Страна Америка

Share this post

Страна Америка

Eli Eli lama sabachthani Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил? (Евангелие от Матфея 27:46) Я наслаждался.  Просыпался рано, заставлял себя пару раз крутануть шеей и сползал с кровати. Потом смотрел, как пустеет парковка перед домом и разъезжаются школьные автобусы. Взрослые и дети уезжали трудиться. Почти сразу же из-за угла появлялись люди в бейсболках […]

Share This Article

Eli Eli lama sabachthani

Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?

(Евангелие от Матфея 27:46)

Я наслаждался.  Просыпался рано, заставлял себя пару раз крутануть шеей и сползал с кровати. Потом смотрел, как пустеет парковка перед домом и разъезжаются школьные автобусы. Взрослые и дети уезжали трудиться. Почти сразу же из-за угла появлялись люди в бейсболках наоборот и с уличными пылесосами. И наступало утро.

А потом сразу возвращались дети из школ и их родители с работы. Немного обязательных криков и музыки – и приходила ночь. Еще один день счастливо прожит. Так продолжалось долго, пока мне не показалось, что пенсия, как и работа, должна иметь смысл. До этого момента мои работающие коллеги предлагали мне возить их престарелых родственников по врачам. Или собирать апельсины у них в садах. Или помогать в уборке гаражей. Как насчет перевозки мебели? Тебе же все равно нечего делать. Несколько раз мне доверяли держать лестницу при обрезке ветвей.

Когда мой автоответчик начал отвечать на немецком, а я – утверждать, что нашел красоту в высшей математике, меня начали посещать на дому. Я приготовился. На столе на видном месте лежала открытая тетрадь. Страницы были слегка запылены, поскольку уже два месяца не переворачивались. Дифференциальные уравнения в частных производных, небрежно скопированные из старого учебника, производили сильное впечатление. Вскоре количество звонков и предложений делать что-то полезное для общества резко упало. Я понял, что теперь пенсия обрела смысл – не делай, чего не хочешь. Я ничего и не делал. Я наслаждался.

А потом, где-то в начале августа ,раздался звонок. Бывший коллега:

– Ты дома?

– Нет, если надо везти твоего дядю к окулисту.

– Его надо, но я за другим. Скоро буду.

Судя по всему, он звонил из-за двери, поскольку вошел сразу, даже не постучавшись.

– Мне в туалет.

Выйдя минут через десять:

– Что там у тебя за книги лежат? На каком это языке?

– На русском.

Он сел в кресло. Сморщился при виде страниц с уравнениями. Демонстративно не снял кроссовки. Взял с полки ближайшую книгу. Сморщился опять, убедившись, что это не Библия.  Я понял, что разговор опять пойдет о моем эгоизме. Не ошибся.

– У нас в воскресенье будет русский пастор. Тебе будет полезно…

– Спасибо, не надо.

– Так, что ты делаешь 8 октября?

Я понял, что это уже к чему-то.

– Ничего еще.

Он немного помолчал, а потом:

– Ты не мог бы сделать у нас в церкви доклад о Холокосте?

Я не был готов к этому.

– Я-то чего? Я не знаю ничего такого, чего нет на интернете. Там все есть, фото, документы…

Он нетерпеливо махнул рукой:

– Да знаю, но ты из той страны, где все это было, и ты можешь рассказать то, чего…

– Ты чего, я родился после войны, ничего этого не видел, живу  в Америке почти 30 лет… Для лекции в церкви подбери слайды, информацию… Это кто угодно может.  Я вообще не хочу на эту тему говорить. И еще в церкви. Откуда я знаю, как они…

Он встал, хлопнул меня по плечу:

– Вода у тебя дома есть?

– Да, на кухне. Чистый стакан – в шкафу.

Он выпил воды, зачем-то заглянул в холодильник, достаточно громко, в расчете на соседей:

– Инженер, а голодаешь.

И, войдя в комнату:

Бабий Яр. Расстрелянные
Бабий Яр. Расстрелянные

– Договорились.  Значит, доклад где-то минут на сорок. Я тебя подвезу и обратно. Если нужна моя помощь, то мой телефон ты знаешь.

– Да кто тебе сказал, что я согласен? Да не буду я этого делать.

– Слушай, нашей конгрегации это интересно. Люди хотят послушать кого-то, кто что-то знает. Хватит заниматься ерундой, какими-то формулами. Да, и, кстати, после доклада – бесплатная еда. Домашняя. Может,  хоть раз поешь нормально. Через полтора месяца, запомни.

И уже со двора крикнул:

– И в туалете убери. Вообще одичал.

Я позвонил ему через две недели:

– Заскочить сможешь?

– Что-то срочное?  А то я еще с часик в гольф-клубе.

– Да нет. Насчет доклада. О Холокосте.

– Уже написал?

– Кое-что. Но не думаю, что ты после этого захочешь со мной рзговаривать.

Пауза.

– Интригуешь?

– В общем, я дома.

Моя немногословность сработала. Вскоре он уже был у меня.

– Ну, что ты нашкрябал и с чего я не буду с тобой разговаривать?

– Слушай, давай я тебе кое-что процитирую, а ты мне скажешь, кто автор.

Он развалился в кресле и, отхлебнув из бутылки с водой, которую достал из кармана своих шортов, кивнул мне:

– Мы вас слушаем.

И я процитировал с листа: “Их жилища должны быть опустошены и разграблены. Они могут жить и в стойлах. Пусть магистраты сожгут их синагоги, а тех, кому удастся выскочить, забросать грязью. Их надо заставить работать, и, если это не получится, то нам ничего не останется, как вышвырнуть их, как собак, чтобы нас не коснулось вечное проклятие и Божий гнев на евреев и их ложь”.

И, помолчав, добавил: “Наша ошибка в том, что мы не режем их».

Мой коллега спокойно выслушал, и, пожав плечами, недоуменно произнес:

– Ну, и что здесь нового? И вот из-за этого я не буду с тобой разговаривать, ты чего?

– Кто это сказал?

Он снова отхлебнул из бутылки с водой:

– Да какая разница? Что ты нагнетаешь? Ну, Гитлер, или кто там еще…

– Это было написано Мартином Лютером, основателем вашей церкви, в 15-м веке.

Я не знаю, какой реакции я ожидал, но это было не оно. Он спокойно вытер губы, поставил бутылку на край стола и, слегка снисходительно:

– Это Wikileaks?

– Почти. Еще хочешь отгадать автора?

Мой коллега улыбнулся и зевнул.

– Это нужно?

– Нет, просто так.

Он встал и пошел к двери. Меня слегка перекосило:

– Ты чего так резко?

– Да я припарковался на чужом месте.  Показалось, что хозяин посигналил. Ну, чего ты там хотел загадывать?

Я прочитал: “Я подвергаюсь нападкам за то, как я решаю еврейский вопрос. Католическая церковь считала евреев чумой  в течение 1500 лет, загоняла их в гетто, и.т.д., потому что поняла, что из себя представляют евреи. ….я воспринимаю представителей этой расы как чуму для государства и для церкви и, возможно, я оказываю христианству большую услугу, удаляя евреев из учебных заведений и лишая их возможности работать в государственных учреждениях.”

– Я чего-то не пойму.  Ты зачем мне это читаешь? Если это для доклада – то все по теме. Или ты ждешь, что я сейчас подпрыгну и начну бить кулаками по столу и кричать «Нет, нет, Далай-Лама  не мог этого сказать!»  Ну, Гитлер сказал. Дальше что?

– Правильно. Просто я хотел быть уверен, что члены твоей конгрегации не подымут бунт из-за…

Он хмыкнул, расстегнул верхнюю пуговицу на шортах, которая передавливала живот:

– Бунт из-за Лютера? Ну, может, кому-то и не понравится. Так пусть знают. Я же потому тебя и пригласил, чтоб сказал им чего-нибудь, что не в проповеди. Читают мало, не хотят.  А так – живое слово. Это все у тебя?

У меня это было не все. Я нашел на интернете множество фотографий, которые были в тему. Некоторые я ему показал. Потом еще. Он сидел у моего компьютера и щелкал «мышкой», открывая одно фото за другим.

– Bсе, что ли, будем показывать? Много слишком. Ты что-то отобрал?

– Да вот то, что ты смотришь, я и отобрал.

Он откинулся в кресле и как-то странно взглянул на меня:

– Вот это ты отобрал? А критерий какой? Тут же их почти сотня.

Я вдруг взбесился:

-Тебе критерий нужен? Неужели не ясно, на каждых 60,000 убитых одно фото. Раздели шесть миллионов на сто.

Мой коллега снова отхлебнул воды, взглянул на часы:

– От тебя позвонить можно, а то у моего батарейка села?

Я кивнул.

Он пару минут поговорил с женой, уточнил, какой творог купить на утро, и заверил ее, что через 20 минут будет дома. И уже у машины, как бы между прочим:

– А источники твоих цитат привести сможешь? Ну, тогда давай, трудись. Как закончишь, мы сделаем прогон, чтобы все работало. Ты чего, боишься нас обидеть? Как было, так и говори. Привет жене.

Не могу сказать, что готовился тщательно. Не хотелось говорить на тему Холокоста. Ну, что я могу сказать, чего нельзя найти на интернете? Весь этот доклад – не что иное, как убивание времени для прихожан, «птичка» пастору за культпросвет и бесплатная еда для меня. После всего. Ну, будут слушать вежливо, даже если я буду нести ересь. Скажут «Спасибо», может, даже скажут «Приходите еще». Холокост никто еще не смог обьяснить. Так чего же я лезу в это?  И пригласили меня только потому, что я «русский» и, может, чего сенсационное скажу.  А я надергал общеизвестных фактов из интернета и поэтому я докладчик?

Недели за три до срока я позвонил своему коллеге.

– Ну, готов?

– Слушай, надо встретиться.

– Конечно, надо прогнать вчерновую. У тебя или у меня?

– У меня.

– Завтра в 11 устроит?

– Давай.

Он принес свою Toshiba и флешку скопировать слайды. Моя оживленность его настoрожила:

– Только не надо меня удивлять. Не говори, что ты передумал.

Мне стало легче. Ключевые слова были произнесены.  Не мной.

– Слушай, ну ни к чему это. Никому это уже давно не нужно. Давай я лучше расскажу, что такое жить в коммуналке с восемью соседями и одним унитазом.

– Я не против.  Но потом.  Если захочешь. И eсли кто-то останется после твоего главного доклада. И не надо решать за меня и нашу конгрегацию. Ты их не знаешь.  И я же не говорю, что они не спят и ждут. В общем, я считаю, что будет интересно.

Я перебил:

– Интересно смотреть, как рожает мышь. Мы говорим о Холокосте. Что там интересного?

И тут он меня удивил:

– Холокост – это же интересно.  Да, интересно. Это тебе не какое-то там отрезание головы на камеру. Или сжигание живьем десяти человек.  И тоже на камеру.  Для устрашения. Неужели не сечешь? Tо делают фанатики, обкуренные бандюки. А Холокост, ну так, как я, сын лавочника из Огайо, понимаю – это целая область человеческого знания. Теория, подготовка, практика. И делалось не какими-то мясниками, а философами, врачами, писателями. Я тебе так скажу: квантовая теория – это для пары сотен мозгляков. А вот заделать Холокост, да еще так здорово – это таки наука. Словом, я считал тебя умнее.  Ну, не хочешь – твое дело.

– Ладно, слайды будешь смотреть? Или на слово веришь?

– Тебе? На слово?

Доклад был намечен на восемь вечера, сразу после вечерней проповеди. Боб заехал за мной и по дороге еще раз напомнил, что возраст прихожан от 18 и «до конца.» И что будет человек 40. А может, и больше. Он будет сидеть за своей Тоshiba и ждать от меня знака, когда показывать очередной слайд. Слайды будут проэцироваться на большой экран слева от меня. Моя задача – говорить.  Все остальное Боб брал на себя. В моем распоряжении – кафедра проповедника, большая белая доска с фломастерами, бутылка воды «Perrie» и коробка с салфетками, если вдруг начну плакать. Поскольку доклад рассчитан на 40 минут, многие прихожане будут часто ходить в туалет. Я не должен воспринимать это как неуважение к себе. Если они возвращаются. Я волнуюсь? Я не волновался.

Приехали мы минут за 15 до начала. Я вздохнул с облегчением, когда узнал, что все будет происходить не в главном зале, с галеркой, как в театре, и с большой сценой, в глубине которой возвышался огромный крест. Боб привел меня в средних размеров помещение со всей атрибутикой, о которой он упоминал. Он начал готовить свой компьютер, а я вышел во внутренний дворик. Это было восьмое октября после восьми вечера, и было почти темно. Во дворике росли какие-то большие кусты, стояло несколько столиков с садовыми креслами, было тихо и хорошо.  И мне вдруг так не захотелось нарушать эту гармонию.

– Ну, ты где? Уже собрались.

Как Боб и предсказывал, в зале находилось человек 40-50. Я стал за кафедру пастора, увидел легкие улыбки и понял, что лучше стоять рядом с ней. Пастор был явно высокого роста. Я представился, написал свое имя на доске и начал с того, что у меня две просьбы к аудитории. Во-первых, как можно чaще перебивать, задавать вопросы по ходу. Любые.  Во-вторых, представляться, чтобы я, отвечая, мог обратится по имени, а не вообще. И, прежде чем перейти к теме, я подчеркнул, что это не результат моих исследований, а просто компиляция фактов. Никаких сенсационных выводов я делать не собирался. Сам доклад я начал оригинально:

– Какие вопросы?

Мужчина лет 45, в тренировочных штанах «Nike» и в футболке с надписью «No, I don’t”, поднял руку, как в школе.

-Меня зовут Рэндел. Вы лично видели что-либо, относящееся к Холокосту?

Мне не пришлось ворошить память, поскольку я вспоминал этот эпизод, когда готовился к докладу:

-Я видел памятники. Немного. И был еще один эпизод, о котором могу упомянуть.

И я рассказал, что, когда мне было 11 лет, моя бабушка в Киеве, так, мимоходом, проходя со мной по одной из улиц, сказала, что здесь собирали всех евреев перед вывозом в Бабий Яр. В 11 лет эти слова – «Бабий Яр» – как-то не произвели на меня впечатления.

Поскольку Рэндел никак не отреагировал на «Бабий Яр» который по-английски звучит дословно как « Old Woman’ Ravine «, я перевел взгляд на аудиторию и понял, что есть с чего начать доклад.

Я взглянул на Боба, он щелкнул «мышкой» и на экране появилось фото уходящего в горизонт рва, заваленного трупами. Фото было резким, и можно было даже рассмотреть выражения некоторых лиц. А вот к следующему вопросу я был не готов:

– Так там вон и дети вроде.  И женщин много. Это что, военнопленные? А, извините, я – Вернон.

– Нет, Вернон. Они не военнопленные. Они евреи.

Лицо Вернона сначала выразило недоумение. Это почти мгновенно перешло в понимание:

– А-а…

Львовский погром. 1941 год
Львовский погром. 1941 год

– И сколько там трупов?

Я назвал цифру и опять удивился довольно спокойной реакции аудитории.

– Мерилин меня зовут. Ну, я, конечно, понимаю, что это ужасно. Но это все вроде могильника, туда свозили трупы.  Война – это так ужасно.

Тут я начал понимать, что есть вещи, которые мозг отказывается понимать.  Защищается.

– Нет, Мэрилин, туда не свозили.  Их ставили по десять человек на край рва и расстреливали. Ночью отдыхали. А с утра снова за работу. Ну, евреев-то много было в Киеве. Вначале.

По аудитории прошелестели какие-то комментариии, которых я не понял. Затем мужчина лет семидесяти, с легким раздражением:

Еврейские беженцы на корабле «Сент-Луис»
Еврейские беженцы на корабле «Сент-Луис»

– Мое имя Джеймс. Я что-то не совсем понимаю, о чем вы говорите. Эти ваши евреи, они что, не понимали, что их убьют? И как овцы шли на заклание? Они же вроде умные люди.  Как же можно было не понимать, что ведут на смерть? И не пытаться вырваться, перебить охрану? Вы же утверждаете, что там несколькo десятков тысяч лежит.. Это что, нужна дивизия, что бы их охранять и расстреливать? По-моему, вы не все нам говорите.  Может, это нельзя говорить. Могу понять.  Но… извините… в голове это не укладывается.

Он ждал ответа. Не мог же я ему сказать, что ни в чьей голове это не укладывается. И не хотел, чтобы он считал людей бессловесными овцами. Много у меня за эти несколько секунд мелькнуло в голове. К счастью, я этого не сказал. Я бросил взгляд на Боба за компьютером. Он понял. Сложно это обьяснить, но все слайды как бы соответствовали задаваемым вопросам. Пока. Следующие несколько слайдов показывали, что возмущенные граждане Львова делали с евреями своего города в течении нескольких дней. Слайды были очень графические. Никакой ретуши. Низколобые, перекошенные в абсолютной злобе морды, слюнявые ухмыляющиеся рты, валяющиеся на брусчатой мостовой молодые женщины в разорванном белье, без него, в окружении гогочущих подростков, хихикающих баб, каких-то вурдалаков. Мне не хотелось смотреть на аудиторию.  Краем глаза я увидел, что Джеймс медленно садился с полуоткрытым ртом, а несколько женщин, сидевших рядом с ним, прикрыли рты.  И сразу двумя руками. Тут я увидел, что Боб делает какой-то знак рукой.  Я посмотрел в ту сторону и увидел, что старик, сидящий у двери, закрыл глаза рукой и склонил голову на плечо.

– Боб, свет!

Свет залил помещение. Стало тихо. Слайд на экране потерял резкость

– Извините, сэр, вы в порядке? Сэр?

Старика кто-то осторожно тронул за плечо.  Он вздрогнул, забрал руку от глаз, увидел всеобщее внимание:

– Извините. Вспомнилось. Все в порядке.

Своего имени он не назвал. Потом я еще несколько раз бросал на него взгляд, но его реакция больше ни разу не отличалась от реакции основной аудитории.

– Кэвин. Скажите, эти страшные кадры когда сняты и где?

Я сказал.

– Так я не пойму, это что, наци в гражданском?  Как наши скинхеды?

– Кэвин, это соседи сводят счеты с соседями. Те, которых увечат – это евреи, а ост…

– Я понял, что бьют евреев.  Не понял, кто их бьет.

– Их бьют их соседи, граждане той же страны, жители того же города.

– Подождите, но это же война, вы же сказали, что немцы оккупировали город.  Почему же это не немцы делают?

– Зачем?  А соседи для чего?  Немцы понятия не имели, кто еврей, а кто нет.

– То есть, вы хотите сказать, что… O, извините, зовут меня Дорис…

– Да, Дорис, это и хочу сказать. Местные составляли списки с адресами и фамилиями. А потом местные, соседи, ходили по этим адресам и…

– Извините, Мэрилин…

– Да, я помню вас, Мэрилин, что вы хотели сказать?

– Так это же просто настоящий, как это называется, э…э..  «прод… гор…».

– Это называется погром.  Вы правы.

– Ну не все же в этом, как вы сказали, во Львове, были такими.  То, что вы нам показываете, это люмпены, это есть везде. White trash.

– Вы правы, Джеймс, не все были такими.  Не все были люмпенами. Среди погромщиков было много студентов.

Наступило молчание. Я молчал.  Боб отстраненно смотрел в потолок. Я сделал ему знак – и новый слайд появился на экране. Цитата Мартина Лютера из книги «О евреях и их лжи.» Я прочитал ее вслух. По глазам сидевших в первом ряду я видел, что они читают, шевеля губами, еще раз. Сначала один, второй, а потом почти каждый из тех, кого я мог увидеть, устремились в свои айфоны. Я понимал, что они ищут, и я не торопил. Слайд все еще стоял на экране. Тут я увидел в дверях группу людей, которые, видимо, стояли там какое-то время. Они смотрели на экран.

Не ожидая моего знака, Боб сменил слайд.  И появился другой, с цитатой Гитлера.  Люди от двери начали выстраиваться вдоль стены потому, что подходили еще.

Честно говоря, я не знал, что еще говорить. Меня спас вопрос.

– Меня зовут Дуэйн. А как Рузвельт реагировал на это все? Интересно, как мы, Америка, реагировали?

Аудитория несколько оживилась, поскольку Америка не могла не среагировать. Я взял один из маркеров и на доске написал: «St. Louis.»

– Кто знает, что это?

Улыбки, расслабление, шарканье ногами.  Несколько голосов сразу:

– Ну, всегда была столица Миссури.

– И что, так в кавычках всегда и пишется?

Рэндел, неуверенно:

– Ну, вы так написали…

– А вы слыхали про старую развалюху-пароход, на котором почти 1000 беженцев-евреев из Европы пытались спастись на американском континенте? Тут ключевое слово «пытались.»

И я рассказал, вкратце, потому что доклад уже шел больше полутора часов, о пароходе «St. Louis.» О том, как капитан корабля, немец, чье имя Густав Шрёдер, предупредил свой экипаж, полностью немецкий, чтобы к еврейским пассажирам относились как к пассажирам 1-го класса. О том, как ему не позволяли войти на внутренний рейд Гаваны в течение недели.  Как потом он плыл на север. Как по одобренному Рузвельтом приказу Береговая охрана США не пустила этот пароход ни в один североамериканский порт.  Как капитан хотел посадить пароход на мель возле берегов Америки, чтобы дать возможность пассажирам добраться до берега.  Береговая охрана США не позволила. И пароход вернулся в Европу. С теми, с кем оттуда и выехал. А через полтора месяца началась Вторая мировая война.

– FDR сделал это? Почему?

– Потому, Кэвин, что не хотел прогневить Гитлера. Но я не родился в этой стране.  Может, есть другое обьяснение?

Я видел, как несколько человек что-то печатали на своих айфонах.

На экране появился новый слайд. Карта расположения всех концлагерей. А потом еще один, суммирующий, который в виде таблицы показал еврейское население в каждой европейской стране до и после войны. А пoтом, при полной тишине в аудитории, я подошел к белой доске и написал на ней: “Lama.”

И спросил, кто знает, что это означает.

И сам ответил: “Lama” по-древнееврейски означает “За что?” Это было последнее, что сказал Иисус Христос перед смертью.

Аудитория молчала. А потом люди начали аплодировать. Они поднимались и продолжали аплодировать стоя. Я не мог уйти, все стояли вокруг меня. Мне пожимали руки, что-то говорили, потом снова пожимали руки. Я, уже в дверях, машинально посмотрел на большой экран. Длинный ров уходил в горизонт.  Он был заполнен трупами. Фото было резким, и можно было даже рассмотреть выражения некоторых лиц. А внизу кто-то прилепил скотчем лист, на котором черным фломастером наискосок и небрежно было написано «Lama?»

Alveg Spaug ©2016

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »