«Русский Голливуд». Михаил Чехов в американском кино

Share this post

«Русский Голливуд». Михаил Чехов в американском кино

Мы сейчас «откроем Америку»: для кинематографистов страны Cоветов Голливуд всегда был очень сильным раздражителем, каким-то мистическим «основным конкурентом», хотя на самом деле – тайным полюсом притяжения. Советская же печать обзывала его по-всякому: и «рупором буржуазной пропаганды», и «холодной машиной развлечений», и «кухней кровавых зрелищ», однако никогда не упоминала, что со дня основания в Голливуде всегда работали многие русские актеры, […]

Share This Article

Мы сейчас «откроем Америку»: для кинематографистов страны Cоветов Голливуд всегда был очень сильным раздражителем, каким-то мистическим «основным конкурентом», хотя на самом деле – тайным полюсом притяжения. Советская же печать обзывала его по-всякому: и «рупором буржуазной пропаганды», и «холодной машиной развлечений», и «кухней кровавых зрелищ», однако никогда не упоминала, что со дня основания в Голливуде всегда работали многие русские актеры, режиссеры и кинопродюсеры, причем не на последних ролях.

Один из отцов «Золотого века Голливуда» знаменитый Дэвид О. Сэлзник – самый предприимчивый и удачливый продюсер, великолепный организатор с необыкновенным художественным и коммерческим чутьем, выпустивший множество классных картин, в том числе и прославленную «Унесенные ветром (1939) – был родом из Минска. Такие современные мэтры Голливуда, как актеры Майкл Дуглас, Харрисон Форд, режиссеры Майкл Николс, Сидней Поллак – тоже выходцы из России. Правда, во втором поколении. Из недавних советских «киноэмигрантов» наибольшего успеха в Америке добился известный режиссер Андрей Михалков-Кончаловский, снявший на голливудских студиях несколько интересных картин, а до него – сыгравший в шести фильмах бывший танцовщик Большого театра Михаил Барышников. Оставил единственный, но заметный след на «фабрике грез» и великий Рудольф Нуриев, снявшийся в фильме Кена Рассела «Валентино». В современных же американских боевиках, где фигурирует «русская мафия», с успехом снимаются российские кинозвезды Александр Годунов, Владимир Машков, Александр Балуев. Впрочем, были и другие примеры: опыт работы в Голливуде Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова, как ни странно, в истории кинематографа считается неудачным, хотя именно первое поколение русских эмигрантов – довоенное и послевоенное – внесло самый большой вклад в развитие американского кино.

Михаил Чехов

В самом деле, в тридцатые-сороковые годы прошлого века Голливуд стал центром притяжения блестящих талантов. Сюда стекались эмигрировавшие из Европы знаменитости, такие, как Томас Манн и Лион Фейхтвангер, Бертольд Брехт и Франц Верфель, Фриц Ланг и Эрнст Любич, Конрад Фейдт и Марлен Дитрих, Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский. Русское влияние стало заметным в Голливуде уже в 30‑е годы, когда многие московские эмигранты, в том числе мхатовцы, перекочевали на западное побережье США. Мария Успенская, Лев Булгаков, Аким Тамиров снимались в кино и преподавали. Роман Болеславский, Федор Оцеп и Анатолий Литвак ставили фильмы.

Американское кино в годы своего наивысшего расцвета было интернациональным и охотно привлекало европейских знаменитостей не только по художественным, но и по коммерческим соображениям, а также для утверждения своего престижа. Голливуд всегда старался сохранить равновесие между чистым бизнесом и экстравагантностью, с одной стороны, и высоким мастерством – с другой.

В январе 1943 года после закрытия одного из нью-йоркских театров в Голливуд приехал актер Михаил Чехов – племянник великого писателя. Приехал известным и не бедным – по приглашению Американской актерской гильдии. В первые месяцы он жил в киногородке Калвер-сити, а уже летом смог купить маленький дом с садом в тридцати милях от Голливуда. Здесь, в долине Сан-Фернандо, Чехов прожил вместе с женой четыре года, ведя довольно уединенный образ жизни, лишь изредка принимая малочисленных русских друзей… Однако вскоре по приезде на пороге его дома появились американцы: киностудия «Метро-Голдвин-Майер» пригласила Чехова сниматься в кино.

Первой голливудской работой актера была картина «Песнь о России» («Song of Russia», 1944) режиссера Георгия Ратова. В ней Чехов сыграл роль «колхозника Степанова», отца главной героини, в которую влюбился гастролирующий в СССР американский дирижер. Об этом фильме писали как о «патриотической ерунде», о режиссере – как о «симпатичной бездарности». По ехидному замечанию критики, в этой и других кинолентах на русскую тему «Россия выглядит как большая миска борща на два миллиона долларов, которую одобрил институт образцового сельского хозяйства». Итог первого знакомства с Голливудом был неутешительным. «О, какой это не художественный, жестокий и бездарный мирок!» – писал Чехов своему другу М. Добужинскому. Но продолжал сниматься.

Скоро последовала роль «дяди Леопольда» в фильме на военную тему «В наше время» («In Our Time», 1944) режиссера Винсента Шермана – о жизни польской аристократии во время оккупации. Рядом с Чеховым зрители увидели на экране Аллу Назимову и других русских актеров-эмигрантов. Собственно, не роль, а работа с американскими «киношниками» снова разочаровала Михаила Чехова. В знаменитых письмах друзьям он подводит итоги первых лет голливудской жизни: «Моя жизнь скучна, однообразна. Оно и лучше. Работы в кино сейчас нет. Хотя она скоро и будет нужна, а думать о ней не хочется. Так много хорошего пережил на своем веку в театре, что кино с его глупыми и грубыми людьми никак заинтересовать не может».

Однако многое в письмах Чехова осталось «за кадром». Например, он даже не упоминает о выдвижении его соискателем премии «Оскар» за роль старого врача Макса Брудова в фильме Хичкока «Зачарованный» (1946), ставшей вершиной карьеры артиста в кино. Главные роли в этом психологическом остросюжетном детективе блестяще сыграли Ингрид Бергман и Грегори Пек. Я видел этот фильм по телевидению в ретроспекции картин Альфреда Хичкока. Конечно, трудно судить по одной роли, но действительно, это пример большого мастерства, когда актер другой школы так органично влился в состав американских исполнителей, оставаясь неповторимым. В общем, благодаря «Зачарованному», определилось кино-амплуа Чехова. «Буду теперь сниматься в образе милого старичка», – говорил он своему ученику, актеру Форду Райнеру. После хичкоковского фильма продюсеры стали наперебой предлагать актеру новые роли. Но «окрепший» Михаил Чехов ждал такую, в которой мог бы проявить себя лучше всего.

Ингрид Бергман и Михаил Чехов в фильме «Зачарованный». 1945 год

Возможно, поэтому актер не заключал договоры на долгий срок, а предпочитал свободный выбор и работу в разных кинокомпаниях. В основном это были «Юнайтед Артистс», «Уорнер Бразерс» и «Парамаунт». Любопытный факт: на роль в фильме «Клянусь!» (1945) Чехова пригласил режиссер Джон Берри, который сам занимался в студии старого мастера еще в Нью-Йорке. По странному капризу судьбы (или режиссера) Чехов играл роль сумасшедшего актера, пытавшегося исполнить сцены из «Гамлета»… Судя по всему, роли в фильмах Хичкока и Джона Берри доставили Чехову удовлетворение, однако глубокое неприятие голливудских законов вызывало большой разлад в душе артиста и все больше подталкивало к «побегу» в свой внутренний мир. Он увлекся литературой и философией, писал дневники и письма, а также разрабатывал свою систему актерского искусства, по которой и занимался со своими учениками. В его мастер-классе, как теперь говорят, проходили курс известные американские актеры, в том числе и Мэрилин Монро, мечтавшая сыграть в фильме по русской классике.

Тем не менее, первая половина кинокарьеры Чехова прошла небезуспешно: он снялся в шести фильмах, создал запоминающиеся образы и приобрел имя в Голливуде. Благодаря хорошо оплачиваемой работе, он смог даже переехать в Беверли-Хиллз. Вскоре он тяжело заболел, почти год не снимался, и только в конце 1948 года вернулся на экран, снявшись в романтической комедии «Техас, Бруклин и небеса» режиссера У. Кестла в роли старого бродяги Габуляна, которая впоследствии часто упоминалась в киноэнциклопедиях. Затем недуг вновь дал себя знать, и к началу пятидесятых финансовое положение Чехова настолько ухудшилось, что ему пришлось обращаться в фонд Гугенхейма, который выдавал стипендии ученым и артистам.

Финишный рывок в кинокарьере русского артиста начался в 1952‑м и растянулся на два года. Преодолев болезнь, он продолжил работу в кино, и зрители увидели Чехова на экране в ролях благородных европейских интеллектуалов.

Когда он снялся в фильме «Приглашение» («Invitation», 1953), создалось впечатление, будто замкнулся некий круг. Эту эмоциональную мелодраму «о спасающей силе любви» снял Готфрид Рейнхард, сын великого театрального режиссера Макса Рейнхарда, у которого Михаил Чехов еще в двадцатые годы в Берлине начинал свою европейскую карьеру. А работой у Рейнхарда-младшего завершался голливудский период в творчестве актера. Последним фильмом с участием Чехова стала музыкальная комедия «Рапсодия», снятая в 1954 году режиссером Чарльзом Видором (фильм был показан в Советском Союзе). Грустно думать, что только в роли профессора Шумана в эпизодах «Рапсодии», снятых на американской студии, Чехов мог мысленно вернуться в свою любимую Европу…

Итог. Из десяти фильмов, в которых снимался Чехов, по оценкам кинокритиков – один был высокого класса («Зачарованный»), три – хорошими, пять – посредственными и только один был признан плохим («Ирландская роза  для Эбби»). А зрители, видевшие Чехова на театральной сцене, были разочарованы всеми его киноролями. В книге «Михаил Чехов» биограф актера К. А. Громов писал, что «в этих киноролях нет даже слабого отблеска того редкостного дарования, которое сверкало множеством граней в сценических работах Чехова». Впрочем, говоря о роли Брулова в «Зачарованном», писатель отмечает, ссылаясь на американских критиков и режиссеров, что они верно определили главное в актерском таланте Чехова – фантастическую способность перевоплощения и реалистичность создаваемых им образов.

Михаил Чехов в фильме «Ирландская роза для Эбби». 1946 год

На самом деле, и об этом можно только сожалеть, крупных ролей в американском кино Чехову так и не досталось. Его постигла, в общем-то, та же участь, что и многих известных актеров-эмигрантов в Голливуде – роли не соответствовали ни возможностям, ни репутации этих талантов. Их здесь сначала покупали, потом от них откупались. «Интеллектуалам-эмигрантам оставалось одно – взять деньги и убежать», – писал американский киновед Джон Рассел Тейлор. По этому правилу жил в Америке и Михаил Александрович Чехов, находя удовлетворение лишь в «театральных штудиях» с учениками да литературных воспоминаниях. В конце 1955 года он скоропостижно скончался в возрасте 64 лет (как говорили – «не возраст для Америки!»). И на его доме в Беверли-Хиллз вскоре появилась скромная мемориальная доска: «Здесь жил великий актер Михаил Чехов».

Анатолий СИГАЛОВ, Германия

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »