Поиск вдохновения в параллельных реальностях Эльвиры Даель

Share this post

Поиск вдохновения в параллельных реальностях Эльвиры Даель

…Мир останется прежним… но все-таки бесконечным. Иосиф Бродский Современная художница-модернист Эльвира Даель живет и работает в Сан-Франциско. Ее визитная карточка – яркие и графичные картины пастелью, а также поражающие воображение абстрактные полотна, вырезанные из бумаги. Анна Прасикова, близкая подруга Даель, попыталась найти ключ к пониманию ее работ и согласилась поделиться с нами историей творческого пути […]

Share This Article

…Мир останется прежним… но все-таки бесконечным.

Иосиф Бродский

Современная художница-модернист Эльвира Даель живет и работает в Сан-Франциско. Ее визитная карточка – яркие и графичные картины пастелью, а также поражающие воображение абстрактные полотна, вырезанные из бумаги. Анна Прасикова, близкая подруга Даель, попыталась найти ключ к пониманию ее работ и согласилась поделиться с нами историей творческого пути Эльвиры, а также личными наблюдениями о ее произведениях.

«Киса, я хочу вас спросить, как художник художника: вы рисовать умеете?» – в шутку спросила я сидящую рядом даму, которая, как и я, следовала на пароме в Саусалито. Паром шел медленно, а моя соседка по кабине тоже говорила по-русски и что-то рисовала в блокноте для своей дочки. Так, благодаря Остапу Бендеру, завязался разговор, и я познакомилась с Эльвирой Даель. Тогда я еще не знала, что Эля участвует в выставках и у нее своя мастерская в Сан-Франциско. И не могла даже предположить, что ради ее «Картошки» я однажды вернусь в Америку!

Но обо всем по порядку.

Часть первая: построить дом

Эльвира Даель родилась на Украине в маленьком городе Измаил на берегу могучего голубого Дуная. Она росла в семье инженера и лингвиста во времена перестройки, когда все вокруг менялось с невероятной скоростью. «Я не буду перестраивать – я буду… строить!» – решила Эля и записалась в местную художественную школу, тем самым заложив творческий фундамент будущего здания собственной жизни.

Когда Эльвире было 16, вся семья, уместив прежнюю жизнь в восемь чемоданов, отправилась через океан, чтобы начать новую. Так Эльвира попала в Америку, где она окончила школу, а затем и университет, изучая изобразительное искусство и биологию. Кирпичик за кирпичиком – над фундаментом ее знаний начинают угадываться очертания нового дома.

Аэропорт Хамад в городе Доха в Катаре
Аэропорт Хамад в городе Доха в Катаре

Следующим этапом становления творческого пути Даель стала архитектурная школа Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, где она получила степень магистра. Именно там ее призвание творить превратилось в конкретную профессию, именно там она поняла, что в восторге от работы на стыке искусства и архитектуры. После окончания магистратуры Эльвира начала работать в международной компании HOK, где на протяжении десяти лет проектировала серьёзные объекты: аэропорт Хамад в городе Доха в Катаре, государственную больницу штата Орегон, жилой комплекс Big Sur в Монтерее и многие другие постройки в Калифорнии.

Часть вторая: посадить дерево

Элина карьера развивалась стремительно, но в какой-то момент она поняла, что все то, что было так важно для нее с самого детства, чему научила ее мама – смотреть и видеть то, что не видят другие, чувствовать и действовать интуитивно, – все это невозможно в структурированной командной работе, где полет фантазии жестко ограничен рамками проекта.

Но даже в этом творчески замкнутом пространстве прорвалось Элино стремление парить в небе, и родилась великолепная картина «Высотка», которая раскрывает эмоции Эли во время работы над долгими коллективными проектами. Много людей, много этажей, мало чувств… Да, чувства требовали выхода! Эльвира решает вернуться к корням и открывает собственную студию в Сан-Франциско по адресу: Брайант-стрит, 1890. Здесь ее творческое зерно прорастает в тонкий, но стремительно тянущийся вверх зеленый побег.

Художественный арсенал Эльвиры достаточно необычен. Ее талант, как крона развесистого дуба, ветвится и разделяется на несколько направлений. Она много работает сухой пастелью, но ее техника отлична от традиционных рисунков в этой технике. Она использует яркие, чистые цвета, не смешивая, а накладывая их послойно. Ее работы графичны, в них много геометрии, четких форм и линий.

Второе направление, в котором работает Даель, – создание больших абстрактных работ, вырезанных из бумаги лезвием вручную или специальным лазером. В этих работах создаются целые миры, где произрастают выдуманные растения, живут причудливые организмы… Творя в этой необычной технике, Эльвира выработала собственный художественный язык паттернов, или Pattern language, как называет его сама художница. Работа претерпевает множество изменений за время ее создания на компьютере или вручную. Конечный результат рождается из множества проб и ошибок. Каждая картина – большой труд, который иногда занимает несколько месяцев. У каждой работы есть своя мысль, своя идея, Эльвира обычно не дает подробное описание, предоставляя зрителю право выбрать свою трактовку. Ключ к разгадке смысла кроется в названиях произведений. Для Даель название – неотъемлемая часть работы, инструмент, позволяющий выстроить диалог со своим зрителем.

Эльвира не готовит легких путей тем, кто захочет понять всю глубину ее творчества, но, возможно, именно поэтому ее работы хочется рассматривать и изучать бесконечно, открывая для себя все новые слои смысла. Картины Даель наполнены тонкой философией: она работает с конкретными идеями и событиями современного мира, перерабатывая их во что-то неощутимое, нематериальное, заметное лишь внимательному и подготовленному глазу.

Помимо картин, Эльвира много работает над скульптурами, выполненными на 3D-принтере. Ей нравятся эксперименты с новыми материалами и цифровыми моделями. Мы привыкли к тому, что скульптура – это что-то сделанное руками, слепленное из глины. Скульптуры Даель – другие. Они создаются буквально из пыли, специального порошка, используемого для 3D-печати. Один тончайший слой ложится на другой – и получается… ландшафт! 3D-печать – до сих пор достаточно неизведанное поле деятельности в искусстве, что привлекает еще больше интереса к таким экспериментам. Возможно, именно сочетание опыта в искусстве и архитектуре, а также страсть к технологиям делают художественный язык Эльвиры самобытным и живым. Посаженное однажды зерно превратилось в прекрасное дерево и стало приносить самые сладкие творческие плоды.

Часть третья: вырасти и вырастить…

 

«Я художник. Я женщина. Я женщина-художник», – рассказывает о себе Эльвира. Женская фигура – частый гость в работах Даель. Ее женщина всегда сильная, яркая, драматичная. Она почти всегда красного цвета. Женщина Даель живет в мире идей. Ее фигура выступает в качестве моста, несущей опоры, связывающей весь сюжет воедино.

Для любого художника картины – как дети: они рождаются, растут, развиваются и меняются вместе с ним. Женский образ в работах Эльвиры – ее духовное дитя, через которое она исследует новый, выдуманный мир. В этом образе собрана сила и слабость женщины.

Феномен женского начала красной нитью проходит почти через все работы Даель.

Эпилог

Пожалуй, пришло время рассказать о «Картошке». Это первая картина, которую я увидела у Эли. И сразу влюбилась! «Ну надо же, какая смешная! – подумала я. – Вот есть город, люди живут своей жизнью, а вокруг может быть что угодно, и никто ничего не заметит!» Когда мне нужно было уехать в Россию, Эля сказала: «Только возвращайся назад, тогда я подарю тебе «Картошку!» Сразу стало понятно, зачем нужно ехать обратно в Америку – за «Картошкой». Так оно и вышло!

Напоследок хотелось бы поделиться стихотворением, которое родилось само, пока я писала эту статью. Оно для меня отражает важную особенность Элиного творчества. Не давая готовых ответов и предоставляя нам право самостоятельно наблюдать и расставить свои акценты, оно дает толчок к размышлениям и задает отправную точку.

 

Сдвиги реальности

Самообман

В воздухе тайности

Шорох туман

Зыбкие линии

Прячут идею

Белые лилии

Красным зардеют

Контуры смелые

В нужном порядке

Вдруг темно-серое

Становится ярким.

 

Посмотреть работы Эльвиры Даель, а также получить информацию о ближайших выставках с ее участием можно на личном сайте художницы: www.elviradayel.com/

Анна Прасикова

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »