Жизнь в полумраке

Share this post

Жизнь в полумраке

«Тиккун» – ​режиссёр Авишай Сиван. На иврите с английскими субтитрами. C17 по 23 июня в кинотеатре Alamo Drafthouse New Mission Theater.   Дано мне тело – ​что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? Осип Мандельштам «…истина человеческого бытия заключается не в словах и помыслах человека, но в его теле и действиях этого тела, часто откровенно противоречащих словам». Михаил Ямпольский «Истина тела» Хаим-Аарон живёт в герметичном […]

Share This Article

«Тиккун» – ​режиссёр Авишай Сиван. На иврите с английскими субтитрами.

C17 по 23 июня в кинотеатре Alamo Drafthouse New Mission Theater.

 

Дано мне тело – ​что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

Осип Мандельштам

«…истина человеческого бытия заключается не в словах и помыслах человека, но в его теле и действиях этого тела, часто откровенно противоречащих словам».

Михаил Ямпольский «Истина тела»

Хаим-Аарон живёт в герметичном и почти исключительно мужском мире. Из дома – ​в иешиву, из иешивы – ​домой. Несколько кварталов по узким улочкам Ме Шеарим, старинного еврейского района в Иерусалиме.

Хаим-Аарон всем сердцем погружен в изучение Талмуда, он ни на секунду не сомневается в том, что мир, в котором он живёт, – ​единственно истинный мир.

Так говорят его сердце и его сознание. Но тело выходит из-под контроля, и мы видим, как сознание борется с ним и, наконец, уступает.

«Бог дал нам тело, при помощи которого мы должны прославлять Бога… А я ненавижу моё тело…»

«Значит, ты ненавидишь Бога», – ​говорит ему товарищ по иешиве.

«Нет, я люблю Бога», – ​отвечает Хаим-Аарон.

Он изнуряет своё тело голодом. Студенты отправляются в столовую, Хаим-Аарон остаётся в классе с книгой. Время от времени он что-то записывает огрызком карандаша в маленький блокнот. Сделав запись, прячет блокнот и карандаш в тайник. А когда надо этот огрызок заточить, отщипывает кусочки деревянной карандашной оправы ногтями. Чтобы было больно. Чтобы наказать свою плоть. Точнее, чтобы смирить её, показать ей, что этой плоти он хозяин. И только поняв, что заточить карандаш пальцами он всё равно не в состоянии, Хаим-Аарон берёт огромный кухонный нож. Однако неловким движением вместо карандаша режет себе палец и при виде крови падает в обморок.

Товарищ приносит ему стакан воды. И ставит рядом с таким же стаканом, от которого Хаим-Аарон – ​это видно – ​не отпил ни глотка.

Дома, зайдя в ванную, он пускает воду, но, пока он собирается залезть в ванну, вода перестаёт идти. Хаим-Аарон крутит один кран, другой. Из душа вытекают лишь редкие капли. Он стоит голый и смотрит на своё тело. Мы не знаем, о чём он думает, но видим, что плоть смирить не удалось. Полагает ли он эрекцию грехом? За это ли Хаим-Аарон ненавидит своё тело? Он нерешительно притрагивается к своему возбуждённому члену, и вдруг горячая вода, открученная на полную мощность, обрушивается ему на плечи и спину. Хаим-Аарон кричит и от болевого шока теряет сознание. Ванная наполняется клубящимся паром.

…Двое парамедиков делают массаж сердца, пускают в ход дефибриллятор – ​раз, другой. «Прошло сорок минут», – ​говорит один из них. Больше сделать ничего нельзя – ​Хаим-Аарон мертв.

Хаим-Аарон мертв, но отец юноши не может в это поверить, и, заняв место отошедшего парамедика, с каким-то сомнамбулическим упорством продолжает быстрыми толчками давить на грудь юноши.

Хаим-Аарон мёртв, и вдруг у него появляется пульс. Он снова среди живых. Учёный человек, наверное, скажет, что душа его не очистилась от притязаний тела и не может перебраться в иной мир? На это намекает название фильма*. Иначе сказать: тело заставило душу оживить тело, то есть себя.

Кадр из фильма «Тиккун»
Кадр из фильма «Тиккун»

Хаим-Аарон теперь ещё больше сконфужен. Везде он чувствует себя чужим. Он продолжает ходить по земле. Но ведь он же умер!

«Надо уважать мёртвых» – ​говорит он матери.

«Ты будешь настоящим хасидом, – ​говорит он младшему брату Янкелю. – ​И знаешь почему? Ты живой. Я завидую тебе».

Без сна он лежит ночью в постели, в конце концов встаёт, одевается. «Куда ты?» спрашивает его мать. «В иешиву». «Ночью?» «Да. Я не могу спать». «Ты действительно идёшь в иешиву?»

В иешиве никого нет, но двери открыты. Хаим-Аарон садится за свой стол. А утром студенты обнаруживают его спящим над раскрытой книгой.

Однажды ночью вместо того, чтобы идти в иешиву, он голосует на улице и останавливает проезжающую мимо машину. Пожилая женщина едет по каким-то своим делам. Где его высадить? Ему всё равно, где. В другой раз он оказывается в машине с компанией подростков – ​трое парней сзади, один – за рулём. В машине гремит техно-музыка.

Так он проводит ночь за ночью: автостопом – ​куда приведёт случай, потом пешком или автостопом – ​назад.

…Мужчина лет тридцати едет в какой-то занюханный бордель. «Ты заходишь?» – ​спрашивает он Хаима-Аарона, и Хаим-Аарон отправляется за ним. Они единственные посетители. Мужчина-водитель выбирает себе огромную толстую даму. «Сто шекелей сейчас и ещё сто парню, который сидит в коридоре. У тебя десять минут», – ​деловито сообщает она. Хаим-Аарон после минутной нерешительности выбирает проститутку помоложе. «Сто шекелей мне и сто шелелей парню в коридоре». Хаим-Аарон достаёт из своей шляпы-кнейч сложенную купюру и протягивает ей, но у дверей её комнаты останавливается в растерянности. «Не в настроении?» – ​спрашивает женщина. Хаим-Аарон молчит. Женщина кидает ему назад сотню. На улице Хаим-Аарон отдаёт эту сотню бездомному алкашу.

Хаим-Аарон мается среди живых. А его отцу в это время начинают сниться странные сны. Отец – ​крупный плотный мужчина – ​спускает воду в уборной, вода бурчит и вдруг выплёскивается вверх, так что он едва успевает отскочить. Заглянув в унитаз, он видит, как вода, закручиваясь воронкой, стремительно уходит вниз, потом появляются какие-то пузыри, и из унитаза высовывается крокодилья морда. Пасть у крокодила открыта.

«Ты навлёк на себя великий гнев», – ​слышит он непроизнесённые слова.

«Почему?»

«Ты не должен был мешать исполнению Божьей воли», – ​беззвучно отвечает крокодил.

…Оглядываясь с опаской по сторонам, отец Хаима-Аарона пробирается к своей спальне. Дверь к комнату младшего сына Янкеля открыта, и в ночном полумраке он видит, что ребёнок лежит на кровати в луже крови с воткнутым в спину большим ножом. Может быть, это тот острый, гладко отполированный нож, которым отец Хаима-Аарона режет коров (это его работа: он шойхет, резник), – ​а потом с этим ножом в руках, в забрызганном переднике, ждёт, пока стечёт кровь животного.

Он просыпается с криком. Идёт на кухню, закуривает, рассматривает один из кухонных ножей – ​похоже, именно этот нож попал в его сон.

Теперь зарезанный мальчик регулярно появляется в его снах, и однажды, проснувшись ночью, отец отправляется в иешиву. Хаима-Аарона там нет. Отец садится за его стол, листает книги и, проведя рукой по кромке стола, случайно нащупывает тайник. Он извлекает из тайника блокнотик и читает то, что написал его сын. Что там? Жалобы? Мечты? Сомнения?

А Хаим-Аарон в это время едет в машине с молодой женщиной.

«Мой «бойфренд» бывший студент иешивы, – ​говорит она. – ​Когда я увидела, как вы голосуете, стоя под дождём, я вспомнила его рассказы о том, как это трудно -перейти из вашего мира в наш, и решила остановиться и подхватить вас».

Как всегда, Хами-Аарон не знает, куда он едет.

«Здесь хорошо?» – ​спрашивает женщина.

«Да», – ​отвечает Хаим-Аарон, но не выходит, а по-прежнему сидит в машине.

«Я тороплюсь».

«Вы очень хорошая женщина, – ​наконец произносит Хаим-Аарон. – ​Я завидую вашему бойфренду».

Машина уезжает, а Хаим-Аарон идёт дальше по шоссе. Клубится и всё густеет туман.

…Мы не знаем, что отец Хаима-Аарона прочитал в его сокровенной тетрадке, но из иешивы он идёт к себе на бойню, открывает ворота и выгоняет на улицу всех обречённых на убиение коров.

И, вероятно, на одну из этих коров, сбитую машиной, натыкается Хаим-Аарон в густом тумане. Через несколько шагов он видит машину. Машина перевернулась. Мигает сигнал поворота. Похоже, что машина столкнулась с коровой. Водителя выбросило из машины. Это та самая женщина. Хаим-Аарон смотрит на неё, закусив руку, потом поправляет её волосы, осторожно поворачивает голову. Женщина лежит, раскинув ноги. Хаим-Аарон робко притрагивается к её ноге и медленно скользит рукой вверх. Он кладёт руку на её лобок, проводит пальцем…

Здесь нет никакой некрофилии – ​ведь Хаим-Аарон только выглядит живым, а на самом деле он так же мёртв, как и эта женщина.

На обочине шоссе стоит ещё одна угрюмая корова.

Через минуту другая машина сбивает бредущего в тумане Хаима-Аарона.

С трудом он добирается до своего дома, падает на кровать. Из невидимой нам раны сочится кровь. Пятно крови распользается по его постели.

«Нужно вызвать врача».

Мать рвётся к Хаиму-Аарону, но отец не даёт ей подойти к лежащему в крови сыну. Вмешиваться нельзя. Кровь должна течь.

«Спасибо, отец», – ​шепчет Хаим-Аарон.

***

Я не знаю, как режиссёр фильма Авишай Сайван формулировал сам для себя свою задачу, да это в некотором смысле и неважно. Важно, с чем выйдет из кинозала зритель, посмотрев этот фильм.

Можно ли жить в придуманнном мире, который квартируется не на острове, отделённый от всех океаном, а на расстоянии ходьбы от мира сегодняшнего, может быть, грешного, бездуховного, но не иллюзорного, а настоящего?

…Во время одного из своих ночных путешествий Хаим-Аарон оказывается на берегу моря. Мимо, по краю волны, пробегает какой-то ночной физкультурник, и Хаим-Аарон неожиданно тоже пускается в бег, придерживая рукой свою огромную шляпу. Потом он лежит на песке, отдыхает и смотрит в тёмное небо.

Утром дома он выходит в гостиную первым, распахивает окна, пододвигает себе стул, садится у окна и закатывает рукава.

«Что ты делаешь? Это неприлично», – ​говорит смущенный младший брат Янкель.

«Я наслаждаюсь солнцем. Садись со мной рядом».

Хаим-Аарон подвигает к окну второй стул.

«Ты можешь смотреть на солнце?» – ​спрашивает Хаим-Аарон.

«Это невозможно».

«Конечно, возможно. Ты попробуй».

«Это больно. Я не хочу».

«Попробуй», – ​наставивает Хаим-Аарон.

Вышедшая в гостиную мать без слов закрывает окна, опускает жалюзи, ставит на место стулья. И мир погружается в привычный полумрак.

***

Можно ли жить в придуманном мире? Можно. Только если жить в полумраке.

Не знаю, об этом ли думал режиссёр, но так я, зритель, прочитал этот фильм. С таким впечатлением я вышел из кинозала.

* Тиккун – ​понятие в каббале: процесс исправления мира, потерявшего свою гармонию (прим. редакции).

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »