Сьюзен Грэм, великая певица

Share this post

Сьюзен Грэм, великая певица

У знаменитой американской меццо-сопрано  Сьюзен Грэм (Susan Graham) и Сан-Франциско давно, ещё со времён её участия в Мерола Опера Програм, установились весьма сердечные и  плодотворные взаимоотношения. Мы помним яркий образ монахини Элен, созданный ею в  опере начинающего тогда композитора и нашего земляка Джека Хегги, “Dead Man Walking”;  её участие в операх «Ариодант» Генделя,  «Ифигения в […]

Share This Article

У знаменитой американской меццо-сопрано  Сьюзен Грэм (Susan Graham) и Сан-Франциско давно, ещё со времён её участия в Мерола Опера Програм, установились весьма сердечные и  плодотворные взаимоотношения. Мы помним яркий образ монахини Элен, созданный ею в  опере начинающего тогда композитора и нашего земляка Джека Хегги, “Dead Man Walking”;  её участие в операх «Ариодант» Генделя,  «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Кавалер  розы» Р.Штрауса, «Дидона и Эней» Пёрселла (последняя – с участием Филармонического Барочного оркестра под управлением Николаса Макгегана). Сравнительно недавно Сьюзен спела  цикл песен Малера на слова Рюккерта в сопровождении оркестра Сан-Франциско Симфони под руководством Майкла Тилсона Томаса. И совсем недавно – блестяще исполнила роль Ксеркса в одноименной опере Генделя. В ряде опер она исполняла «брючные» роли  (при росте 6 футов сама судьба уготовила ей эти партии), в некоторых – демонстрировала превосходную колоратурную технику.

Стабильность творческой формы певицы, очевидный интеллект, просматривающийся без помощи бинокля, интонационная непогрешимость и отвага, позволяющая ей браться за новые, неведомые прежде произведения, – всё вместе позволяет создавать у слушателей-зрителей представление об исполнительской надёжности Грэм. Однако недавний сольный концерт певицы в Берклийском Зеллербах-Холле позволил не только увидеть и услышать знакомую Сьюзен, но и открыть новые качества её таланта, о которых мы прежде, может быть, даже не подозревали. Аккомпанировал ей многолетний творческий партнёр, талантливый пианист Малькольм Мартину.

Программа концерта была посвящена «образу женщины». Часть репертуара не была заявлена в программках и объявлялась певицей со сцены. Это, в основном, о женщинах… несколько легкомысленных. Программа была составлена блестяще, вызывая у слушателей неподдельный интерес и постоянную вовлечённость в открывшиеся судьбы. Начался концерт с продолжительной, богатой красками, сцены Пёрселла «Скажи мне, жалостливый Ангел», с колоратурными пассажами, точно и свободно спетыми, с мольбой, исполненной достоинства, и с едва скрываемым отчаянием.

Затем последовавла песня Берлиоза на слова Шекспира «Смерть Офелии». Композитор создавал эту вещь в период его увлечённости как творчеством  Шекспира, так и  актрисой, исполнявшей роль Офелии. Сьюзен сумела передать романтическую окраску безумия несчастной женщины во всех трагических деталях. Но подлинным украшением первого отделения стали шесть песен на слова Гёте из его романа «Вильгельм Мейстер». Созданные Шубертом, Шуманом, Листом, Чайковским, Дюпарком и Хьюго Вольфом, талантливейшими композиторами, они весьма различны  по характеру, настроению и накалу эмоций, и все несут на себе отпечаток романтизма. При исполнении каждой из них певице пришлось перевоплощаться, и она находила разные краски для создания разных характеров. Следует отметить здесь и в дальнейшем совершенно великолепную,  выразительную дикцию, – достаточно редкое явление. Даже когда  Грэм поёт по-французски (а она исполнила в концерте несколько французских песен), создаётся впечатление, что ты понимаешь весь текст. Сьюзен спела и по-русски, очень свежо и выразительно, знаменитый романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал», не допустив ни одной ошибки в произношении!

Второе отделение началось с исполнения сцены «Леди Макбет» английского композитора Йозефа Горовица. Это зловещее кредо преступницы, ищущей оправдания для своих страшных деяний. Наверное, это было трудной задачей для лучезарной и уравновешенной певицы, и всё же ей удалось быть предельно мерзкой и фальшивой. Конечно, изменив при этом окраску звука и характер высказывания. Однако ещё большее впечатление произвело исполнение вокального цикла Пуленка «Обручение в шутку» , исполненное на французском языке. Шесть песен на слова Луизы де Вильморен («В траве», «Он летит», «Мой труп»,  «Скрипка», «Цветы»,  «Василёк») в трактовке Грэм – это различные проявления жизни как она есть, с её трудностями, радостями, сексуальностью.

В завершение концерта Сьюзен Грэм исполнила  несколько произведений «лёгкого» репертуара, объявляя их со сцены. Прозвучали песни Андре Мессаджера,  Кола Портера и др. Пела она их легко, грациозно и с неподдельным чувством меры и юмора. Закончился концерт бурной овацией и несколькими песнями, исполненными на бис.

Молодая, стройная и обаятельная певица, лет двадцати пяти–тридцати, продемонстрировала  необычайную изысканность, проникновенность и колоритность исполнения. Голос Грэм можно охарактеризовать как лирическое меццо-сопрано очень тёплого и красивого тембра. Поразительна точность интонирования, т.е попадание в нужные ноты, идеальное и естественное звукоизвлечение, при котором звук «выливается»,  кажется, без всяких усилий со стороны певицы. Безукоризнена её дикция, на каком бы языке она ни пела. Необычайны выразительность её фразировки и эмоциональность исполнения.

Некоторые критики как раз высказывают претензии к певице по поводу якобы недостаточной эмоциональности. По мне, исполнение Грэм было достаточно эмоциональным во всех номерах программы, но в то же время певица не позволяла себе никаких чрезмерностей в эмоциональных проявлениях. Если не считать Чечилию Бартоли, обладающую уникальным колоратурным меццо-сопрано, нам не приходилось слышать лучший голос и наблюдать большее мастерство, чем у Сьюзен Грэм. Это позволяет назвать Сьюзен Грэм великой певицей.

Сьюзен Грэм родилась в Нью-Мехико, выросла в Техасе, училась в Техасском Техническом университете и в  Манхеттенской музыкальной школе, которая в 2008 году присвоила ей звание Почётного доктора музыки.  Профессиональная пианистка. В 2004 году была названа журналом «Музыкальная Америка» вокалистом года. В 2006 году город её проживания, Мидленд (Техас) объявил навечно 5 сентября «Днём Сьюзен Грэм». Учитывая её заслуги, правительство Франции присвоило ей звание кавалера ордена Почётного Легиона. Она исполняла ведущие партии в операх 17-20 веков во всех ведущих оперных театрах мира, записала огромное число компакт-дисков, награждена премией «Грэмми».

Успеху концерта в немалой степени способствовал  пианист Малкольм Мартину.

Уроженец Великобритании, он начал как солирующий пианист, но настоящим его призванием стало аккомпанирование вокалистам, которому он посвятил уже более 30 лет своей жизни. Он аккомпанировал почти всем ведущим певцам и певицам современности, часто даже внося свою лепту в составление программ концертов.

Прекрасное чувство ансамбля помогает ему находить полное взаимопонимание с солистами. Вот и в описываемом концерте его умение найти нужный баланс звучания позволяло солистке петь в комфортных для неё условиях. Этот концерт станет памятным событием музыкальной жизни Сан-Франциско.

 

                                                                                         Х.АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франициско

От автора

Заканчивая статью, я заглянул в интернет  и обнаружил поразившую меня справку: якобы Сьюзен Грэм не 25-30 лет, как я утверждал, а 51. Кто-то из  нас неправ: либо я, либо  интернет. Лично я считаю, что неправ интернет. Помните ещё со школьных лет: «Всё врут календари»?

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »