Замечательный концерт

Share this post

Замечательный концерт

Недавно состоялся камерный концерт четырех музыкантов замечательного оркестра Сан-Франциско-симфони во главе с Александром Баранчиком и с участием прекрасного пианиста Антона Нела. Сравнительно небольшой зал, расположенный в подвальном этаже музея, видел и слышал за последние годы многих выдающихся исполнителей и регулярно – самых талантливых участников нашего оркестра. В нынешнем сезоне зал выглядел особенно выигрышно, свежо и […]

Share This Article

Недавно состоялся камерный концерт четырех музыкантов замечательного оркестра Сан-Франциско-симфони во главе с Александром Баранчиком и с участием прекрасного пианиста Антона Нела. Сравнительно небольшой зал, расположенный в подвальном этаже музея, видел и слышал за последние годы многих выдающихся исполнителей и регулярно – самых талантливых участников нашего оркестра. В нынешнем сезоне зал выглядел особенно выигрышно, свежо и изящно.

Как правило, программы концертов нестандартны и замечательно исполнены. Главные посетители концертов – пожилые самоотверженные любители классической музыки. Нужно отметить, что молодые люди проявляют все больший интерес к выступлениям в этом зале, и в описываемый вечер их присутствие было заметно больше обычного.

Концерт во Florence Gould Theater начался с Трио си мажор Гайдна в исполнении скрипача Александра Баранчика, виолончелиста Питера Вирика и пианиста Антона Нела, так называемого инструментального трио. Появление подобных инструментальных ансамблей стало значительным достижением в развитии музыкального искусства. В частности, и, пожалуй, в особенности, трио для фортепиано, скрипки и виолончели – жанр, возникший в классические и романтические времена.

Франц Йозеф Гайдн проявил внимание и способствовал значительному развитию этого вида искусства. Как правило, в таких ансамблях у него превалирует фортепиано, на которое возлагается главный тематический и гармонический материал. Значительно реже у скрипки возникают интересные, а возможно, и выдающиеся идеи, в какой-то степени заслоняющие фортепиано. Что касается виолончели, то она в основном следует за левой рукой пианиста, напоминая слушателям и исполнителям о ранней исторической функции служить продолжением басовых звучаний фортепиано. Эта особенность не всегда обращает на себя внимание слушателей (прошу прощения у публики).

Гайдн создал большое число фортепианных трио (с указанным выше набором инструментов), и сейчас принято считать, что всего их 41. Это количество было найдено, и было доказано авторство Гайдна. Большинство его фортепианных трио трехчастно, но имеются и двухчастные.

Все их характеризуют ум, грациозность, свежесть и чувствительность.

Исполненное в концерте трио №43 было создано в 1797 году.

Александр Баранчик
Александр Баранчик

Трио было великолепно исполнено замечательными музыкантами Баранчиком, Вириком и Нелом. Особенно хочется подчеркнуть роль Нела: на него, по желанию композитора, пала главная роль в исполнении этого сочинения, в котором сила и мощь первой части, слегка напоминающей по стилю Бетховена, сменяется второй, Andante; в ней значительно усиливается роль скрипки с ее виртуозными возможностями, сопровождающимися сочными звучаниями двух других инструментов. Здесь в полной мере Баранчик продемонстрировал блестящие возможности скрипки. Очень хорошо выглядел и виолончелист Питер Вирик. Третья часть, живая, полная контрастов и исполненная на предельной скорости, завершила блестящее исполнение этого сочинения и вызвала продолжительную овацию зала.

Вслед за этим Антон Нел исполнил одно из ранних сочинений Клода Дебюсси Suite bergamasque. Cюита состоит из четырех частей: Прелюдия, Менуэт, Clair de lune, «Паспье» (старинный французский танец). После бурной музыкальной деятельности в Париже, а затем в Риме Дебюсси возвращается в Париж и примерно в 1890 году сочиняет Suite bergamasque. Название нового сочинения означает в провинции Бергамо «ароматный».

Названия отдельных частей сюиты так или иначе связаны с танцевальными терминами, что носит в основном условный характер. В сущности, как мне кажется, эта сюита – собрание очаровательных мимолетных впечатлений и настроений, мастерски собранных талантливым композитором в цельное произведение, исполненное Антоном Нелом превосходно.

Несколько слов о выдающемся пианисте. Он родился в Йоханнесбурге, в двенадцатилетнем возрасте стал победителем главного конкурса пианистов Южной Африки. В 1982 году – первое выступление в Европе. В Европе же получил высшее образование. Затем, уже в Америке, успешно защитил в Университете Цинциннати степени мастера и доктора. В 1987 году завоевал первое место на конкурсе в Номбурге.

В 1994 году Нел дебютировал в Сан-Франциско-симфони и много раз выступал у нас. Он также много выступает и с другими оркестрами (Кливлендским, Чикагским, Сиэтлским). Успешно играл в Лондоне. В 1992 году выступил в Северной Америке с премьерой фортепианного концерта №3 Мендельсона. В то время это сочинение было только лишь обнаружено. Вышло несколько СD с записями Нела. Основное место жительства музыканта – Техас, где он сотрудничает с Университетом Остина.

Антон Нел
Антон Нел

Второе отделение концерта было посвящено исполнению Фортепианного квинтета ля мажор Дворжака, опус 81. Исполнителями были все пять музыкантов, участвовавших в концерте: скрипач Александр Баранчик, скрипач Дэн Карлсон, альтист Юн Джи Лиу, виолончелист Питер Вирик и пианист Антон Нел. Первый вариант Квинтета Дворжака (1841–1904) был создан им в 1872 году, но при первом же прослушивании этого произведения автор забраковал его и вернулся к новому сочинительству лишь через 15 лет. Обычно Дворжак сочинял быстро и результативно. Будучи сугубо религиозным человеком (католиком), он внес в новое сочинение некоторые музыкальные темы, которые можно воспринимать как глас Божий.

Этот фортепианный квинтет, по стандартам камерной музыки, – сравнительно длительное произведение, почти сорокаминутное, но он не утомляет публику: его мелодичность, энергия, тематическое богатство, элегантность, мастерское использование народных (славянских) мотивов и юмор смягчают сердца людей. Впрочем, наверное, успеху способствовало и выдающееся исполнение этого квинтета нашими замечательными музыкантами.

Мне приходилось читать, что этот Фортепианный квинтет Дворжака является самым выдающимся произведением камерной музыки. Не знаю, насколько закономерны подобные заявления. Но можно сказать с уверенностью: это одно из самых выдающихся произведений камерной музыки, и публика в зале сумела это почувствовать и оценить.

Хочется хотя бы кратко сообщить некоторые данные о музыкантах – участниках этого концерта. Выдающийся скрипач Александр Баранчик приступил к обязанностям концертмейстера нашего оркестра в сентябре 2001 года. Газета «Кстати» неоднократно писала о нем, и, видимо, настало время посвятить ему еще одну, основательную статью. Пока же хочется отметить, что значительные достижения Сан-Франциско-симфони за последние годы связаны не только с именем Майкла Тилсона Томаса, но и в значительной мере с именем Александра Баранчика.

Питер Вирик – один из ведущих виолончелистов Сан-Франциско-симфони, родился в Нью-Йорке в музыкальной семье и в восьмилетнем возрасте поступил в знаменитую Джульярдскую школу. В двенадцать лет он уже выступил с сольным концертом. Успешно играл в ряде оркестров, включая Нью-Йоркский городской оперный оркестр, был ведущим виолончелистом в Моцартовском фестивальном оркестре, принимал участие в некоторых весьма удачных записях.

Дэн Карлсон приступил к работе в Сан-Франциско-симфони в 2006 году. Возглавляет группу вторых скрипок. До этого он был чередующимся коцертмейстером в оркестре New World Symphony и активно выступал в качестве солиста во многих оркестрах и ансамблях. Он является также концертмейстером Сан-Францисского академического оркестра, где выступает и преподает вместе с другими участниками SFS. Научные степени бакалавра и магистра он получил в Джульярдской школе

Альтист Юн Джи Лиу является вторым лицом в группе альтистов Сан-Франциско-симфони, а также преподает в Сан-Францисской консерватории. Родился в Шанхае. Отец учил его играть на скрипке. Он поступил в среднюю школу при Шанхайской музыкальной консерватории и после ее окончания был назван ассистентом профессора по альту. В 1990 году Мстислав Ростропович пригласил его в Вашингтон в Национальный симфонический оркестр. Лиу регулярно участвует в концертах камерной музыки и исполняет сольные концерты, часто выступая в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Сан-Диего, Вашингтоне, Шанхае и Гонконге.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »