Восстание у Бабьего Яра

Share this post

Восстание у Бабьего Яра

Даже в самой безнадежной ситуации нашлись те, кто оказал сопротивление нацистам и их пособникам Феликс РАХЛИН Как теперь «доподлинно известно», никакого Бабьего Яра «не было вообще». То есть само урочище, овраг длиной в два с половиной километра и до 50 метров глубиной, на одной из окраин украинской столицы существовал, но после войны был постепенно ликвидирован. Однако чтобы там кого-то тысячами, […]

Share This Article

Даже в самой безнадежной ситуации нашлись те, кто оказал сопротивление нацистам и их пособникам

Феликс РАХЛИН

Как теперь «доподлинно известно», никакого Бабьего Яра «не было вообще». То есть само урочище, овраг длиной в два с половиной километра и до 50 метров глубиной, на одной из окраин украинской столицы существовал, но после войны был постепенно ликвидирован. Однако чтобы там кого-то тысячами, десятками тысяч лишали жизни – это все выдумки, еврейские штучки. «Они» (то есть мы, евреи) выдумали во имя своей еврейской выгоды всю историю с нацистским планом «окончательного решения» «ихнего» (нашего, еврейского) вопроса.

Это «ихняя» (наша, еврейская) ложь – шесть миллионов загубленных нацизмом мирных еврейских жизней, задушенных газом в концлагерных камерах, в машинах-душегубках или посеченных пулеметными очередями, выстрелами в затылок людям, стоящим над расстрельными ямами. «На самом деле» (прочел я на одном из интернет-сайтов) немецкие оккупанты, да, собрали, скажем, в том же Киеве евреев на сборном пункте, группами раздевали их догола, собрали с каждого дань в виде имевшихся при них драгоценностей, а потом… снова приказали одеться, погрузили в эшелоны, вывезли за город… да и мирно отпустили.

Зяма, Ицик, Софочка Исааковна, Беньямин Маркович, Циля Наумовна и миллионы других моих соплеменников, что же вы так плохо искали ваших покойных – маму, папу, дядю, тетю, сына, дочку, брата и сестру: все «на самом деле» целы и невредимы! Гитлер, Геринг, Геббельс, Гиммлер – они же были гуманными людьми, они и не думали забить ваших близких, как скотину на бойне… Ведь и в песенке русской о тех годах поется: «Все еще живы, все еще живы…»

Уважаемый современник, читая такое – не веришь своим глазам: при жизни поколения, в ушах которого еще не умолкли предсмертные стоны погибших, гром падающих бомб, грохот фронтовой канонады и треск пулеметных очередей, люди, не знающие ни чести, ни совести, пытаются внушить окровавленному, израненному, искалеченному миру: НИЧЕГО НЕ БЫЛО, ЭТО ВСЕ – ЕВРЕЙСКИЕ РОССКАЗНИ!

Но если так, если не было ни расстрельных ям, ни удушающих камер Освенцима и Майданека, ни изготовления мыла из людей, ни кожевенных предприятий для выработки орнаментированных человеческих шкур на абажуры и коврики, – почему же в пятидесятые годы старожилы Израиля и даже репатрианты из Марокко или Туниса встречали прибывающих из Европы ашкеназов презрительными криками: «Мыло! Мыло!»

Год 1990-й. В поликлинике больничной кассы меня, нового тогда репатрианта, расспрашивал марокканский еврей, прибывший в этот же город лет на тридцать раньше: «Почему толпа евреев в Киеве послушно шла на расстрел, как идет на бойню стадо баранов?»

А в самом деле: почему?

Вот как описал это трагическое шествие через весь город один из свидетелей – бывший в те дни двенадцатилетним подростком автор романа «Бабий Яр» Анатолий Кузнецов, – очевидец событий:

Последний путь к Бабьему Яру. Фото Иоганнеса Хэле – фотографа 637-го отряда пропаганды 6-й армии Вермахта
Последний путь к Бабьему Яру. Фото Иоганнеса Хэле – фотографа 637-го отряда пропаганды 6-й армии Вермахта

«Они выходили еще затемно, чтобы оказаться пораньше у поезда и занять места. С ревущими детьми, со стариками и больными, плача и переругиваясь, выползло на улицу еврейское население огородного колхоза. Перехваченные веревками узлы, ободранные фанерные чемоданы, заплатанные кошелки, ящички с плотницкими инструментами… Старухи несли, перекинув через шею, как гигантские ожерелья, венки луку – запас провизии на дорогу…

Понимаете, когда все нормально, всевозможные калеки, больные, старики сидят дома, и их не видно. Но здесь должны были выйти все – и они вышли.

Меня потрясло, как много на свете больных и несчастных людей.

Кроме того, еще одно обстоятельство. Здоровых мужчин мобилизовали в армию, остались одни инвалиды. Кто мог эвакуироваться, у кого были деньги, кто мог уехать с предприятием или используя блат, те уезжали».

Спрашивается: КТО мог сопротивляться оккупантам и их прислужникам – полицаям? Калеки? Старики? Дети? Больные? Здоровых мужчин в этой толпе почти не было. А если были, то…

В этой толпе шел, например, молодой еще и вполне здоровый мастер завода № 225 по обработке металлов, житель Киева Зяма Абрамович Трубаков, еврей, сын и внук евреев. Жена его, украинка Аня, тяжело болела, перенесла сложную операцию, эвакуироваться без нее и малышки дочки он не мог, а с ними вместе – не получилось. Он остался, как и многие, надеясь на то, что немцы – культурный народ, он помнил немецкую оккупацию 1918 года, помнил других, прежних немцев, не растленных гитлеровско-геббельсовской расистской, юдофобской пропагандистской машиной. А теперь расклеенный по городу приказ немецкого оккупационного командования гласил: собраться там-то и там-то всем жидам, и притом под страхом расстрела тех, кто не подчинится, – и он вышел на улицу, пристроился к толпе и пошел навстречу неизвестности.

Скажу сразу: я назвал сейчас имя человека, которому посчастливится в итоге, побывав все-таки в Бабьем Яру, сохранить свою жизнь. Попав туда, он был принужден участвовать в организованном палачами уничтожении останков десятков тысяч расстрелянных там людей, а затем стал участником ВОССТАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ, организованного на этом месте концлагеря смерти, – и ему посчастливится вырваться навстречу шквальному огню пулемета на волю, спастись – и не быть задетым даже краешком пули! Трубаков стал одним из буквально считанных оставшихся в живых жертв Яра, свидетелей, благодаря которым нам известна подлинная картина тех уникальных событий, кто рассказал о них автору романа-документа «Бабий Яр» Анатолию Кузнецову. А потом он, Трубаков, и сам стал автором книги «Тайна Бабьего Яра» – она вышла в Израиле на русском языке под редакцией журналиста Цви Раза (Григория Розовского) в издательстве «Кругозор» в 1997 г. Зяма (Захар), репатриант из Киева, жил в Ришон ле-Ционе с 1990 г. и скончался в 1998 году в 86-летнем возрасте.

Увы, расправы гитлеровцев с толпами мирного, беззащитного еврейского населения, как со стадами гонимого на бойню скота, действительно имели место. Но возможными их сделало то, что это были беззащитные, мирные люди, да притом и не ожидавшие таких небывало зверских расправ, сбитые с толку заведомо лживой информацией. Надо еще учитывать: на территории СССР все виды еврейской общинной жизни, включая и религиозные, синагогальные объединения, и – особенно! – сионистские организации, пребывали под строжайшим запретом, а назначаемые немцами «юденраты» строго контролировались и использовались только как инструмент дезинформации. Некому было возглавить малейшую инициативу, направленную против оккупантов.

Однако там, где находились люди, способные организовать и вести сопротивление, оно возникало и оставило впечатляющие следы.

Восстание последних узников Бабьего Яра, происшедшее буквально в последний день существования там созданного немцами концлагеря, описано как в книге Кузнецова (по свидетельствам выживших его участников, среди которых был и З. Трубаков), так и в мемуарной книге самого Трубакова. Но почему-то если и упоминают это восстание в пересказе истории Бабьего Яра, то бегло и невыразительно.

Мне хочется сосредоточить внимание нынешних читателей на этом событии, чтобы развеять, опровергнуть заблуждение многих, будто евреи не сопротивлялись палачам. Для этого объединяю, в своем пересказе, описания, данные в обеих книгах о Яре. Мне важно опровергнуть распространенное заблуждение, будто евреи галута не умели за себя постоять.

Итак, Зяма Трубаков шел в толпе евреев к месту казни, как и все, не предвидя ее. Но по мере приближения к концу маршрута услышал звук пулеметных очередей, вовремя выбрался из толпы и поспешил назад – домой. Внешность у него не была типично семитской, фамилия звучала по-русски. Паспорт он уничтожил, а в профсоюзном билете, где графы о национальности нет, его жена искусно переправила чисто еврейское имя «Зяма» на «Захар». Наивные! Им и в голову не пришло, что это слово – из иврита, и что в грамматике оно обозначает мужской род существительных. Но ведь этого не знали и окружающие!

Хуже – с отчеством. Однако имена Абрам, Сара, Исаак и другие есть и в православных святцах! Так что какое-то время свежеиспеченный Захар даже ездил на велосипеде по селам менять для семьи вещи на продукты питания. Между тем познакомился с человеком, вербовавшим в партизаны. Но гестапо этого партизана схватило, и под зверскими пытками он выдал адреса завербованных. Захара арестовали, но – не как еврея, что пока сохранило ему жизнь.

Из тюрьмы он попал, вместе с другими арестованными, в Сырецкий концлагерь, устроенный неподалеку от Бабьего Яра. Это был «филиал ада», лагерем руководил штурмбанфюрер СС Пауль фон Радомский – зоологический садист, расстреливавший заключенных за малейшую провинность. Все же Захар, разбрасывая по дороге на работы записочки с домашним адресом, сумел дать знать жене о том, где находится, и она исхитрялась приносить и передавать ему кой-какие харчи.

Но летом 1943 г. советские войска стали неумолимо приближаться к Киеву, и с 18 августа немцы развернули в Бабьем Яру специальные работы по уничтожению следов своих зверских массовых расстрелов. Из примерно двух тысяч узников Сырецкого лагеря отобрали 330 самых выносливых и крепких, заковали в ножные кандалы, свезли в Яр надгробные плиты с окрестных кладбищ и приказали сложить из них, а также из рельсов, печи для массового сжигания трупов, зарытых в могильниках Яра. Для определения мест раскопок был вызван «инженер по расстрелам», офицер Топайде, распоряжавшийся здесь убийством еврейского населения в конце сентября 1941 г., а, по-видимому, и позже.

Членов отобранной команды разделили по функциям: ЗЕМЛЕКОПЫ вскрывали могилы, КРЮЧНИКИ при помощи специально изготовленных приспособлений-захватов извлекали из смрадных могил трупы расстрелянных, ГОЛЬДЗУХЕРЫ (золотоискатели) осматривали одежду на убитых с целью найти золотые и драгоценные украшения, а также клещами выдирали из ртов золотые коронки – все это в пользу рейха, ГАРДЕРОБЩИКИ собирали, с той же целью, всю годную, еще не истлевшую одежду, СТРОИТЕЛИ укладывали печи, а также помещали в них трупы – штабелями до четырех метров высотою, – выходило до 2000 тел в каждой печи (потом именно от выживших в восстании узнали общий счет жертв  – конечно, приблизительный). КОЧЕГАРЫ разводили огонь снизу и факелами поджигали сверху облитые нефтью штабеля тел. Сожженную золу и обгорелые кости извлекали из печи и передавали ТРАМБОВЩИКАМ, измельчающим кости, а золу просеивали через сита, чтобы собрать несгоревшее золото…  Наконец, ОГОРОДНИКИ разносили золу и рассыпали по окрестным огородам.

Время теперь рассказать хотя бы о некоторых из людей, которым выпала такая жуткая доля. В Сырецкий лагерь свозили военнопленных, захваченных партизан, а также людей, подозреваемых в самых различных нарушениях оккупационного режима. В том числе тех, в ком сомневались – евреи они или нет. Например, инженер-строитель Владимир Давыдов, призванный в армию и вернувшийся в Киев из окружения, был доставлен в гестапо своим поступившим в полицию одноклассником только за то, что лицом ПОХОЖ НА ЕВРЕЯ. Но были и попавшие в плен действительные евреи, каким-то образом свое еврейство сумевшие скрыть. Например, Яков Штейн из Буковины, хорошо владевший немецким, на выданной ему немцами справке сумел Stein переправить на Steyuk и стал «украинцем Стеюком». Как исхитрились сохранить себе жизнь Семен Берлянд, Константин Бродский, Яков Капер, Давид Будник и еще несколько человек – мы не знаем, но именно эти были в числе выживших участников интернационального восстания заключенных, происшедшего в последний день существования лагеря.

Похоронная команда в составе 327 узников, собранных в одной землянке, на решетчатую дверь которой навешивался снаружи замыкаемый на ночь амбарный замок, прекрасно знала, что обречена: для них оставили последнюю, не разобранную печь, понятно было, что немцы им жизнь не сохранят.

Организатором и душой восстания стал пленный советский командир Федор Ершов. В замысел он посвятил ограниченный круг лиц, которым доверял.

Обстановка подсказывала лишь один выход из ситуации: подготовить все необходимое для того, чтобы в решительный момент сбить с ног оковы, через единственную дверь вырваться наружу, навстречу огню пулемета, нацеленного с вышки часового на выход из землянки, и всем вместе наброситься на охрану. Чем, однако, открыть замок? Сбить его изнутри невозможно, надо найти ключ и в темноте, просунув руки через решетку, отомкнуть… Но где же отыскать ключ?

Кому-то в голову пришел выход: искать подходящий среди тех ключей, которые гольдзухеры находили в карманах первых жертв Яра, – тех евреев, которые, уходя из дому, надеялись туда вернуться и брали с собою ключи от квартиры и от сараев, кладовок. И – о чудо! – такой ключ нашел Яша Капер. Клещи (снимать цепи с ног) выдали «по должности» (для снятия коронок с зубов мертвецов) Захару Трубакову. Словом, все было готово к штурму.

Накануне 29 сентября (как раз перед двухлетней годовщиной первого дня массовых расстрелов мирного еврейского населения в Яру) в беседе по-немецки с Яковом Стеюком один из надзирателей выболтал тайну: «Морген – капут» («Утром вас прикончат»). На ночь произошло небывалое: голодающим узникам принесли в землянку два бака вареной картошки – тоже своеобразный сигнал, что завтра – конец… Руководство восстания решило: «Сегодня!»

Но пришлось принять особую меру предосторожности: среди заключенных один, Никон Куценко, был бывший полицай; увидав последние приготовления, он мог сорвать все дело. Ликвидировать его поручили Борису Ярославскому. «Ребята, я в жизни кошки не убил, курицу не зарезал», – взмолился Борис. Но выхода не было: именно он был соседом провокатора по нарам,  ему и вручили оружие – молоток. Часа в два Владислав Кукля просунул руку в просвет решетки, сделав первый из двух поворотов ключа – замок громко щелкнул в ночи. Охрана всполошилась… Но в землянке было тихо, и конвоиры успокоились.

Дождавшись смены охранников, Кукля бесшумно сделал ключом второй поворот – замок открылся.

– Будите всех. Расковываться, вооружаться! – скомандовал Ершов. Раздался в глубине землянки удар, стон, еще удар  – это Ярославский убил Никона.

Но поднявшаяся возня (стамесками, ножами, ножницами, клещами узники сбивали с себя оковы) стала слышна охране. Немцы кинулись к дверям: «В чем дело?» За всех по-немецки ответил находчивый Стеюк: «Да тут драка за вашу картошку!» Ответ ужасно насмешил охранников: утром этих русских свиней расстреляют, а они тут подрались из-за жратвы!

Между тем замок был снят, дверь тихо раскрылась…

– Дави, ребята! – крикнул Ершов. Накануне он признался Давыдову, что в свое освобождение не верит:

– Ну, что ж, мне сорок лет, я свое пожил. А вот молодежь увидит свободу. Вот ты, например!

Теперь Ершов подал последнюю команду:

– Дави, ребята!

И, как было условлено: с гиканьем, свистом, визгом, криками «ура!» неожиданно для охранников, преодолевая подъем в несколько ступенек от двери землянки до уровня земли, вырывались на волю смертники. Какое-то мгновение охрана не реагировала, но собаки немедленно бросились на беглецов. Те мужественно отбивались от злобных животных, наваливались на охранников, сбивали их с ног, душили…

Застрочил пулемет – и захлебнулся на время: вокруг шла рукопашная, и в темноте трудно было стрелявшему разобраться, где свой, где чужой. По тревоге была поднята вся охрана лагеря. Большинство из восставших полегло в неравном бою. Погибли Федор Ершов, Борис Ярославский… Однако считанным удалось вырваться за лагерную зону и уцелеть.

Поистине, таких людей, как Захар Трубаков, правильно называют заговоренными. Выбежав на волю, он держался рядом с товарищами по неволе: Жорой Баженовым и своим двоюродным братом – Кивой Кричевским. Грянула автоматная очередь, оба друга были убиты, упал и Захар… Но, как оказалось, пуля его даже не задела.

Людям из трупной команды спрятаться на воле было практически невозможно: кроме того, что они много недель и месяцев не мылись, страшно обросли и обтрепались, от каждого еще и разило отвратительным смрадом гниющих тел. Но всех, кто уцелел, спрятали от погони и спасли им жизнь простые люди, киевляне.

Вот список, в алфавитном порядке, успешно вырвавшихся из концлагеря в Бабьем Яру узников – участников восстания 29 сентября 1943 года, составленный Захаром Трубаковым и приводимый в его книге «Тайна Бабьего Яра». Даже по одним фамилиям (хотя они – не всегда показатель) можно судить о том, что среди вырвавшихся на волю есть и русские, и евреи, и украинцы… Многие из них стали потом свидетелями на процессах над военными преступниками, проходивших и в СССР, и за рубежом.

Берлянд Семен

Бродский Константин

Будник Давид (Даниил)*

Вилкис Филипп

Давыдов Владимир

Долинер Леонид

Кадомский Леонид

Капер Яков

Котляр Владимир

Кукля Владимир**

Островский Леонид

Стеюк Яков

Трубаков Захар,

Хараш Леонид

 

По книгам А. Кузнецова «Бабий Яр» и З. Трубакова «Тайна Бабьего Яра» пересказал Феликс РАХЛИН

 

* В книге А. Кузнецова Будник назван Давидом, в книге З. Трубакова – Даниилом.

 

** У А. Кузнецова тот же Кукля носит имя Владислав.

 

Журнал «Исрагео» (Израиль), информационный партнер газеты «Кстати»

Восстание у Бабьего Яра

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »