Венский филармонический – ожившая легенда

Венский филармонический – ожившая легенда

После более чем двадцатилетнего отсутствия в Районе Залива Венского Филармонического оркестра в Бёркли  состоялись три концерта этого легендарного коллектива. Дирижировал всеми концертами один из выдающихся современных дирижёров, Семён Бычков. Основанный более 160 лет тому назад  композитором и дирижёром Отто Николаи, оркестр является гордостью «музыкальной столицы мира», Вены. Трудно перечислить всех выдающихся музыкантов и композиторов, сотрудничавших […]

Share This Article
Венский филармонический
Венский филармонический

После более чем двадцатилетнего отсутствия в Районе Залива Венского Филармонического оркестра в Бёркли  состоялись три концерта этого легендарного коллектива. Дирижировал всеми концертами один из выдающихся современных дирижёров, Семён Бычков.

Основанный более 160 лет тому назад  композитором и дирижёром Отто Николаи, оркестр является гордостью «музыкальной столицы мира», Вены. Трудно перечислить всех выдающихся музыкантов и композиторов, сотрудничавших с ним. Рихард Штраус, суммируя оценки, данные оркестру, писал: «Все похвалы Венскому Филармоническому оркестру оказываются недостаточными».

Уникальности этого оркестра способствует и уникальная связь его с оркестром Венской государственной оперы. По сути дела, это единый организм. В соответствии с филармоническими правилами, только  оркестрант Венского оперного оркестра может стать участником Венского Филармонического. Пройдя по конкурсу в оркестр Венской оперы и показав себя с наилучшей стороны, музыкант может лишь после трёх лет работы в Опере претендовать на позицию в Венском Филармоническом. Оркестр является автономной организацией, обладающей правом на самоуправление.

По давней традиции, оркестр был всегда  чисто мужским коллективом, однако, под влияним новых идей и принципов, прежняя твердокаменная позиция претерпела некоторые изменения, и сейчас в оркестре появились женщины (в настоящее время их аж четыре!). И ещё одна особенность коллектива: он отказался от постоянного руководителя – дирижёра. Сейчас оркестр подписывает контракты с самыми выдающимися дирижёрами для руководства отдельными программами. Однако контракты с некоторыми дирижёрами продлевались, так что они оказывались фактически главными дирижёрами оркестра в течение многих лет. Это, в частности, Артуро Тосканини, Вильгельм Фуртвенглер, Карл Бём, Герберт фон Караян.

Во время Второй Мировой войны фашисты пытались упразднить Венский Филармонический, однако Фуртвенглеру удалось отстоять не только оркестр, но и  «полуевреев» и «родственников евреев», и всё же 6  оркестрантов-евреев погибли в концентрационных лагерях, а один скрипач – на Восточном фронте.
Я посетил две программы Венского оркестра в Зеллербах-Холл, вторую и третью. Оба раза зал был набит до отказа. В первом из этих концертов исполнялись Вторая симфония Роберта Шумана и Вторая симфония  Иоганнеса Брамса. Из четырёх симфоний Шумана Вторая – наиболее традиционная по форме. Она создавалась в трудных  условиях, когда у композитора начали появляться первые признаки его тяжёлой болезни. Каждая часть содержит чарующие мелодии и интересные находки, вся симфония хорошо скомпанована. Мы услышали  несколько прекрасных соло, например, соло кларнета в третьей части. Семён Бычков дирижировал с присущей ему энергией и большой силой убеждения.
Прекрасное впечатление произвела группа струнных. В то же время исполнение этой симфонии доставило и некоторое разочарование. В первой части, например, духовые инструменты  звучали вяло и бесцветно, хотя в последующих частях «духовики»  заметно подтянулись. Настроение каждой части было донесено до публики, но внимание к отдельным деталям в ряде случаев было явно недостаточным. Увлечение  forte при почти полном отсутствии piano приводило к монотонности звуковой палитры, отчего страдала выразительность исполнения.
Но во втором отделении концерта , как в волшебной сказке, всё  поразительно изменилось: началась Вторая симфония Брамса. Она была создана летом 1897 года. «Новая симфония настолько меланхолична, что Вы не сможете вынести её», – писал Брамс своему издателю. Но это была шутка. Тот же Брамс  вскоре охарактеризовал своё сочинение следующим образом: «…оно звучит столь весело и мягко, как будто было написано специально для недавно обвенчанной пары». Многие считают Вторую симфонию лучшей из четырёх, созданных композитором.

Бычков дирижировал симфонией Брамса (как и симфонией Шумана) без партитуры. Звучание оркестра было сочным и чарующим, все соло были исполнены блестяще, оркестр живо реагировал на каждый жест дирижёра, продемонстрировав гибкость и согласованность исполнения. Даже тембральная окраска звучания менялась от части к части. Симфония была исполнена на большом эмоциональном подъёме, особенно её вторая, медленная часть.  И, наконец, вот где оркестр и дирижёр показали своё мастерство при обыгрывании каждой детали! Изящество и благородство исполнения, глубина интерпретации были отмечены публикой, устроившей бурную овацию оркестру. Это было лучшее исполнение Второй симфонии Брамса, которое я когда-либо слышал.

На бис был исполнен Венгерский танец №5 Брамса. Он прозвучал ярко и непривычно мощно.

На следующий день в программе Венского Филармонического оркестра было только одно произведение: Симфония № 6 Густава Малера продолжительностью 90 минут , которую он назвал «Трагической». Работа над новой симфонией протекала достаточно гладко, Малер был на вершине своего творческого мастерства, и ничто вроде бы не предвещало каких-либо трагических коллизий в его жизни, однако симфония , завершённая в 1904 году, как бы предвидела  те беды и невзгоды, которые надвигались на композитора: смерть старшей дочери, не достигшей пятилетнего возраста, собственные серьёзные проблемы  со здоровьем, увольнение с должности директора Венской оперы, брожение в обществе, приведшее к Первой мировой войне.

Исполнение Шестой симфонии было убеждающим, полным драматизма, но счастливо избежавшим сентиментальности. Первая часть – маршеобразная, зловещая, временами чередующаяся с буколическими эпизодами. Струнная группа инструментов внесла впечатляющий вклад в настроение этой части. Вторая часть, скерцо, носит гротескный характер. Третья часть, Andante, очень грустная, чувствительная и  волнующая, близкая к отчаянию, подготавливает слушателя к восприятию получасового финала, наиболее трагической части симфонии.

Три удара громадного молота символизируют три удара судьбы. Но Человек не сдаётся судьбе покорно, он сопротивляется обстоятельствам всеми силами и временами, кажется, одолевает судьбу. Но нет… Судьба с удвоенной  яростью набрасывается на него, борьба продолжается – и заканчивается поражением Человека. Всё, конец..Оркестр медленно затихает, а дирижёр, всё ещё не веря случившемуся, долго стоит с поднятыми руками, ожидая чуда. В зале стоит мёртвая тишина. Чуда не случилось. Дирижёр медленно опускает руки. Ещё мгновенья тишины, и зал взрывается восторженной овацией.

Как тяжелы и хороши подобные мгновения общения с музыкой! Как велик Малер, проложивший новые пути в музыке, музыке ХХ столетия! Как хорошо, что Венский Филармонический – не только легенда, но и жизнь! Как хорошо, что на свете не перевелись выдающиеся дирижёры, вдыхающие жизнь в старые и новые музыкальные творения.
Хочется верить, что новый визит Венского Филармонического состоится не через 20 лет, а намного раньше.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »