Семен Бычков представляет Рахманинова

Семен Бычков представляет Рахманинова

Issue #764 Прошедшие в Дэвис Симфони Холл концерты Сан-Франциско Симфони и Сан-Франциского Симфонического хора были посвящены творчеству С. Рахманинова. Исполнялась, как её часто называют, хоровая симфония «Колокола», одно из самых выдающихся сочинений композитора, а во втором отделении – Симфония №2. Дирижировал программой один из самых сильных современных дирижёров, Семён Бычков, вот уже 12 лет возглавляющий […]

Share This Article

Issue #764

Прошедшие в Дэвис Симфони Холл концерты Сан-Франциско Симфони и Сан-Франциского Симфонического хора были посвящены творчеству С. Рахманинова. Исполнялась, как её часто называют, хоровая симфония «Колокола», одно из самых выдающихся сочинений композитора, а во втором отделении – Симфония №2. Дирижировал программой один из самых сильных современных дирижёров, Семён Бычков, вот уже 12 лет возглавляющий замечательный Симфонический оркестр Западногерманского радио (Кёльн) и работающий со многими знаменитыми оркестрами.

«Колокола» – грандиозное сочинение, написанное на слова поэта-символиста Константина Бальмонта, являющиеся переводом поэмы Эдгара По с тем же названием. Что такое перевод стиховорного текста с английского на русский, оставим специалистам. Я бы сказал, что Бальмонт написал текст по мотивам Эдгара По. «Колокола» были сочинены к концу лета 1913 года, тогда же исполнены, с большим успехом, но в дальнейшем испонялись достаточно редко. Например, в Сан-Франциско мы в последний раз слущали это любимое автором произведение в 1994 году.

Симфония состоит из четырёх частей, посвящённых четырём аспектам человеческой жизни: рождению, женитьбе, страданиям и смерти. В каждой части имитируется звучание соответствующих колоколов, в каждой части, за исключением третьей, звучит человеческий голос. Дирижёр добился поразительной, почти дикой, языческой страстности исполнения всеми группами инструментов и хором.
Из солистов особенно хочется выделить бас-баритона Михаила Петренко, с которым мы познакомились три года назад, когда он солировал в 13 симфонии Шостаковича. Благородное звучание его красивого голоса, безукоризненная дикция и вовлечённость в события – привлекательные составляющие его таланта. Очень хорошо звучал хор (хормейстер Рагнар Болин). В последнее время казалось, что звучание хора стало слишком светлым, даже плоским. Однако в рецензируемом концерте хор пел округлым красивым звуком, взволнованно и страстно. Исполнение «Колоколов», очень энергичное и эмоциональное, было принято с восторгом не только публикой, но и хором и оркестром, которые азартно аплодировали дирижёру.

В 1931 год «Колокола» были исполнены в Москве и были приняты публикой с большим воодушевлением. Однако газета «Правда» разгромила композитора, назвав его незначительным имитатором и реакционером.

В 1897 году Рахманинов сочинил свою Первую симфонию, и тогда же Александр Глазунов – из самых лучших побуждений – взялся исполнить её в качестве дирижёра. Хороший композитор, он оказался чрезвычайно слабым дирижёром и провалил премьеру. Публика в зале и рецензенты в печати не приняли это сочинение молодого композитора. Последовавший нервный срыв Рахманинова выбил его из творчества почти на три года. Он решил никогда больше не возвращаться к сочинению симфоний. Однако жизнь продолжалась, и, следуя её зову, композитор написал в 1907 году свою Симфонию №2.
Симфония в четырёх частях, в основном очень светлая и романтичная, является и очень продолжительной, что побуждало многих дирижёров «урезать» её, пытаясь, в то же время, не повредить её восприятию. Семён Бычков впервые отказался от этой практики, исполнив симфонию без всяких сокращений. Он считает, что «ампутация» отдельных кусков симфонии очень даже заметна и наносит непоправимый вред замыслам композитора.

Манера исполнения Симфонии №2 очень отличалась от исполнения «Колоколов». Симфония полна очаровательных мелодий, и дирижёр старался донести до сердца слушателей каждую из них. Было меньше напора и больше изысканности. Pianissimo были еле слышны, но в то же время были хорошо слышны. Каждая фраза была отделана до совершенства. Время от времени назревавшие конфликты достаточно быстро исчерпывали себя. Ритмическая точность в соединении с ритмическим разнообразием не позволяли симфонии распасться на отдельные куски. Соло, исполненное первым кларнетистом и выдающимся музыкантом, Кери Беллом, трудно забыть. Последняя часть, Allegro vivace, была исполнена освобождённо и радостно. Оркестр исполнил симфонию превосходно. И даже если слушатель встретился с этой музыкой впервые, он безошибочно признает: это Рахманинов.

Семён Бычков родился в 1952 году в Ленинграде. Отец – научный работник, мать – преподаватель французского языка. Четыре семьи в коммунальной квартире, одна кухня и один туалет на всех. Но, что было нетипично, никаких дрязг и свар.У мальчика рано был обнаружен абсолютный слух, что побудило его родителей отдать его в Хоровое училище им. Глинки, куда он поступил, преодолев большой конкурс. Затем поступил в Ленинградскую консерваторию как пианист. До двадцати одного года занимался исполнительской деятельностью, но с самых юных лет его манило дирижирование, он стал посещать дирижёрский класс знаменитого педагога Ильи Александровича Мусина, а вскоре был зачислен официально в этот класс. Занятия складывались успешно, и девятнадцатилетнему парню доверили дирижирование двенадцатью спектаклями «Евгения Онегина» в консерваторском театре. За каждый спектакль юноша получал 2 рубля 50 копеек. В 1973 году он одержал победу на конкурсе дирижёров им. Рахманинова.

Обладал «длинным языком», что побудило органы КГБ заинтересоваться им. Это, в свою очередь, побудило его ещё до окончания консерватории эмигрировать в США. Его карьера в зарубежье складывается удачно. Несколько лет он был музыкальным директором Buffalo Philharmonic. До этого в течение пяти лет был главным приглашённым дирижёром этого же оркестра. Его заметил Караян и высоко оценил потенциальные возможности молодого дирижёра.В течение почти 10 лет Бычков был музыкальным директором Парижского оркестра, и в эти же годы – главным приглашённым дирижёром Санкт-Петербургского филармонического оркестра. Дирижировал и Берлинским филармоническим оркестром. Любит осуществлять оперные постановки. Дирижировал уже в Ла Скала, в Метрополитен Опера, на Зальцбургском фестивале, был главным приглашённым дирижёром «Флорентийского музыкального мая». Вскоре приступает к музыкальному руководству Дрезденской оперой. Осуществил много записей, большинство которых были отмечены различными наградами.

У него непростые исполнительские пристрастия. Например, из русских композиторов исполняет преимущественно Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, хотя с удовольствием слушает и многих других. Очень часто исполняет Рихарда Штрауса, Вагнера, Верди. Его младший брат, Яков Крейцберг, 1959 года рождения, – тоже ученик Мусина и признанный на Западе дирижёр. Мы были когда-то на его концерте, и он произвёл прекрасное впечатление.

Жена Семёна Бычкова во втором браке – одна из сестёр-француженок, Мариэль Лабек. Сёстры образуют всемирно известный фортепьянный дуэт, который мы слушали много раз. Живёт семья Бычковых преимущественно в Париже.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »