Сказки и жизнь несчастного гения

Сказки и жизнь несчастного гения

Эрнст Теодор Амадей Гофман  «Гофман – великое имя; я никак не понимаю, почему Европа доселе не ставит Гофмана рядом с Шекспиром…». Виссарион Белинский Несчастным он называл себя сам, во всяком случае, в письме своему единственному другу Теодору Гиппелю, он так определял свое состояние: «Я есть глубоко несчастный человек, а счастлив тот, кто не знает, что […]

Share This Article

Эрнст Теодор Амадей Гофман

 «Гофман – великое имя; я никак не понимаю, почему Европа

доселе не ставит Гофмана рядом с Шекспиром…».

Виссарион Белинский

Несчастным он называл себя сам, во всяком случае, в письме своему единственному другу Теодору Гиппелю, он так определял свое состояние: «Я есть глубоко несчастный человек, а счастлив тот, кто не знает, что такое полицейский участок и долговые расписки…». Да, это теперь Эрнст Теодор Амадей Гофман в энциклопедиях и справочниках называется «великим писателем немецкого романтизма», а в протоколах берлинской полиции начала 18 века он представлен как драчун, грубиян и пьяница, которого не раз «содержали в холодной» и того пуще – привлекали к суду.

ГофманИстория полна подобных примеров парадоксов в судьбах великих людей, что лишь подтверждает «крамольную» мысль: неважно, как жил гений, а важно, что он оставил нам после своего ухода. Кстати, именно этому принципу следовали советские критики, описывая творчество великих художников, – ​умалчивали об их жизни и четко определяли полезность того или иного писателя для коммунистической идеи. Судя по редким биографическим очеркам и рецензиям творчества Гофмана (1929, 1958, 1975, 1984), немецкий романтик был для коммунистической идеи не полезен.

Это следует также из запретов и гонений на произведения его последователей, таких, как М. Булгаков, А. Белый, на творчество В. Мейерхольда, а также из «выправления искривлений» партийными идеологами литературной группы «Серапионовы братья» в 1923 году, в которую входили молодые тогда писатели Зощенко, Катаев, Каверин, Федин, углядевшими в их воззваниях – ​«Кто не с нами, тот против нас!» и некоторых произведениях – ​некую мистику, прозвучавшую живучим отголоском гофмановских фантазий. Отблески увлечения Гофманом встречались (и «гасились» в редакциях) у Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама и других поэтов «Серебряного века», но особенно отчетливо в советское время восприятие гофмановских мотивов проявилось в творчестве Евгения Шварца. Зато в ХIХ веке романы Гофмана в России были популярны, их издавали крупнейшие издательства, народ зачитывал книжки до дыр, они также сильно повлияли на неординарные писательские умы Гоголя и Достоевского, а композитор Чайковский по его сказке «Щелкунчик и мышиный король» сочинил чудесную музыку к балету «Щелкунчик», который до сих пор не сходит со сцен театров мира.

Словом, страницы жизни великих художников интересно читать именно потому, что они многое объясняют в парадоксах судьбы их произведений, равно как и такие «мелочи», что гений вовсе не обязательно должен быть «благообразным гражданином, вроде Гете».

…Сын адвоката при прусском военном суде, Эрнст Гофман появился на свет в Кёнигсберге 29 января 1776 года. В жилах его, кроме немецкой (отцовской), текла еще еврейская и венгерская кровь. Отец, горький пьяница, вскоре оставил семью, и юность будущий писатель провел в доме своего весьма угрюмого дядюшки, где жил как «в выжженой степи – ​ни бутона, ни цветка». В Кёнигсбергском университете студент-правовед Эрнст Гофман не желал посещать лекции даже самого Иммануила Канта, зато взахлеб читал Шиллера и Свифта, учился играть на фортепиано и часто бегал в театр: моцартовского «Дон Жуана» он выучил наизусть и исполнял на фортепиано для своего друга Теодора Гиппеля.

После «странной» и страстной любви (примером которой воспользовался сам Зигмунд Фрейд в одной из своих работ по психоанализу) студента Гофмана к замужней тридцатипятилетней женщине Доре Хатт и последовавшего за этим скандала, семейный совет приговорил юношу к изгнанию, и он отправился жить к другому дяде, в Силезию. В эти «незабываемо отвратительные» двенадцать лет службы мелким чиновником в Познани и Глогау Эрнст страдал, но успел жениться на спокойной мещаночке Михалине, которая весьма стойко терпела многие годы экстравагантные выходки своего супруга. Интересно, как, однако, схожи бывают судьбы «несчастных гениев»! Вчитываясь в биографию Эрнста Теодора Амадея Гофмана, невольно вспоминаешь жизнь Кафки…

Но вот в 1804 году Гофмана переводят служить в Варшаву, и именно здесь он ставит точку в своей чиновничьей карьере, решив посвятить жизнь… музыке. К тому времени он уже прослыл неплохим музыкантом, способным художником, а также автором небольших рассказов, ироничный, зловеще-мистический жанр которых сегодня назвали бы «черным юмором». Итак, Эрнст становится капельмейстером филармонии, самолично расписывает стены концертного зала и решительно меняет свое третье имя «Вильгельм» на «Амадей», разумеется, в честь обожаемого Моцарта.

На глазах у озадаченного общества он так увлекся перестройкой своей жизни, что не заметил… оккупации Варшавы Наполеоном. Как прусский чиновник, он лишается работы и средств, и совершенно раздавленным, полунищим, похоронив умершую от чахотки двухлетнюю дочь, уезжает в Берлин. Но столица оттолкнула Эрнста Гофмана, не оценив его талант. Так в 1808 году он оказался в провинциальном Бамберге на должности капельмейстера. Вскоре он становится буйным завсегдатаем местного кабака «У Розы» и «оригиналом», который мог обругать и наброситься на любого не понравившегося ему посетителя этого достойного заведения..

Черная полоса в жизни художника разбудила в нем писательский гений. Он пишет первую серьезную новеллу «Кавалер Глюк», которая навсегда обозначила стиль и жанр его творчества – ​мистика, ироническое переселение призраков из ночных фантазий в «дневную» жизнь, причем это стало не только литературным приемом, но и образом жизни Гофмана, который сам уже боялся своих ночных кошмаров. Так или иначе, под влиянием безудержной мистики были написаны почти все лучшие вещи Гофмана: повести и сказки «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Эликсиры сатаны», а также известные романы «Серапионовы братья», «Житейские воззрения кота Мурра» и «Повелитель блох».

Обложка книги-плеера «Щелкунчик»
Обложка книги-плеера «Щелкунчик»

1809, 1811, 1813 год… Хотя Эрнст и становится популярным автором, но живет бедно, потому что пьет. «Винные гены» отца переселились к сыну. Пропивая гонорары за свои книги, он едва сводит концы с концами, носясь по городу и подрабатывая уроками музыки. В то время он теряет свою очередную «пылкую любовь», шестнадцатилетнюю Юлию Марк. Об этом факте можно было и не упоминать, но под влиянием «сего трагического чувства» Гофман сочиняет «Ундину», первую в Германии романтическую оперу, упомянутую впоследствии Рихардом Вагнером. Кстати, за свою творческую жизнь Э.Т.А.Гофман сочинил тридцать два(!) музыкальных произведения.

В 1813 году импульсивный Гофман решает навсегда покинуть Бамберг и переселяется в Берлин. Талантливый писатель и музыкант начинает свою «вторую столичную жизнь»… сотрудником апелляционного суда без жалованья. Ситуация заставляет бедного «клерка» работать еще интенсивнее и отчаяннее: он создает большой цикл берлинских рассказов, благо Берлин подарил ему много мистических сюжетов – ​в них писатель вызвал всех «злых духов города», придав им, как всегда, черты реального существования, упоминая в рассказах реальные названия улиц, площадей, питейных домов, реальные фамилии антикваров, чиновников, банкиров… Мистические сказки выглядели весьма жизненно.

А еще Берлин подарил Гофману его последнюю любовь: юная певица Иоганна Энике, исполнившая главную роль в «Ундине», премьера которой состоялась в 1816 году, стала его верным другом и женой, на протяжении долгих лет стойко перенося и больные творческие фантазии, и любовные похождения своего «очень умного и очень странного» мужа. Между тем, муж, в винных парах кабака «Лютер и Вегнер», где он засиживался с друзьями до зари, опорожняя бутылку за бутылкой, создавал «Серапионовых братьев», «Повелителя блох» и многие другие свои философские сказки. Последний немецкий писатель-романтик (именно так называли в Германии этого великого мистика), выйдя из стен мастерской «готического» романа, в которой трудились такие признанные классики, как братья Шлегели и Клеменс Брентано, благодаря своим фантастическим грезам, свободно расширил его пределы – ​«идеальных героев» своих философских сказок Гофман помещал в совершенно реальную жизнь «системы общества», а не отправлял в какие-то абстрактные утопии.

Ну, а «система общества» ответила писателю изнурительной судебной тяжбой из-за нескольких сатирических романов, в том числе и гениального «Повелителя блох». Эрнст, уже разбитый параличом (у него развивалась «сухотка спинного мозга»), преодолевая чудовищные боли, вынужден был давать показания и писать оправдательные письма. А в бессонные ночи сорок шестой зим, он диктовал санитарам свои последние сказки: «Майстер Вахит», «Угловое окно» и (с тайной надеждой!) – ​«Выздоровление». Но выздоровление не наступило. В июне 1822 года Э.Т.А. Гофман умер.

«Я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но плохих музыкантов, другая же – ​из истинных музыкантов», – ​так Гофман сформулировал в своем лучшем романе «Житейские воззрения кота Мурра» вечный разрыв между простыми обывателями – ​«хорошими людьми», «филистерами», и «энтузиастами» – ​творцами «иного бытия»…

В последние дни января нынешнего года исполнился 231 год со дня рождения великого немецкого фантазера. Но за эти столетия разрыв между энтузиастами и филистерами так и не сократился.

А с Э.Т.А. Гофманом можно поспорить лишь в той части его биографии, где он называет себя несчастным. Да, он не был «добропорядочным членом общества» и талант писателя был признан лишь частично. Но способность этого человека так яростно любить и творить перекрывала эти «несчастья» с лихвой.

Анатолий СИГАЛОВ, Германия

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »