Знакомое лицо с необщим выраженьем

Share this post

Знакомое лицо с необщим выраженьем

Если вы идете в театр, на афише которого написано, что будет спектакль «Не одна я в поле кувыркалась», нужно сперва узнать, что же это будет. А у кого? Лучше всего у продюсера, но у такого, которому вы доверяете: именно он станет вашим доверенным лицом в этой акции. Если это лицо – Виктор Рашкович, уверен, вы не ошиблись: это знакомое «лицо с необщим выраженьем».

Share This Article
Виктор Рашкович и Борис Сичкин

Разумеется, у каждого зрителя свой вкус и свои намерения, но ведь существует же понятие «рейтинг»! Рейтинг, и стабильно высокий, у Виктора Рашковича есть. Те, кто побывал на спродюсированных им представлениях, как например, на относительно недавних и таких разных по жанру, как спектакли театров Вахтангова и Романа Виктюка, «Лицедеи», «Легенды танго» из Буэнос-Айреса или моноспектакль Максима Аверина, концерты Тимура Шаова и пр., непременно это подтвердят. Почему?

Потому, что в основе успеха В. Рашковича как продюсера – вся его творческая карьера. Успешная творческая карьера – это всегда поиск нового, неизведанного, увлекательного, и это отнюдь не прямая линия. Такова и творческая биография Виктора Рашковича: когда на каком-то этапе приходил успех и можно было воскликнуть: «Эврика», его судьба делала неожиданный поворот, и не всегда можно было с уверенностью сказать, а что же там, за поворотом.

…Творческая карьера Виктора Рашковича началась в Санкт-Петербурге. Будучи известным писателем-сатириком (литературный псевдоним – Виктор Дальский), В. Рашкович регулярно публиковался в популярной российской периодике, начиная с «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты»; много лет сотрудничал с «Театром миниатюр А. Райкина», ведущими российскими актерами-сатириками.

По его сценариям поставлено более 30 телевизионных, документальных и научно-популярных фильмов, несколько спектаклей для детей и юношества. Как литератор и киносценарист Виктор удостоен престижных российских и международных премий.

Однако еще живя в России, Виктор Рашкович, человек, профессионально близкий к театру, ощутил в себе тягу к деятельности театрального импресарио и продюсера. Первые же проекты В. Рашковича – продюсера оказались весьма успешными: в России, Швейцарии, Израиле и Лихтенштейне; прошли гастроли Чикагского симфонического оркестра в России, европейские гастроли популярного российского бит-квартета «Секрет», турне легендарного еврейского певца и композитора рабби Шломо Карлбаха и группы «Земля обетованная».

На его счету уже как американского промоутера – такие разные и такие масштабные, осуществленные совместно с российской хореографической ассоциацией проекты, как серия гала-концертов «Бриллианты мирового балета» и Московский международный фестиваль чечетки с участием суперзвезд всего мира, крупнейший на то время в Европе.

Во всю мощь, хотя и не сразу, продюсерская деятельность В. Рашковича развернулась после его переезда в 1991 году в США. В 1993-м он стал сооснователем (с А. Журбиным) и директором первого в Америке русско-американского театра «Блуждающие звезды»; осуществил гастроли в США, Канаде и Европе ведущих московских театров: им. Вахтангова, Р. Виктюка, «У Никитских ворот» и других; израильского театра «Гешер»; музыкальных коллективов Елены Камбуровой, балета Л. Якобсона; легендарных аргентинских исполнителей танго; «Виртуозов Тель-Авива» и многих других.

Спектакль «Чайка-2288» (по Чехову, с американскими актерами), шедший в 2004 году на Бродвее, в котором В. Рашкович был сопродюсером, журнал Time Out назвал одним из 10 лучших спектаклей года в Нью-Йорке.

Виктор Рашкович создал и успешно продюсировал конкурс юных талантов «Утренняя звезда в Америке». В 2002 году он поразил артистический мир, организовав концерт American Jubilee Singers на юбилее Патриарха Московского всея Руси Алексия II.

Пожалуй, высшее проявление профессионального мастерства Виктора Рашковича как импресарио – многолетнее успешное сотрудничество с крупнейшими нью-йоркскими международными фестивалями искусств: Линкольн-центром и Бруклинской академией музыки.

Он был признан лучшим русскоязычным продюсером Америки – 2010.

В наши дни искусство театра, увы, во многом утратило роль властителя умов, традиционную для российской интеллигенции. Некий современный российский искусствовед заметил: «В сфере искусства сегодня есть один такой всеобщий формат, называется “Чего изволите?”». Я хочу узнать у Виктора Рашковича, как в этой ситуации ведет себя известный продюсер.

– Когда вы ищете артиста или театр для гастролей в Америке, перед вами возникает в условиях такого формата проблема выбора. Влияют ли на ваш выбор вкусы зрителя?

– Еще задолго до того, как я понял, что надо уезжать из России, меня привлекла работа продюсера. Я был человек пишущий, и мне захотелось участвовать в реализации своих проектов и проектов моих друзей. Первым и самым безумным, но тем не менее оказавшимся очень успешным проектом были концерты поющего раввина Карлбаха. Мы объездили весь СССР и дали 22 концерта. Путешествовали с 3 тоннами кошерного питания и огромной группой поклонников Карлбаха со всего мира. Впервые в истории современной России евреи смогли открыто танцевать на сцене с флагами Израиля, с огоньками. Естественно, меня вызывали куда следует, но все кое-как обошлось.

Проблема выбора гастролера существует всегда. Кстати сказать, это не обязательно известная личность или коллектив. В этом случае приходят на помощь опыт, знания, собственный вкус, интуиция. Интересы публики тоже нужно учитывать, но пропускать их через свое видение.

– По приезде в Америку вы сразу стали продюсером?

– Нет, конечно. Но я был упрям и понимал, что мой путь – только этот. Правда, когда я приходил к коллегам-американцам со своими идеями, они с ужасом смотрели на «этого сумасшедшего русского», пусть даже знающего английский. Первым моим самостоятельным проектом в Америке стали концерты Вилли Токарева и чуть позже – несравненной Елены Камбуровой, с которой мы провели почти 85 концертов, 6 туров.

Виктор Рашкович

– У вас уже 30-летний опыт продюсерской работы, охватывающий многие страны. Когда было наиболее трудно?

– Всегда, но особенно – сегодня! То, что происходит сейчас, – полный абсурд. Пример: не называю имена исполнителей, они приезжали в США много раз, в том числе по приглашениям моей компании, имеют список престижнейших наград на полторы страницы, включая международные, четыре эксперта называют их уникальными. А некие серые клерки в соответствующем министерстве Америки отказывают им в визе! Постыдный беспредел! Я запланировал три новых проекта, но совсем не уверен в положительном результате. А это связано и с финансовым риском, и риском для репутации, это и потерянные годы… В России ситуация похожая.

– Кроме продюсерской деятельности, чем вы заняты еще?

– Живя в Америке, перевел с английского языка на русский популярные пьесы, многие годы с успехом идущие в ведущих московских, санкт-петербургских и периферийных театрах России, Украины и Беларуси, а также в Сан-Франциско. Многие печатались в журнале «Современная драматургия». Самая известная – «Несравненная!», вот уже более семи лет идущая в Театре Р. Виктюка в постановке мастера, о худшей в мире певице. Недавно эта история послужила основой голливудского фильма с Мерил Стрип и Хью Грантом в главных ролях. Перевожу и сейчас, хотя найти достойную пьесу крайне непросто. Многие современные, даже вполне востребованные пьесы, увы, не вызывают малейшего моего энтузиазма: неталантливо, пошло и неинтересно. Я подготовил для печати также две оригинальные пьесы, но с их публикацией большие проблемы: как здесь, так и в России.

– Вы были весьма успешны во многих творческих жанрах. Какая-то невероятная творческая палитра. А если бы не меняли своих творческих пристрастий и били в одну точку? Ну, скажем, как писатель-сатирик…

– Ну тогда это был бы не я. А мне это позволило узнать много нового – и о себе, и по жизни. Колоссально расширить свой творческий диапазон, кругозор. Хотя один мой близкий друг как-то воскликнул: «Ты – сумасшедший! Как можно так рисковать, осваивая очередной незнакомый жанр, покоряя неизведанное. А если провал?!»

– Ни о чем не жалеете?

– Наверное, только о 10 первых годах в Америке, когда потрясающе интересные идеи буквально роились в голове и было невероятное желание их реализовать. А вместо этого пришлось в буквальном смысле ползти по жизни, пытаясь выжить и найти свое место под презрительными комментариями и взглядами. В этих взглядах ясно читалось: «Экий же ты  глупец! Совсем не понимаешь, как надо выживать в эмиграции!» Но я твердо знал, что в моем случае даже самые разумные советы вряд ли сработают. Увы…

– И как же вам это удалось?

– Сам не знаю. Просто я каждый день старался что-то сделать на этом пути, временами действительно мучительном и рискованном. Пусть самый крохотный шажок. И ясно понимал, что мне будет невыносимо тяжко жить, чувствуя себя мизерабл, в кубрике: от и до, занимаясь ненавистным делом. И потом, что я, зря до приезда в Америку потратил 20 лет своей творческой жизни?!

– Что предпочитает смотреть Виктор Рашкович как зритель?

– В Нью-Йорке невероятно богатые музыкальная и театральная афиши, и грех этим не пользоваться. Поэтому значительная часть нашего семейного бюджета утекает на культурную жизнь и путешествия: постоянно бываю в Карнеги-холле, в Нью-Йоркской филармонии, в джазовых клубах, стараюсь не пропустить новые бродвейские мюзиклы и музейные выставки.

– Если идете в театр, посоветуйтесь с Виктором Рашковичем!

Виталий ОРЛОВ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »