Открывая грузинское кино

Share this post

Открывая грузинское кино

В январе 1915 года киноархив университета Беркли (UC Berkeley Art  Museum and Pacific Film Archive) продолжит показ обширной программы «Открывая грузинское кино» (Discovering Georgian Cinema). В рамках этой программы нам предоставится редкая возможность посмотреть на большом экране восемь работ выдающегося режиссёра Отара Иоселиани. В программу вошли четыре короткометражных фильма – “Акварель”, “Сапновела”, “Апрель” и “Чугун” […]

Share This Article

В январе 1915 года киноархив университета Беркли (UC Berkeley Art  Museum and Pacific Film Archive) продолжит показ обширной программы «Открывая грузинское кино» (Discovering Georgian Cinema).

В рамках этой программы нам предоставится редкая возможность посмотреть на большом экране восемь работ выдающегося режиссёра Отара Иоселиани. В программу вошли четыре короткометражных фильма – “Акварель”, “Сапновела”, “Апрель” и “Чугун” и три полнометражных, снятые режиссёром до его отъезда во Францию – “Листопад”, “Жил певчий дрозда” и “Пастораль”. Кроме того, в программу включен большой документальный фильм “Грузия одна”, сделанный Отаром Иоселиани уже в постсоветские времена.

Вот расписание сеансов и краткие аннотации, сделанные самим режиссёром.

22 января, 19.30. Ранние фильмы Отара Иосселиани.

“Акварель” (1957). “В ранней юности получился у меня такой вот фильм. И случилось так, что преподаватели во ВГИКе восприняли его серьёзно. Бедная семья: муж –  пьяница, жена – прачка. Он тратит последние зарабротанные женой крохи на выпивку. А в музее, где их сводит судьба, вдруг видят они картину, писанную акварелью, на которой изображен их ветхий домик, – бельё сушится на солнышке, всё очень красиво. И дом, в котором они живут, выглядит уютным и приветливым, а не таким унылым, каким они себе его представляли. И печаль охватывает их”

“Сапновела” (1959). “Название “Сапновела” означает “Цветок, который никто не может найти”/…/ Фильм был запрещён из-за финала. Это мой первый опыт: я пробовал сочетать музыку с цветом. А ещё  это рассказ о старом цветоводе Михаиле Мамулашвили, создавшем удивительные композиции из растений в своём маленьком саду”.

“Апрель”. (1962) “Жажда приобретательства убивает в людях способность радоваться, грустить, то есть способность жить, превращая их в мещан. Фильм был снят намеренно без диалогов, мы придумали несуществующий язык, и на этом языке во второй половине картины персонажи бранят друг друга. Не ищите перевода – и так всё понятно. Картина более тридцати лет пролежала на полке. В этом фильме, который я снял в 1962 году, я узнаю молодых людей, моих товарищей, какими они были в те времена, когда все мы как беды боялись превратиться в советского буржуа, раба благополучия”.

“Чугун” (1964). “Когда я снял картину “Апрель”, которая была запрещена, мне было сказано, что я не знаю жизни. Я разозлился и уехал на металлургический завод – инкогнито – работать, и проработал там практически два года в доменном цехе. Работа физически тяжелая, дымная, жаркая, пыльная. Нас было четверо в бригаде, мы стали друзьями. Потом я решил снять кино про это. Естественно, фильм так и не вышел на экраны”.

24 января, 18.30 “Листопад” (1966)

“Очень важно для молодого человека не запятнать свое будущее первым поступком против совести. Нико работает на винном заводе. В одной большой бочке вино ещё не созрело, и Нико сопротивляется тому, чтобы это вино было разлито в бутылки. Показ на экране среды и той жизни, в которую мы погрузили наших героев, вызвал возмущение начальства. Был большой скандал. Картину запретили – сперва в Грузии, а затем в Москве. После долгих препирательств фильм был разрешен для киноклубов. И что для меня непонятно – вдруг продан за границу нашей тогдашней державой”.

24 января, 20.15 “Жил певчий дрозд” (1971)

“Молодой человек носится по городу, всем пытается услужить, со всеми пытается быть любезным и не находит ни одной минуты для того, чтобы заняться намеченной  им работой. Гия – композитор, но работает в оперном театре и играет он на инструменте, который не требует постоянного его присутствия. Этот инструмент называется литавры. Надо ударить по ним раз – потом длинная пауза, иногда до последнего акта. И потом надо прийти вовремя, чтобы ударить ещё раз в финале. А в промежутках между всем этим он успевает совершить немало странных и нелепых поступков, за которые его почему-то все любят”.

29 января, 19. 30 “Пастораль” (1975)

“Это фильм о встречах и расстaваниях навсегда. В глухую деревню приезжает группа музыкантов, чтобы отдохнуть и порепетировать для следующего музыкального сезона. Вокруг живут крестьяне – смпатичные, злобные… разные.

Эти два мира присматриваются друг к другу и удивляются: как по-разному можно жить на этом свете! Среди них наивная деревенская девочка, впечатлительная и мечтательная. Крестьяне с одной стороны, а с другой – люди, избравшие себе занятием столь утонченную вещь, как музыка. Крестьяне не сентиментальны; это мы восторгаемся – ах, какая прекрасная деревня! И быть профессиональным музыкантом порой означает потерять всякую связь с прекрасным. Нельзя профессионально практиковать утончённость».

15 февраля, 14.00 «Грузия одна» (1994)

«Фильм состоит из трёх частей: «Прелюдия», «Искушение», «Испытание». Он рассказывает о культуре, традициях, о древних правилах общежития, ещё до недавнего времени существовавших в моей стране, и о последних трагических событиях, которые разорвали ход времён».

Кроме фильмов Иоселиани, в программу включены ленты Ланы Гогоберидзе «Несколько интервью по личным вопросам», 1977 (31 января, 17.00) и «День длиннее ночи», 1984 (1 февраля, 14.00); Коте Микаберидзе «Моя бабушка», 1929 (7 февраля, 20.30); картина Эльдара Шенгелая и Тамаза Мелиава «Белый караван», 1963 (13 февраля, 20.40), фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», 1987 (21 февраля, 17.00) и лента Мераба Кокочашвили «Большая зелёная долина», 1968 (28 февраля, 18.30).

Адрес Pacific Film Archive: 2575 Bancroft Way, Berkeley

Телефон для справок: For information: 510-642-1124

Приобретение билетов: 510-642-5249

Сайт: https://bampfa.berkeley.edu

Портрет Отара Иоселиани работы Михаила Лемхина

«Аббатство Даунтон» –
пятый сезон

4 января PBS начинает демонстрацию в Америке пятого сезона популярного сериала  «Аббатство Даунтон» (Downton Abby). Сезон состоит из девяти эпизодов. Восемь уже были показаны в Англии по телевидению, девятый будет показан там в канун Рождества.

Я не могу говорить обо всём сезоне, я видел только первый эпизод, но, судя по этому эпизоду, пятый сезон обещает быть наполненным событиями и динамичным. Похоже, что руководитель проекта Джулиан Феллоуз не утратил формы. В первом эпизоде ему удаётся напомнить нам о драматических интригах, оставшихся незавершенными в предыдущем сезоне (леди Эдит по-прежнему не имеет никаких сведений о Грегсоне, взаимный интерес Тома и школьной учительницы Сары Бантинг, лорд Гиллингам,  пытающийся добиться расположения леди Мэри). И одновременно Феллоуз вводит сразу несколько новых сюжетных линий, каждая из которых может быть развита в полноценную историю.

***

27 января пятый сезон «Аббатство Даунтон» появится в магазинах на DVD и Blu-Ray дисках.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »