Встреча с Настоящим

Встреча с Настоящим

Заметки  дилетанта Как вы думаете, для чего делаются подзаголовки в статьях? Скажу по секрету: я это делаю для того, чтобы самим подзаголовком снять закономерные вопросы профессионалов. Такая вот хитрость, потому что написать о картинах Аллы Виксне хочется давно, но все как-то неловко было  говорить о том, на что, как мне кажется,  имеют право только люди […]

Share This Article

Заметки  дилетанта

Как вы думаете, для чего делаются подзаголовки в статьях? Скажу по секрету: я это делаю для того, чтобы самим подзаголовком снять закономерные вопросы профессионалов. Такая вот хитрость, потому что написать о картинах Аллы Виксне хочется давно, но все как-то неловко было  говорить о том, на что, как мне кажется,  имеют право только люди со специальным образованием.

Но появился повод: художница открыла новую галерею и студию, где 11 декабря любители живописи, друзья и знакомые имели возможность  посмотреть  работы Аллы и ее учеников.

… Я не буду говорить, что сама студия расположена в таком изумительно красивом месте, в котором, даже если ты в жизни не держал кисти в руках, тебе захочется писать.  Не буду рассказывать и о том, какая доброжелательно-спокойная атмосфера была на выставке: это надо самим почувствовать, побывав там и пообщавшись с хозяйкой, у которой для каждого нашлось и доброе слово, и улыбка, и минута поговорить.

Мне  просто хочется провести вас – хотя бы мысленно – вдоль этих картин…

Должна предупредить: у меня с живописью отношения особые и строятся они, как правило, на очень простом принципе: я стою перед полотном и, если мне хочется подольше смотреть на него, если оно вызывает у меня какие-то ассоциации, чувства, воспоминания, этого для меня вполне достаточно, чтобы назвать это настоящим искусством.  Перспектива в картине?  Чем работает  художник – масло, акварель, карандаш… Да, наверное, это исключительно важно и интересно (я не ерничаю, все это надо знать и понимать), но для меня важнее  эмоциональная волна, идущая от картины. Волна, которая иногда заставляет колотиться твое сердце, туманит глаза слезой, или – наоборот – впускает в душу такой свет, что сразу понимаешь: это – Настоящее. И не надо объяснений, почему, как и за счет чего. Это – Настоящее, так редко встречающееся в нашей жизни, полной  замечательно исполненных подделок. А если  это Настоящее еще и твое по духу…

Я не люблю тусовок на выставках, люди отвлекают меня от общения с картиной, кроме того,  как правило, стараются рассказать, что хорошо и что плохо. Возможно, они правы, и многих надо благодарить за обучение,  но мне интересно не их мнение, а Картина, Художник и наш диалог.

… Когда я вошла в галерею и стала потихоньку двигаться вдоль выставленных картин,  не только глаза мои разбежались… мне показалось, что полотна окликают меня. Я возвращалась к одной и той же картине по нескольку раз. Они звали…

… «Мириам».  Cмычок в тонких пальцах, полузакрытые глаза, легкий наклон головы,  волосы, золотисто-рыжеватые кудри, льющиеся на плечи, руки, смычок… И цвета – персиково-кремовый – платья, оттенки золотисто-коричневого – виолончели,   лицо, омытое легким туманным светом, падающим сверху.  Наверное, эту картину можно было бы назвать «Творчество», потому что суть ее – гармония и музыка, красота и печаль, полная самоотдача.

… «С.-Петербург. Нева». Летящая темная  и сливающаяся с мрачным небом вода, разведенный (а может, оборванный?) мост.  Утро? Вечер? Свинцово-холодная тяжесть предчувствия беды. Ах, Петербург, Петроград, Ленинград, Петербург – что впереди?

…Улицы старой Москвы, канал и мостики, дорога в мастерскую, утренний свет – холодновато-голубой, канал днем и канал на закате, буквально утопленный в солнечном свете… улица, идущая в гору, золоченые купола твоих храмов, Москва. Вы очень любите этот город, правда, Алла?

… Зима в Bear Valley. Ощущение слова, стынущего на лету, застывшие в снегу деревья, зима и покой, особый, зимний, воздух.

… «Ромашки». Они стоят в керамической вазе, справа – теплый свет… и почему-то так трогателен и беззащитен поломанный стебелек, клонящийся вниз вдоль  вазы. Он так одинок.

… «Сирень в вазе». Конечно, ее только что сорвали. Сочные упругие гроздья и свет – позади…Вы помните майское буйство сирени, кусты так и рвутся из-за заборов наружу, и запах кружит голову. Юг, весна, сирень. И имя этому – Счастье.

О картинах Аллы можно говорить и говорить. Они сами приглашают к разговору. Поражает не только это необыкновенное чувство света и цвета, присущее художнику, но какая-то внутренняя гармония и нежность того, что на полотне.  Это может быть пейзаж, натюрморт, портрет, это масло и акварель, но почти в любой работе есть этот внутренний свет.  На ее работы хочется смотреть.

Душа художника в каждом полотне. Это ее светом освещены ромашки и сирень,  нежностью и гармонией окутана картина «Мириам», ее любовью пронизана Москва, ее тревога в работах о Петербурге. Наверное, поэтому к ним хочется возвратиться, смотреть на них и думать о них. Ничего не навязывая, ее картины дают огромный простор для вашей фантазии  и воображения, для жизни вашей души., поэтому каждый из вас может построить с ними свой диалог.

Картины Аллы Виксне просты для восприятия?  Да, наверное, они так же просты, как  «проста» жизнь с ее взлетами и падениями, «просты» рассветы и закаты,  или легкий туман, крадущийся вдоль Залива, или «прост» шелест опадающих под наступающим осенним ветром листьев… Картины ее просты.   Подняться бы до такой простоты…

Живопись и поэзия – разные виды искусств, но иногда, стоя у  картины, вспоминаешь стихи.  С работами Аллы, по-моему, очень созвучны по настроению и ритму бунинские строки:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.

Если вы захотите посмотреть работы Аллы Виксне, вы сможете сделать это на ее сайте https://www.avartstudio.com/allahome/home/homepage.htm

Жанна Сундеева

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »