Самоотверженная преданность скрипке

Share this post

Самоотверженная преданность скрипке

Мы давно уже не слышали прекрасную скрипачку Юлию Фишер: материнство поглощает много времени и сил. Однако и недавно объявленное ее выступление было отменено по семейным обстоятельствам. А Сан-Франциско Симфони  предложил замену – неизвестный в СФ скрипач Августин Ходелик (Hadelich) оказался готовым исполнить Скрипичный концерт Бетховена, который намеревалась сыграть Юлия Фишер. Во втором отделении исполнялась  Симфония […]

Share This Article

Мы давно уже не слышали прекрасную скрипачку Юлию Фишер: материнство поглощает много времени и сил. Однако и недавно объявленное ее выступление было отменено по семейным обстоятельствам. А Сан-Франциско Симфони  предложил замену – неизвестный в СФ скрипач Августин Ходелик (Hadelich) оказался готовым исполнить Скрипичный концерт Бетховена, который намеревалась сыграть Юлия Фишер. Во втором отделении исполнялась  Симфония №5 выдающегося датского композитора Карла Нильсена. Дирижировал программой Герберт Бломстедт.

На этот раз дирижёр обошёлся без подиума, и оба музыканта вместе с оркестром творили (создавали? извлекали с небес?) музыку необычайной красоты и силы воздействия. Скрипач играл на скрипке Страдивари, предоставленной ему во временное пользование после победы на Международном конкурсе скрипачей в Индианаполисе. Голос скрипки – очень ясный и мягкий, сила звучания не очень велика, однако Ходелик уже успел подружиться с инструментом и научился создавать с его помощью чудеса. Кстати, скрипач встречался и прежде с  Бломстедтом. Это случилось в Гамбурге, когда Августину было 12 лет, и он сыграл для маэстро какую-то пьесу (какую, он сам не помнит). А запомнил ли дирижёр эту встречу?

Августин Ходелик

Первая часть концерта (Allegro ma non troppo) была полна лирики, перемежающейся порой с энергичными высказываниями, и прозвучала раздумчиво, но достаточно светло. Жемчужиной является вторая часть (Larghetto) – медленная, сердечная песня любви. Очень техничная и быстрая  третья часть (Rondo.Allegro) – своеобразная  песня радости. Она была исполнена намного быстрее обычного и потребовала от солиста и оркестра особой виртуозности и технического мастерства. Оркестр играл с явным удовольствием.

Слушателей покорило  внимание солиста к деталям , изящество и поэтичность исполнения и умение слышать оркестр, создавая с отдельными инструментами (не без помощи дирижёра) непродолжительные «малые ансамбли» (например, с замечательными кларнетистом Кери Беллом и флейтистом Тимом Дэем). Поражают музыкальность Ходелика и его экстраординарная смычковая техника. Оказывается, Августин играет этот концерт с девятилетнего возраста, и каждый раз, по его утверждению, находит какие-то новые краски и прежде скрытые идеи. Много и успешно потрудились тимпанист Джереми Эп и ударник Джеймс Ли Вайат. По окончании первого отделения публика, как по команде, поднялась и устроила бурную овацию. Молодой человек не заставил долго себя уговаривать и исполнил на бис Анданте из Сонаты №2 ля минор И.С. Баха.

Во втором отделении исполнялась Пятая симфония Нильсена, насыщенная свежими идеями и эмоциями с очень сложными тематическими рисунками, поддерживаемыми плотной и изобретательной оркестровой партией. Созданная в 1922 году композитором, ещё не успевшим прийти в себя после кошмаров Первой Мировой войны, симфония полна драматизма. Особенно это относится к первой части, где то и дело слышится дробь барабанов под жёсткий ритм марширующих солдат и сложный рисунок музыки. Во всём – некая безысходность. Вторая часть – более живая, а в третьей – уже пробиваются лучи света, слегка поднимается настроение, открывается  широкое дыхание и впереди – какой-то свет. Появляются лирические темы. Симфония завершается всеобщим торжеством. Бломстедт считается признанным специалистом «по Нильсену», и под его руководством одна из лучших симфоний композитора, Пятая, прозвучала великолепно.

Августин родился в 1984 году в  Италии, куда родители–немцы переехали из Германии незадолго до его рождения. Младший из трёх братьев, он рано проявил свою музыкальность, и его отец, Сигизмунд, привлёк мальчика уже в пятилетнем возрасте к игре на скрипке  под его руководством (отец занимался фермерством, а для души играл на виолончели). Августин утверждает, что в это время YouTube стал его бесценным педагогом и музыкальным руководителем. Родители, желая освободить мальчику как можно больше времени для занятий музыкой, не посылали его в школу, обучая общеобразовательным предметам дома. Они также организовывали его сольные концерты, проходившие с неизменным успехом. Примерно в это же время у мальчика проявилось желание сочинять музыку. Первые опыты были многообещающими.

Однако  в пятнадцатилетнем возрасте с ним случилось несчастье: Августин находился вблизи трактора на их семейном винограднике, когда произошёл взрыв горючего, в результате которого серьёзно пострадали лицо, рука и туловище подростка.  В течение многих месяцев он находился в госпитале, подвергаясь многочисленным операциям, в том числе пересадкам тканей, проходя через физиотерапию и другие процедуры. До сих пор ещё можно заметить на его лице следы пережитой трагедии. Врачи убеждали его, что возвращение к скрипке невозможно.

И тут проявился характер юноши, который в течение двух лет был разъединён со своим любимым инструментом. Проявив огромное упорство, трудолюбие, веру в свои возможности и терпение, он сумел вернуться к исполнительской деятельности, правда, потеряв несколько дорогих лет. Он уже не успевал попасть на, скажем, конкурс королевы Елизаветы, но его участие в конкурсе в Индианаполисе было сенсационным: он не только одержал там победу, но и выиграл первые премии во всех категориях!

Этой победе предшествовала упорная учёба в консерватории в Ливорно. Сочинению музыки он учился в Ханс-Эйслер Академии в Берлине. Время, отданное восстановлению здоровья, и юные годы самостоятельного постижения  вершин скрипичного исполнительства помогли Августину найти свой собственный голос. Он внял советам квалифицированных людей и в двадцатилетнем возрасте поступил в знаменитую Джульярд  Школу в Нью-Йорке, где его педагогом стал Джоел Смирнофф, родившийся в Нью-Йорке американец с русскими корнями, пианист, дирижёр, лауреат четырёх премий «Грэмми» и в то же время глава скрипичного отделения Джульярд  Школы. Сейчас Смирнофф – президент Кливлендского института музыки. Пребывание в Джульярд Школе оказалось очень плодотворным, так что уже за год до окончания школы Августин сумел принять участие в конкурсе в Индианаполисе.

Недавно Ходелику исполнилось 29 лет. Я познакомился с его репертуаром и насчитал примерно 35 скрипичных концертов и других сочинений крупной формы. Наряду с романтическими вещами, он любит исполнять концерты Шостаковича и Бартока и произведения современных композиторов, например, Томаса Адеса, но, к большому его сожалению, многие оркестры не решаются включать в свои программы экспериментальные произведения. Ходелик часто и успешно сочиняет свои собственные каденции.

Исполнительская судьба Ходелика складывается благоприятно. Сольные концерты  в Карнеги-Холл, Кеннеди–Центре в Вашингтоне, выступления с оркестрами Нью-Йорк Филармоник, Кливлендским оркестром, Лос-Анджелес Филармоник, Атланта и Хьюстон Симфони – это небольшая часть его гастролей в Америке. Столь же разнообразен список его выступлений в Европе и на других континентах. Впечатляют и отзывы прессы. Например, Washington Post в связи с концертом Ходелика в Кеннеди-Центре пишет: «Сутью исполнения Ходелика является красота: находя бесчисленные пути создания на скрипке живых фраз,  доставляя музыкальные послания без каких-либо технических помех, он, таким образом, раскрывает нечто, парящее вне нас. Это был лучший концерт из услышанных мной в этом сезоне».

Похоже, мы вправе ожидать от молодого музыканта новых творческих свершений.

 

Х. Анатольев

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »