard
27 февраля
Тенор Лоренс Браунли и Кевин Миллер (фортепиано) исполнят арии и вокальные номера. Программа будет объявлена дополнительно.
Lawrence Brownlee, Kevin Miller
29 февраля
Herbst Theatre
sfperformances.org
Опера в Лос-Анджелесе
На преодолимом расстоянии в 390 миль от СФ Опера Лос-Анджелеса приглашает на две одноактные оперы, идущие в один вечер и составляющие целостный спектакль.
Композитор венской школы Александр Цемлинский (1871–1942) написал оперу «Карлик» в 1922 году, позаимствовав сюжет сказки Оскара Уайльда «День рождения инфанты».
Начало музыкальной карьеры Цемлинского было поддержано Иоганнесом Брамсом, позднее его пути пересекались с Антоном Брукнером, а дружеские и семейные связи соединяли с Арнольдом Шенбергом.
Успеху молодого композитора способствовал Густав Малер, дирижировавший его первой оперой в Вене в 1900 г.
С приходом нацизма Цемлинский перебрался в США. Затем последовал период забвения почти в полвека; начиная с 2000-х его произведения вернулись на афиши театров.
Богато инструментированной, с налетом романтизма партитуре соответствует сценическое решение: интерьер испанского перегруженного роскошью дворца и исторические стилизованные костюмы.
Вторым номером стоит премьера в Опере Лос-Анджелеса одноактовки Highway 1, афроамериканского композитора и дирижера Уильяма Гранта Стилла (1895–1968). Он автор двухсот сочинений, в число которых входит девять опер. Музыкальный стиль композитора развивался с 20-х по 60-е годы XX столетия, включая модерн, джаз и американский фольклор.
Действие происходит в маленьком городке на американском Юге, обитатели которого по-разному пытаются противостоять вызовам и ударам судьбы.
Highway 1, USA and The Dwarf
24 февраля – 17 марта
laopera.org
Георгий ВЛАСЕНКО