Окно Овертона – технология расчеловечивания людей

Share this post

Окно Овертона – технология расчеловечивания людей

Джозеф П. Овертон (1960-2003), стар­ший вице-президент центра обще­ственной политики Mackinac Center. Погиб в авиакатастрофе. Сформули­ровал модель изменения представ­ления проблемы в общественном мнении, посмертно названную Окном Овертона.

Share This Article

Okno-Overtona-1 (1)Слышали ли вы когда-нибудь об «Окне Овертона»? Об одном из методов «про­мывания мозга», или, точнее, управ­ления обществом (на самом деле его разрушения) путем изменения «обще­принятого» через хорошо обкатанный метод обмана?

Но, как убедительно доказал в 1990 г. социолог Джозеф Овертон (1960-2003) в своей «теории окон», это совершенно не так. Оказывается, существует целая технология разрушения обществен­ных институтов и легализации мораль­но недопустимых идей. А проделать-то нужно всего-навсего 5 шагов!

Вам станет понятно, как легализуют го­мосексуализм и однополые браки. Ста­нет совершенно очевидно, что работа по легализации педофилии и инцеста будет завершена в Европе уже в бли­жайшие годы. Как и детская эвтаназия, кстати.

ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЧЕГО УГОДНО

Джозеф Овертон описал, как совершен­но чуждые обществу идеи были подня­ты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены.

Согласно Окну возможностей Оверто­на, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возмож­ностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропаганди­ровать, пытаться закрепить законо­дательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полно­стью отвергаемое до стадии «актуаль­ная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым со­знанием и закреплённое в законах.

Это не промывание мозгов как таковое, а технологии более тонкие. Эффектив­ными их делает последовательное, си­стемное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.

Ниже я на примере разберу, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце кон­цов смиряется с новым законом, за­крепляющим и защищающим некогда немыслимое.

Возьмём для примера что-то совер­шенно невообразимое. Допустим, кан­нибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг дру­га. Достаточно жёсткий пример?

КАК ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СДЕЛАТЬ КАННИБАЛЬСКОЕ?

Но всем очевидно, что прямо сейчас (2017 г.) нет возможности развернуть пропаганду каннибализма — обще­ство встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немысливое будет реализова­но, пройдя все стадии окна возмож­ностей.

Ещё раз повторю, Овертон описал ТЕХ­НОЛОГИЮ, которая позволяет легали­зовать абсолютно любую идею.

Обратите внимание! Он не концепцию предложил, не мысли свои сформули­ровал некоторым образом — он опи­сал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно при­водит к желаемому результату. В ка­честве оружия для уничтожения чело­веческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядер­ного заряда.

  1. КАК ЭТО СМЕЛО!

Тема каннибализма пока ещё отврати­тельна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему не­желательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это не­мыслимое, абсурдное, запретное яв­ление. Соответственно, первое движе­ние Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимо­го в область радикального.

У нас ведь есть свобода слова. Ну, так почему бы не поговорить о канниба­лизме?

Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет за­претных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологиче­ский симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт ав­торитетного высказывания о канниба­лизме.

Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респекта­бельности.

Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций.

Тем самым обеспечен переход от не­примиримо отрицательного отноше­ния общества к отношению более по­зитивному.

Одновременно с околонаучной дис­куссией непременно должно появить­ся какое-нибудь «Общество радикаль­ных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — ра­дикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нуж­ных СМИ.

Во-первых, это ещё один факт выска­зывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального гене­зиса нужны для создания образа ра­дикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала до­статочно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь ра­дикальные отморозки иной природы.

Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема вве­дена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначно­сти проблемы — созданы «градации серого».

  1. ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

Следующим шагом Окно движется дальше и переводит тему каннибализ­ма из радикальной области в область возможного.

На этой стадии продолжаем цитиро­вать «учёных». Ведь нельзя же отвора­чиваться от знания? Про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.

Осуждая ханжество, обязательно нуж­но придумать каннибализму элегант­ное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомысля­щих ярлыки со словом на букву «Ка».

Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализа­ции немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.

Нет больше каннибализма.

Теперь это называется, например, ан­тропофагия. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.

Цель выдумывания новых названий

  • увести от сути проблемы от её обо­значения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологи­ческих противников языка. Канниба­лизм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и па­спорта.

Параллельно с игрой в имена проис­ходит создание опорного прецедента

  • исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «до­казательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.

«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью уми­рающих от жажды детей?»

«А истории античных богов, поедав­ших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»

«Ну, а у более близких нам христи­ан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор риту­ально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то хри­стианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»

Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследова­ния. Хоть раз, хоть в какой-то истори­ческий момент.

  1. ТАК И НАДО

После того как предоставлен легити­мирующий прецендент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область ра­ционального.

Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.

«Желание есть людей генетически за­ложено, это в природе человека»

«Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоя­тельства»

«Есть люди, желающие чтобы их съе­ли» «Антропофилов спровоцировали!» «Запретный плод всегда сладок» «Сво­бодный человек имеет право решать что ему есть» «Не скрывайте информа­цию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб» «А есть ли в антропофилии вред? Неизбеж­ность его не доказана».

В общественном сознании искусствен­но создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала

  • специальным образом появивших­ся радикальных сторонников и ради­кальных противников людоедства.

Реальных противников — то есть нор­мальных людей, не желающих оста­ваться безразличными к проблеме растабиурования людоедства — ста­раются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистни­ки. Роль этих пугал — активно созда­вать образ сумасшедших психопатов

  • агрессивные, фашиствующие нена­вистники антропофилии, призываю­щие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечислен­ным, кроме реальных противников легализации.

При таком раскладе сами т.н. антро­пофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории раз­ума», откуда со всем пафосом «здра­вомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».

(Продолжение)

Евгений Хавренко

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »