В Сан-Хосе опера «Фауст» завершила сезон, а баритон Красен Карагьозов завершил свой контракт

Красен Карагьозов

Share this post

В Сан-Хосе опера «Фауст» завершила сезон, а баритон Красен Карагьозов завершил свой контракт

Очередной сезон на оперной сцене Сан-Хосе завершился постановкой  оперы Гуно «Фауст». Легенда о докторе Фаусте возникла в шестнадцатом столетии, в основе её  была история о человеке, продавшем душу дьяволу в обмен на молодость. В зависимости от времени и обстоятельств, легенда обрастала многочисленными подробностями, не всегда  согласующимися одна с другой. Она  привлекла внимание многих лиц, включая […]

Share This Article

Очередной сезон на оперной сцене Сан-Хосе завершился постановкой  оперы Гуно «Фауст».

Легенда о докторе Фаусте возникла в шестнадцатом столетии, в основе её  была история о человеке, продавшем душу дьяволу в обмен на молодость. В зависимости от времени и обстоятельств, легенда обрастала многочисленными подробностями, не всегда  согласующимися одна с другой. Она  привлекла внимание многих лиц, включая молодого Гёте, который посвятил этой теме всю свою жизнь. Почти 60 лет он работал над философской трагедией «Фауст», поставив последнюю точку в 1831-м, за год до смерти. Шарль Гуно (1818 – 1893), в середине столетия ведущая фигура в музыкальной жизни Франции, заинтересовался сюжетом Гёте. Он привлёк в качестве либреттистов М.Карре и Ж.Барбье и создал оперу, основанную лишь на одном из эпизодов творения великого немецкого поэта и мыслителя – на истории любви Фауста и Маргариты.

Поначалу  спектакли  не имели  успеха, но постепенно популярность оперы росла, и к концу сезона она выдержала 57 представлений. Гуно продолжал работу над своим произведением, в частности, заменив разговорные диалоги речитативами. «Вальпургиева ночь» – балетные сцены под роскошную музыку, которая приписывалась Гуно, – была неотъемлемой частью спектаклей. Ныне установлено, что на самом деле музыку к «Вальпургиевой ночи» написал некто другой. Кто – доподлинно неизвестно. Сейчас часто «Вальпургиева ночь» не включается в спектакли. А жаль…Не исполнялась она и в Сан-Хосе.

Из 14 опер, написанных Гуно, выдержали испытание временем только две: лучшее его творение, «Фауст», и «Ромео и Джульетта». Остальные практически не исполняются. «Фауст» – очень популярная опера и входит в репертуар всех  театров, в труппе которых имеются тенор и бас, способные справиться с трудными партиями – соответственно, Фауста и Мефистофеля. В нынешнем сезоне, например, кроме Сан-Хосе, «Фауст» шёл в Метрополитен Опера, а в прошлом – в Сан-Францисской Опере.

Сцена из оперы «Фауст». Ясмина Халимик и Александер Бойер
Сцена из оперы «Фауст». Ясмина Халимик и Александер Бойер

Как обычно, в Сан-Хосе над постановкой работали два состава артистов, состав 1 и состав А. Мне удалось побывать на спектакле команды 1. Музыкальная сторона  была выше всяких похвал. Очень чисто, мягко и прозрачно прозвучала увертюра, в течение всего спектакля поддерживался необходимый баланс между звучанием оркестра и вокалистов, нюансировка исполнения была полна изящества , а порой – и подлинного драматизма (дирижёр Дэвид Рорбо, музыкальный директор Оперы). Очень чисто и слаженно пел хор (хормейстер Эндрю Уитфилд). Хорошо, без фальши, пели солисты, что стало приятным контрастом с недавней постановкой «Травиаты» в этом же театре. (Правда, меццо-сопрано Катлин Кандиа, исполнительница брючной  роли Зибеля, однажды допустила помарку.)

Однако разочарованием стала работа режиссёра Брэда Далтона и сценография Стивена С. Кемпа. Оба были постановщиками блестящих спектаклей, «Анна Каренина» и «Идоменей», в Опере Сан-Хосе. В «минималистской постановке» (как они сами характеризуют свое сценическое воплощение «Фауста») они пытаются использовать те же идеи, что и в предыдущих двух спектаклях: живописные копии картин на задниках, минимальное количество декораций (часто – символического характера) и т.п.. Но там это всё хорошо работало, тогда как в «Фаусте» не работает совсем. Безликая толпа  поет в погребке, выстроившись по голосам; отправляется в поход и возвращается с победой, опять-таки, строго выстроившись по голосам; осуждающе, но безлико смотрит на Маргариту в церкви. Некоторое оживление внес вальс, в котором участвовали не только танцовщики, но и хористы. Заключительная же сцена спектакля сделана вообще невнятно.

А как решаются все «дьявольские» сцены? Практически никак. Понятно, что небольшое сценическое пространство предоставляет не так уж много возможностей для трюков, но фантазия постановщиков могла бы помочь делу. Увы, фантазия, в основном, отсутствовала. Несколько исполнителей старательно пытаются заслонить старого Фауста, пока он переодевается, чтобы предстать перед зрителями в виде молодого человека. А все неожиданные исчезновения и появления Мефистофеля никак не акцентированы. Вот разве что меч Валентина, брата Маргариты, во время поединка с Мефистофелем переламывается пополам ещё до того, как он коснулся  противника.

И, тем не менее, хорошее пение в значительной степени спасло спектакль. Обладательница красивого сопрано Ясмина Халимик, уроженка Боснии, запомнившаяся публике отличным исполнением – и сценически, и вокально – заглавной роли в опере «Анна Каренина», и значительно менее удачно выступавшая в последующих постановках, выглядела на сей раз очень хорошо, особенно в вокальном отношении, в роли Маргариты. Фауст  соблазнил Маргариту, а затем оставил её, но она продолжала верить в его любовь и порядочность. Эту непростую гамму настроений нужно было прочувствовать и  передать, и певице удалось это в полной мере. Её преследовали в этом сезоне интонационные погрешности, но в рассматриваемом спектакле она попадала во все ноты с идеальной точностью.

Хорошо справился со сложной  ролью Фауста лирический тенор Александер Бойер. Это, пожалуй, лучшая его роль в Опере Сан-Хосе. Он обладает большим красивым голосом, его верхи звучали свободно и легко. У него хорошая внешность (хотя, честно говоря, он немного тяжеловат), он чисто интонировал и сценически был достаточно убедителен. Партию Мефистофеля исполнил молодой и перспективный бас, очень симпатичный и обаятельный Бранч Филдс. Несмотря на то, что его голос не очень сильный, он звучит прекрасно, его вокал безупречен, и свою роль он исполняет старательно и увлечённо. Несколько видоизменяя известную фразу, можно сказать, что Филдс ещё не Мефистофель, он ещё только учится, но учится с большим старанием.

Но больше всех меня поразил Валентин, брат Маргариты, вернувшийся с победой с поля сражений и выступивший в защиту чести своей сестры. Он погибает от рук Мефистофеля. Эту небольшую роль исполнил баритон Красен  Карагьозов, уроженец Болгарии. Он давно привлёк моё внимание красивым тембром голоса, грамотной фразировкой и убедительностью сценического поведения. А в данном спектакле он выступил просто блестяще: в каватине Валентина, например, звук его голоса, округлый и ровный, буквально вытекал из его головы, каждая фраза была отшлифована и темпераментно исполнена, каждое слово исходило из его души, было понятно и спето с чувством и любовью.

Красен  Карагьозов
Красен Карагьозов

Беседуя с ним, я задал вопрос, как ему удалось добиться такого успеха в пении. Оказывается, уже будучи  оперным певцом, он продолжает брать уроки у вокальных педагогов, постоянно повышая своё мастерство. Такое трепетное отношение к вокальному искусству буквально пленило меня, и я предложил Красену встретиться для продолжения этой беседы, на что он любезно согласился.


– Как зовут вашего нынешнего педагога, и что он поменял в вашем пении?

– После моего приезда в США в 1999-м году у меня было несколько педагогов, которые поделились со мной полезным опытом. Здесь я начал заниматься с  Cesar Ulloa, который работает с Мерола Опера Программ. Мы встречаемся раз в месяц. Он поправил мои верхние ноты, мой голос стал круглее, улучшился его тембр. Возможно, на пении сказываются и возрастные изменения.

– Как Вы работаете над оперными партиями?

– Для начала я делаю перевод. Не знать или не понимать текст – для меня недопустимо. Я знаю итальянский, немецкий, английский и русский, но, если я даже понимаю текст, я уделяю большое внимание произношению. Перевожу не только свою партию, но и все остальные, чтобы знать характеры других персонажей и понимать их реакции. Потом я играю клавир  всей оперы, чтобы понимать последовательность и характер событий, а затем учу партию. Если я не пел партию, но хотя бы знаю арию из этой партии, это очень помогает.

Тут следует заметить, что Красен закончил в Болгарии консерваторию вначале как пианист, а через некоторое время – как певец, получив степень бакалавра по двум специальностям. А в Соединённых Штатах он продолжил учёбу и получил степень мастера – опять-таки, по  тем же двум специальностям.

– Что представляет собой семья Ваших родителей?

– Я родился в центральной Болгарии, в городе Стара Загора. Мой отец – художник. Сейчас он пенсионер. До выхода на  пенсию работал преподавателем университета. Он был самоучкой – скрипачом и гитаристом. Мой дед со стороны отца  играл на скрипке. Моя мама до сих пор работает преподавателем болгарской литературы и языка. Моя сестра – пианистка, а племянник закончил музыкальную школу и собирается поступить в консерваторию. Моя бабушка со стороны мамы любила петь фольклорные песни.

– Теперь легко понять Ваш выбор профессии.

– Я начал учиться игре на фортепьяно, когда мне было семь лет. В первые два года учёбы я был не очень старательным учеником. Но у меня была очень хорошая учительница музыки. Она также работала репетитором в местной опере. Постепенно она увлекла меня музыкой, и я стал посещать репетиции опер. К нам приезжали певцы самого высокого уровня. (Попутно замечу, что Болгария давно уже славится своими выдающимися певцами и певицами.)

– Каковы Ваши предпочтения в музыке?                                           

– Мне нравится оперная и классическая музыка, популярная музыка. Люблю петь бельканто – Россини, Беллини, Доницетти. И потом, конечно, лирического Верди. Очень люблю музыку Чайковского и Рахманинова, но мне очень нравится петь и Моцарта. Мне приходилось петь колоратуру, но колоратурный репертуар для баритонов не очень велик.

– Фигаро у Вас получился достаточно хорошо, хотя у меня и возникли некоторые замечания.

– Я пел Фигаро впервые и очень нервничал в первом спектакле, а в последующих – пел в гриппозном состоянии, но я всё-таки спел!

– Каково Ваше отношение к современной музыке и, в частности, к современной опере?

– Я очень люблю современную музыку. Ещё будучи студентом, я спел оперу Бриттена «The Rape of Lucretia” (Поругание Лукреции). Это очень хорошая опера, и я пел её с удовольствием. Потом, тоже в студенческие годы, мы поставили первый акт оперы Kirke Mechem «Pride and Prejudice” («Гордость и предубеждение» Кёрка Мичема). Он очень хороший композитор. (Один из самых знаменитых американских композиторов. Живёт в Сан-Франциско. Автор очень популярной оперы «Тартюф». Три раза приезжал в Советский Союз, где была с огромным успехом исполнена программа, состоящая из его симфоний.) Мне очень понравилась и опера «Анна Каренина», шедшая в Опере Сан-Хосе, в которой я спел Вронского.

– Как Вы поддерживаете физическую и вокальную форму?

– Я очень увлекаюсь спортом, бегаю, люблю играть в бадминтон, пинг-понг, занимаюсь и другими видами спорта.

– А каков Ваш режим в день выступления?

– У меня сегодня выступление в Опере в 8 вечера. Утром у меня – наше интервью, а потом  у меня будет урок с моим преподавателем. Важно, чтобы я не устал.

– А есть ли какие-либо ограничения в еде?

– В течение дня у меня нет никаких проблем. Перед выступлением я избегаю есть шоколад или что-либо в этом роде.

– Но есть певцы, которые не разговаривают в день выступления.

– Нет, я этого не делаю. Нужно хорошо выспаться и даже поговорить, чтобы горло не застаивалось.

– Каковы Ваши успехи помимо музыки?

– Самый большой успех – это моя семья. У меня маленький сын, очень хороший ребёнок, а в сентябре должна родиться девочка.. Это мой второй брак. В первом браке детей не было.

– Каковы Ваши ближайшие и более отдалённые планы?

– Я закончил свой контракт с Оперой Сан-Хосе и начну гастролировать. Буду участвовать в белькантовом фестивале Caramoor. Буду петь в не очень популярной опере Россини «Ciro in Babilonia» («Кир в Вавилоне»). Россини было всего 20 лет, когда он её написал. Они прислали мне мою партию. Она небольшая, ария и речитатив. Я буду на этом фестивале в течение шести недель. Затем я выступлю в Опере Санта-Барбары. Надеюсь, что меня пригласит и Нью-Йорк Сити Опера, где я уже пел в «Травиате».

– Ну и, наконец, Ваша мечта?

– Моя профессиональная мечта – петь на самых больших сценах мира (смеётся).

– Я Вам желаю, чтобы все Ваши мечты осуществились.

 

Х. АНАТОЛЬЕВ

                                                                                             Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »