Валерий Гергиев и Сергей Прокофьев

Валерий Гергиев и Сергей Прокофьев

Issue #732 Недавние концерты Лондонского симфонического оркестра, возглавляемого Валерием Гергиевым, вызвали большой приток публики, особенно наших соотечественников, и разноголосицу в мире музыкальных критиков. Оба концерта были посвящены в основном Прокофьеву, и несогласие в стане критиков в большой степени было обусловлено не столько интерпретациями дирижера, сколько посторонними соображениями. И если критик Джошуа Косман в целом дал […]

Share This Article

Issue #732
Недавние концерты Лондонского симфонического оркестра, возглавляемого Валерием Гергиевым, вызвали большой приток публики, особенно наших соотечественников, и разноголосицу в мире музыкальных критиков. Оба концерта были посвящены в основном Прокофьеву, и несогласие в стане критиков в большой степени было обусловлено не столько интерпретациями дирижера, сколько посторонними соображениями.
И если критик Джошуа Косман в целом дал высокую оценку выступлениям оркестра, отметив способность Гергиева вдохнуть новую жизнь в произведения, в которые уже никто не верит, то Янош Гербен не нашел ни одного позитива. Впрочем, он сам признает, что его оценки имеют политическую подоплеку («Гергиев пользуется поддержкой Путина, и вообще он сталинист»).
Лондонский оркестр — блестящий коллектив, слушать который — несказанное удовольствие. Это тот оркестр, который некогда возглавлял Майкл Тилсон Томас и концертмейстером которого был Александр Баранчик. Не случайно оркестранты до начала концерта посылали воздушные поцелуи тому и другому, находившимся в артистической ложе. Мне удалось побывать на первом из двух концертов, в котором исполнялись Первая и Шестая симфонии Прокофьева и его же Четвертый фортепьянный концерт для левой руки.
Первая симфония («Классическая») была написана двадцатишестилетним Сергеем Прокофьевым в России в 1916–1917 годах и впервые исполнена в следующем году. Ему хотелось, следуя Гайдну, написать классическую по форме симфонию, вдохнув в нее идиомы ХХ века. Галантность этой симфонии носит явно иронический характер, а гавот из третьей части стал концертным номером и впоследствии был использован композитором — в дополненном и слегка измененном варианте — в балете «Ромео и Джульетта».
Симфония приобрела большую популярность, часто исполнялась и записывалась, но в исполнении Гергиева и оркестра мы узнавали и не узнавали ее. Она оставалась классической, но из нее проглядывал знакомый нам Прокофьев, с его сарказмом и слегка ядовитой усмешкой. И симфония приобрела драматичность, ранее не проявлявшуюся. Совершенно новый подход к произведению, притом вполне аргументированный.
В 1945 году Прокофьев перенес острый инфаркт и мозговую травму. Поправлялся он мучительно медленно, и здоровье так полностью и не восстановилось до самых его последних дней. Однако именно в этот период своей жизни он создал Шестую симфонию, премьера которой состоялась в октябре 1947 года. В этой симфонии он вернулся к своему прежнему языку двадцатых годов, понимая, что подвергает себя риску. А до постыдного избиения 1948 года оставалось меньше года.
Первая часть симфонии полна контрастов, лирические мелодии сменяются непредсказуемыми мрачными эпизодами, завершающимися агрессивными фортиссимо, появляется и похоронная музыка. Вторая, медленная, часть тоже полна контрастов, усиливается роль ударных и духовых инструментов, часто используются зловещие низкие регистры. Нет мира впереди. И не предвидится. Третья часть, Vivace («очень быстрая»), привносит в симфонию некий оптимизм и танцевальность, но постепенно оптимизм улетучивается, звучание мрачно замирает.
Гергиев записал с Лондонским оркестром, которым он руководит уже два года, все семь симфоний Прокофьева и является признанным экспертом в творчестве выдающегося композитора. Мастерство Гергиева поражает воображение. Исполнение было могучим, волевым, страстным и эмоциональным. Он не избегал сверхгромких звучаний, но они компенсировались еле слышными пиано. Просвет оптимизма в начале третьей части оказался не более чем самообманом. Гергиев – выдающийся мастер крупных «мазков», и тут ему равных, кажется, нет. Он легко и убедительно доносит до публики как «содержание», так и настроение музыкального произведения. И, как всегда, воля и энергия Гергиева передавались в зал и покоряли слушателей. Шестая симфония стала главным основанием для бичевания Прокофьева в 1948 году.

Интересна история создания Четвертого фортепьянного концерта. Молодой многообещающий пианист Пауль Витгенштейн, сын состоятельных родителей, сражаясь на Восточном фронте Первой мировой войны в рядах австрийской армии, в самом начале войны в одном из сражений потерял правую руку. Не желая мириться с обстоятельствами, он решил продолжить свою исполнительскую деятельность, для чего ему понадобилось обеспечить себя соответствующим репертуаром. Материальные возможности для этого существовали, и он заказал у ряда современных ему композиторов фортепьянные концерты для левой руки с оркестром или камерные произведения с аналогичным ограничением.
Заказ получили более десяти авторов, в том числе Хиндемит, Корнгольд, Рихард Штраус, Равель, Прокофьев, Бриттен и другие. Все заказы были выполнены, что немало способствовало развитию фортепьянного искусства. Прокофьев тоже выполнил заказ и своевременно получил от Витгенштейна чек со следующей припиской: «Спасибо за концерт, но я не понимаю в нем ни одной ноты и не буду его играть». Да и самому Прокофьеву этот концерт нравился — не нравился. Сам он никогда его не исполнял, и долгое время не находилось охотников сыграть это сочинение. Первое исполнение концерта состоялось лишь в 1956 году, и сыграл его немецкий пианист, потерявший правую руку во Второй мировой войне.
Концерт четырехчастный, содержащий много сюрпризов и своеобразных красот и требующий от исполнителя крепкой техники. Многие эпизоды концерта представляют собой беседу мелодии с аккомпанементом, при этом мелодия и сопровождающие ее аккорды исполняются чуть ли не в противоположных концах клавиатуры. Молодой пианист Алексей Володин, знакомство сан-францисской публики с которым состоялось на этих концертах, прекрасно справился со всеми техническими и музыкальными трудностями концерта, чему немало способствовало партнерство с Гергиевым. Выступление Володина вызвало восторженную овацию, и на бис он исполнил отрывок из Седьмой сонаты Прокофьева, где еще раз продемонстрировал свое виртуозное мастерство.
Алексей Володин родился в 1977 году в Санкт-Петербурге. Одним из его основных педагогов была Элисо Вирсаладзе. В рецензируемом концерте была заметна тенденция убегать вперед. Но судить о нем по одному выступлению не решаюсь. Надеюсь еще услышать его. Он очень интенсивно концертирует в разных странах и на разных континентах и, надеюсь, побывает в Сан-Франциско.
Чувство ансамбля у Гергиева легендарно. Многие солисты с восторгом вспоминают свои музыкальные контакты с маэстро. В качестве примера могу привести отзыв скрипача Сергея Хачатряна о его партнерстве с Гергиевым и Мариинским оркестром при исполнении Первого скрипичного концерта Шостаковича. А меломаны Сан-Франциско вряд ли смогут забыть постановку Гергиевым оперы Прокофьева «Обручение в монастыре», где все было сделано идеально. Вспомним, какую ауру создавал оркестр, и как при этом было хорошо слышно каждого исполнителя. И ведь любое слово было понятно и долетало до каждого слушателя! «Обручение в монастыре» стало одной из самых выдающихся постановок Сан-Францисской оперы за последние 15 лет.
Гергиев является основателем многих всемирно известных фестивалей в Санкт-Петербурге, Москве и во многих странах. Репутация всех этих фестивалей очень высока. Дирижер отмечен многими премиями (например, «Грэмми») и наградами. Сразу после изгнания грузинских войск из Южной Осетии Гергиев прибыл туда с Мариинским оркестром и выступил с ним на одной из площадей столицы, Цхинвали, на фоне развалин. Этот акт поддержки Южной Осетии вызвал неоднозначную оценку мировой общественности, но осетин и общественный деятель Гергиев иначе поступить не мог.
Сейчас одна из главных забот маэстро – строительство еще одного здания Мариинской оперы. Вроде бы везде все согласовано и утверждено, включая архитектурный проект, выделены средства, но дело не двигается с места, а средства куда-то уплывают, что вызывает раздражение Гергиева. Но друзья всегда поддержат. Например, недавно Темирканов, уже после всех утверждений, заявил, что ему крайне не нравится принятый проект. Впереди еще одна задержка…

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »