Роднее родного…

Share this post

Роднее родного…

Стихи разных лет Поэт, издатель, журналист. Родом из Молдавии. Работал в прессе, затем 11 лет – редактором в книжном издательстве. Был членом Союза писателей СССР; с группой единомышленников создал и руководил Ассоциацией русских писателей Молдовы, объединявшей талантливых авторов вне зависимости от их членства в СП. В 1992–93?гг. издавал и редактировал первую в Молдавии литературную газету […]

Share This Article

Стихи разных лет

Поэт, издатель, журналист. Родом из Молдавии. Работал в прессе, затем 11 лет – редактором в книжном издательстве. Был членом Союза писателей СССР; с группой единомышленников создал и руководил Ассоциацией русских писателей Молдовы, объединявшей талантливых авторов вне зависимости от их членства в СП. В 1992–93?гг. издавал и редактировал первую в Молдавии литературную газету на русском языке «Строка».

Автор вышедших в разные годы восьми поэтических книг и книги документальной прозы. Стихи печатались в газетах, журналах и альманахах ряда стран. Член Международного ПЕН-Клуба.

Бессменный главный редактор газеты «Кстати» со дня ее основания.


Осенняя дорога

Дорогой гладкою, не тряской,

то на подъем, то под уклон…

Мы яркой осенью молдавской

окружены со всех сторон.

В

Она, пока еще не выстыв,

заполнена, напоена

смятеньем птиц,

круженьем листьев,

броженьем юного вина…

В

Речушка, что рябит от ветра,

и виноградник, и село,

и растопыренная ветка,

перечеркнувшая стекло,?–

В

все светится вокруг,

и в блеске

листвы, летящей с высоты,

овраги, хаты, перелески

иные обрели черты.

В

Вот лес, к дороге выходящий.

Как низко облако над ним!

Опустится в глухую чащу –

и станет озером лесным…

В

Вот рельсы, а неподалеку

клен ветви вширь и ввысь простер;

застывшая на нем сорока –

как черно-белый семафор…

В

О, древний край…

О, свет осенний

и птичья сбивчивая речь…

Дорога – гроздь стихотворений,

их нужно лишь в слова облечь.

В

Журавль колодезный и пашни,

листвы сквозная круговерть…

Все длится путь.

И день вчерашний

мне машет издали как ветвь.

В

***

От этого с утра

расслабленность, истома:

полил поток с небес,

от струй по саду дрожь.

Я вышел на крыльцо

родительского дома,

чтоб посмотреть на дождь.

В

Как прыгает вода

по веткам, торжествуя,

как по сараю бьет,

загнавши в будку пса…

И, с ветки для меня

сбив вишенку сухую,

танцует у крыльца.

В

Веселого дождя

неистовая милость,

напористость, в какой –

лишь доброта, не злость…

Хотел бы я, чтоб всё,

что век в душе томилось,

так вольно излилось.

В

Хотел бы я суметь

на книжные страницы

перенести всё то,

чем дорог этот миг:

и этот дом, и сад,

и этот дождь, и лица

родителей моих…

В

***

Роднее родного –

и дом тот, и сад, и сарай…

Как сделать, чтоб снова,

не снился потерянный рай,

В

чтоб ветки упрямо

сквозь сон не тянулись ко мне,

чтоб папа и мама

опять не являлись во сне?..

В

Даровано много

в тех снах, столько счастья дано,

однако тревога

подспудно сквозит все равно

В

и шепчет, что это –

всего лишь иллюзии власть,

и способа нету

в минувшие годы попасть…

В

В

Купель

Это время – вдали…

Где б ни жили мы, что бы ни пели,?–

на Днестре мы росли,

мы в днестровской омыты купели.

В

Откликаясь на зов

этой древней воды, этой шири,

в рыбаков и пловцов

поскорей превратиться спешили.

В

Это было: река

с нас любые смывала печали.

А ее берега

в те года еще не враждовали.

В

По воде на заре

золотистые полосы плыли…

Мы росли на Днестре.

Не отнимут у нас этой были.

В

***

Из кровавых боев

и задерганных ветром знамен,

из стотысячных толп,

потрясающих сжатыми кулаками,

прорастает упорно

эпос новых времен,

и эпоха его выбивает на камне.

В

И уже никому

не стереть и не смыть этих строк

о победах, прорывах к свободе

и страшном позоре,

и о том, как толпу опьяненье ведет,

и о том, как в свой срок

отрезвленье приходит,

но – после великого горя.

В

И никто от него не впадает

ни в транс и ни в сон,

и его на потом на отложишь,

как легкое чтенье,?–

каждой строчкой своей

он кричит, эпос новых времен,

и вторгается в души,

на то не спросив позволенья.

В

Под огнем в доме у родителей

(Дубоссары, август 1992?г.)

Всю ночь обстреливали дом,

распарывая мглу,

и в самом прочном и глухом

теснились мы углу.

В

И перестрелок кутерьма

гнала надежды прочь:

во все окрестные дома

стреляли в эту ночь.

В

Всю ночь стреляли по нему,

по свету давних дней.

По детству били моему,

по юности моей,

В

по жизни прошлой, что была

плоха иль хороша,

но вихрем огненным не жгла,

все бешено круша…

В

Солидно ухал миномет.

Спасал нас под огнем

дом, ненадежный наш оплот,

с пробитой крышей дом…

В

Сестры

Разговор был тих и зыбок

средь застольной мишуры.

О печальном –

без улыбок –

говорили две сестры.

В

Многим меж собой несхожи,

хоть и кровь у них одна.

Старшая –

серьезней, строже,

кожею смуглей она.

В

В младшей –

детское начало,

своеволия родник.

Ну, а общая, пожалуй,

лишь печаль в глазах у них.

В

И на их прекрасных ликах

останавливали взор,

но никто не слышал тихих

слов, слетавших с губ сестер

В

Ведь вокруг

был смех и гомон,

были все чуть-чуть пьяны.

… Говорили о решенном:

об отъезде из страны.

В

Обо всем,

что так тревожно

души метило и жгло:

оставаться – невозможно,

отрываться – тяжело.

Говорили,

от застолья

как стеной отделены,

с прорывающейся болью –

об отъезде из страны…

***

То отталкивая, то маня,

то клонясь предо мной, словно ветка,

эта женщина –

только моя

до скончания века.

В

Как она ни звалась бы – жена,

иль возлюбленная,

иль подруга –

эта женщина мне суждена,

потому что родня мне по духу.

В

Навсегда с моим телом сплелось

изваяние этого тела.

Абрикосовый запах волос

заполняет меня

до предела.

В

И какая б ни била волна

в нашу лодку, летящую круто,?–

эта женщина,

только она

мне нужна до последней минуты.

В

***

Лифт поднимался не спеша,

и мне открылись с высоты

тридцать второго этажа

залив, и шпили, и мосты…

В

Стеклом от бездны огражден,

в прозрачном лифте, как в кино,

я видел город.

Был мне он

уже знаком немного, но

В

явил он множество миров,

соединенных без труда.

Я этих башен и дворов

еще не видел никогда.

В

Явил он улиц крутизну,

и деревянные дома –

игрушечные терема –

и парусники, и волну…

В

Был город предо мною весь –

трамвайчик, храмы и мосты…

И принял я его, как весть

раскрепощенной красоты.

***

Шмель, над цветком в саду гудящий…

Подумать только, сад,

хоть маленький, но настоящий,

как много лет назад…

В

Повисли над травой стрекозы,

таинственно-просты.

До нас тут высадили розы

и пышные кусты,

В

и ежевику вдоль ограды…

Иных чудес не жду.

И одержим я, как когда-то,

работою в саду.

В

Ждал этой радости так долго,

о ней не позабыв…

Высокий праздник мой – прополка,

подрезка и полив.

В

В

Теплая поздняя осень

Уже он виден на просвет,

листвою поредев,

лес поздней осени,

букет

пылающих дерев.

В

Листок, что к моему плечу

прильнул, прервав полет,

приникшую к цветку пчелу

касанием спугнет.

В

Я впитываю все,

как дар.

Как осень хороша!

Пусть не нашла пчела нектар,

поет ее душа.

В

Ведь неожиданным теплом

все преображено,

и что бы ни было потом

как много нам дано!

В

И голосами вечных вод,

птиц, ветра и ветвей

лес поздней осени

поет

о радости своей.

 

Николай СУНДЕЕВ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »