Семен Бычков – один из самых выдающихся современных дирижеров

Семен Бычков – один из самых выдающихся современных дирижеров

Issue #815 В Семёне Бычкове счастливо сочетаются аналитичность мышления, высокий профессионализм, тонкий вкус и подлинная эмоциональность. Он приступает к новой программе после длительного процесса изучения и анализа партитуры и выяснения всех возникающих вопросов. Он никогда не навязывает автору какие-либо свои концепции, как бы логично они ни выглядели, а всегда старается найти мотивировку автора, демонстрируя необычайную […]

Share This Article

Issue #815

В Семёне Бычкове счастливо сочетаются аналитичность мышления, высокий профессионализм, тонкий вкус и подлинная эмоциональность. Он приступает к новой программе после длительного процесса изучения и анализа партитуры и выяснения всех возникающих вопросов.

Он никогда не навязывает автору какие-либо свои концепции, как бы логично они ни выглядели, а всегда старается найти мотивировку автора, демонстрируя необычайную проницательность. В результате Бычков «раскапывает» такие варианты исполнения, что только диву даёшься: как могло случиться, что никто до него этого не замечал. Поэтому интерпретации Семёна Бычкова всегда поражает своей свежестью, естественностью и убедительностью. Для воплощения своих замыслов ему требуется много репетиционного времени, что не всегда осуществимо. Напомню, что Бычков является учеииком легендарного педагога, профессора Мусина.

Недавняя программа Бычкова в Дэвис-Холле состояла из трёх совершенно различных по стилю и характеру произведений. Началась она с «Гробницы Куперена» Мориса Равеля. Сочинение этой вещи было прервано Первой мировой войной, в которой Равель принял участие в качестве добровольца – водителя грузовика. В 1917 году работа над «Гробницей» была завершена. Сюита состоит из четырёх разнохарактерных частей и представляет собой своеобразный поклон французскому барокко. Вещь была исполнена с необыкновенным изяществом и колористическим разнообразием, чувством юмора, местами – с поразительной текучестью звучания, местами – с известной долей терпкости. Написанная в классических традициях, она, тем не менее, щедро пронизана и элементами авангарда. Прекрасно прозвучали соло гобоя, исполненные первым гобоистом Вильямом Бенеттом.

Далее последовала «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, сочинённая в 1934 году. Первое исполнение «Рапсодии» в Сан-Франциско состоялось в 1941 году, солистом был сам Сергей Рахманинов. В рецензируемом концерте солировал очень интересный пианист Кирилл Герштейн. Часто «Рапсодию» называют Пятым фортепьянным концертом Рахманинова. Она состоит из 24 вариаций на тему одного из каприсов Паганини и коды (завершающей части сочинения). Хорошо знакомая вещь прозвучала так, как будто вы услышали её впервые. Она была исполнена значительно ярче, «взрывней» и разнообразней, чем обычно. Огненный южный темперамент, музыкальный фейерверк – и хватающая за душу разливающаяся лирика, излучающие свет фразы и ритмическая чёткость, точный баланс звучания между солистом и оркестром. Это был праздник души и праздник искусства!

И что существенно, пианист и дирижёр были единомышленниками. Кирилл Герштейн (сан-францисская публика успела познакомиться с ним ранее) – набирающий силу виртуоз, темпераментный исполнитель, обладающий круглым большим звуком, безукоризненной крупной, но и мелкой техникой, умеющий быть громогласным, а если требуется, то и едва слышимым (но слышимым!), понимающий и знающий Рахманинова, произвёл прекрасное впечатление. Тонкое чувство партнёрства позволило ему, Бычкову и, не в последнюю очередь, оркестру создать исполнительский шедевр.

Второе отделение концерта было посвящено исполнению Симфонии №1 английского композитора Вильяма Уолтона. В прошлом сезоне мы слушали его замечательный скрипичный концерт в блестящем исполнении Александра Баранчика и оркестра Сан-Франциско Симфони. Этот успех подогревал интерес публики к редко исполняемой симфонии. Первое исполнение этого произведения состоялось в 1935 году. По утверждению музыковедов, симфония стала вершинным произведением композитора. Она состоит из четырёх частей и сочинена молодым человеком, находящимся в состоянии влюблённости в очаровательную женщину. Эмоциональная окраска частей является отражением различных эпизодов и настроений этой романтической истории.

Однако симфония, при всех её достоинствах, исполняется чрезвычайно редко. По-видимому, не всем дирижёрам и оркестрам удавалось постичь её неяркую красоту и глубину. Она была спящей красавицей, безмолвно ожидающей своего принца. И принц явился – в облике Семёна Бычкова. Он влюбился в неё, разбудил, и она открылась ему во всей своей красоте. Первая часть перестала быть громоздкой и обрела удивительную стройность. Вторая часть, скерцо, и третья, медленная, время от времени возвращаясь к некоторым темам первой части, обусловили цельность симфонии, но в них заложена и некая конфликтность. Последняя часть не привела к решению накопившихся проблем, предоставив слушателям возможность домыслить и допереживать услышанное.

Оркестр исполнял симфонию с видимым удовольствием. Создаётся впечатление, что оркестр и дирижёр взаимно ценят и любят друг друга. После одного из предыдущих концертов с участием Бычкова оркестранты топали ногами, что является высшим проявлением одобрения. Я был свидетелем ещё одного случая, когда наши оркестранты топали ногами. Это произошло после исполнения Ростроповичем виолончельного концерта Дворжака.

В последние годы Семён Бычков зачастил в Сан-Франциско. В феврале он приезжает в Бёркли с Венским Филармоническим оркестром на три вечера с тремя разными программами . Он выступал у нас и раньше, но достаточно редко. Однако после тринадцати лет руководства очень сильным Кёльнским оркестром Бычков решил не продлевать свой контракт и стал «вольным художником», получив возможность выступать с теми оркестрами, которые он сам выбирает. А выбирает он лучшие оркестры и лучшие оперные театры мира. Интересно, как долго Бычков будет наслаждаться своей свободой и какому коллективу удастся заполучить его в качестве своего постоянного руководителя.
И несколько слов о пианисте. Кирилл Герштейн родился в 1979 году в Воронеже. Его отец – математик, мать – музыкант. В одиннадцатилетнем возрасте одержал победу на международном конкурсе Баха в Польше. С четырнадцатилетнего возраста – в США, посещал занятия в разных музыкальных учебных заведениях Бостона и Нью-Йорка, занимался с разными преподавателями. Позднее брал уроки у Дмитрия Башкирова в Мадриде и у Ференца Радоса в Будапеште.

Публика впервые по-настоящему заинтересовалась молодым музыкантом после его победы на межународном конкурсе пианистов им. Артура Рубинштейна в 2001 году. И совсем сенсационным событием стало награждение Кирилла в 2010 году одной из самых престижных премий, Gilmor Artist Award. В этом же году он получил премию Avery Fisher Career Grant. Первая из них была учреждена в 1989 году и присуждается раз в 4 года. Он стал шестым музыкантом, удостоенным этой награды, и оказался в одной компании с ведущими пианистами наших дней, такими, как Андснес, Андержевски и др. Премия (300 тысяч долларов) – не совсем обычная: лауреат может потратить по своему усмотрению лишь 50 тысяч, а остальные деньги – только в музыкальных целях. Например, он может покупать музыкальные инструменты, заказывать произведения у композиторов и т.п. Кирилл приобрёл 5 роялей; часть из них находится в Европе, часть – в Америке, гражданином которой он является.

Герштейн выступает со многими ведущими оркестрами США и Европы, даёт много сольных концертов и с удовольствием занимается педагогической работой, являясь профессором консерватории (Musikhochschule) в Штутгарте.Он убеждён, что педагогическая деятельность очень полезна для совершенствования как технических приёмов, так и интерпретаторских возможностей.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »