Обзор DVD Выпуск 266

Share this post

Обзор DVD Выпуск 266

My Own Private Idaho. A film by Gas Van Sant. 1991. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Мой личный штат Айдахо». Режиссёр – Гас Ван Сент).

Share This Article

b5a825dd0b51Гас Ван Сент работает в кино уже больше тридцати лет, он снял два десятка фильмов. Некоторые имели успех фестивальный, но коммерчески весьма скромный, некоторые даже не смогли вернуть деньги, вложенные в них. Среди его фильмов есть значительные, есть чисто конъюнктурные. При этом серьёзные работы Ван Сента, получившие признание критики, нередко в прокате как раз проваливались. Например, «Слон» (Elephant, 2003), высоко оцененный энтузиастами и профессионалами и получивший «Золотую пальмовую ветвь» 56-го Каннского фестиваля, собрал в американском прокате всего миллион с небольшим*. С другой стороны, самый популярный в Америке фильм Ван Сента «Милк» (Milk, 2008), рассказывающий о карьере и смерти Харви Милка, первого открытого гомосексуалиста, избранного в горсовет Сан-Франциско, фильм, собравший 32 миллиона**, вряд ли обладает вообще какими-либо художественными достоинствами – это элементарная агитка, в которой не видно не только почерка режиссёра Гаса Ван Сента, но вообще никакого авторского почерка.

Картина «Мой личный штат Айдахо» – несомненно, одна из самых интересных работ режиссёра.

Это рассказ о странствиях двух молодых хастлеров, Майка и Скотта, которые, в конце концов, оседают в Портленде. Там, в родном городе Скотта, юноши присоединяются к компании – шайке? коммуне? – таких же, как они, воришек и мелких жуликов. Душа и гуру этой «коммуны» – всёлый толстяк, гедонист и врун Боб Пиджон***.

«Коммуна» Боба Пиджона обитает в многоэтажном заброшенном доме в даунтауне Портленда. В значительной степени сюжет картины Ван Сента опирается на шекспировские трагедии «Генрих IV» и  «Генрих V», а точнее, на интерпретацию этих трагедий Орсоном Уэллсом в его фильме «Фальстаф» (Falstaff. Campanadas a Medianoche, 1965). Принц Хэл, к неудовольствию отца, проводит время в компании Фальстафа и его друзей, пьяниц, развратников и обжор. Скотти, сын портлендского мэра, человека очень богатого и влиятельного, несмотря на увещевания отца, не желает покидать «коммуну» Боба Пиджона и возвращаться в родительский дом. Но когда, перебесившись, принц Хэл надевает корону и становится Генрихом V, он прилюдно демонстрирует Фальстафу, что время юношеского разгула закончилось. Так же и Скотти, ставший наследником отца, на глазах у всех как бы проводит границу между собой и Бобом Пиджоном, между юношеской блажью и приличной жизнью серьёзных людей.

Эпоха Фальстафа закончилась – он умирает. Умирает и портлендский Фальстаф Боб Пиджон.

Ван Сент остроумно использует некоторые шекспировско-уэллсовские диалоги и даже целые сцены. Иначе сказать, в поисках аналогий режиссер проецирует свою историю на шекспировский задник, выявляя её универсальность. Перед нами та же самая история, говорит Ван Сент, разыгранная в разных исторических декорациях.

________________________

*А в мировом – едва дотянул до 10 миллионов при себестоимости фильма в три миллиона.

**При стоимости 20 миллионов этот фильм собрал 32 миллиона в США, а в мировом прокате – 55,5 млн.

***То есть «голубь».

 

81UtTu61DEL._SL1500_Grantchester. The complete third season. 2017. PBS. Blu-Ray. («Грантчестер». Третий сезон.) 3 диск.

«Грантчестер» – британский сериал, основанный на цикле романов Джеймса Рейнси, действие которых разворачивается в маленьком городке Грантчестер недалеко от Оксфорда.

Первый сезон этого сериала был встречен критиками без большого энтузиазма, но поскольку он собрал солидную зрительскую аудиторию (чуть больше шести миллионов в Великобритании), его решено было продолжить. Второй сезон, который объявлен был завершающим, собрал примерно такое же количество зрителей, и в результате перед нами – третий сезон этого сериала.

«Грантчестер» – не совсем обычный сериал. Главный герой его – не частный детектив, не полицейский, а молодой викарий англиканской церкви. По ходу сюжета он знакомится с местным полицейским детективом, и между ними возникают дружеские отношения, но именно викарий Сидней Чамберс видит и понимает то, чего зачастую не замечает детектив Китинг.

Если «Грантчестер» – не совсем обычный сериал, то Сидней Чамберс уж точно не совсем обычный священник. У него коллекция джазовых пластинок, он крепко пьёт и даже при том, что он любит одну женщину и готов жениться на другой, проводит ночь с третьей, встреченной им в джаз-клубе.

Во втором сезоне авторы вдруг вспомнили про политкорректность, и одна за одной посыпались истории, связанные не с личностью и характером Сиднея Чамберса (на чём был сосредоточен первый сезон), а с общественными проблемами: варварство смертной казни, притеснённое положение гомосексуалистов, священники-растлители и церковные начальники, прикрывающие этих растлителей. И плюс к этому уже совершенно ни к селу, ни к городу какой-то странный сюжет про советских шпионов.

В центре третьего сезона – конфликт между канонами церки и реальными характерами викария Сиднея Чамберса и младшего священника Леонарда Финча. Финч, вопреки своим гомосексуальным наклонностям, пытается стать таким, как все, жениться и завести семью, викарий Чамберс поставлен перед выбором: вера, служение церкви или женщина, которую он любит (она разведена, а церковь не одобряет браков  священников с разведёнными).

Сериал по-прежнему вполне смотрибелен, главным образом благодаря отличной работе всех без исключения актёров. Высокий класс английской актёрской школы именно в этом – не в количестве звёзд первой величины (их, впрочем, в Англии тоже достаточно), а в поразительной слаженности работы всего коллектива.

 

32968488_saFood. 2017. PBS. DVD. («Еда».)

Этот научно-популярный фильм состоит из трёх частей: «Еда и мозг», «Дело вкуса» и «Мы сделаны из того, что мы едим».

Первая часть рассказывает о том, как тот или иной продукт усваивается нашим организмом и какой эффект он оказывает на работу мозга.

Часть вторая сосредоточена на механизмах восприятия вкуса того, что мы едим.

Третья часть посвящена особенностям региональной диеты, связанным с климатом и условиями жизни.

Эти три часовые серии, подготовленные BBC, сделаны с уважением к зрителю. Перед нами не просто эффектная болтовня журналистов, а соображения профессионалов: доктора медицины Мишеля Мосли и учёного ботаника Джеймса Вонга, которые умело соблюдают пропорции научной достоверности и занимательности рассказа.

 

61AXJWRHLhLFestival. A film by Murray Lenrer. 1967. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Фестиваль». Режиссёр – Мюррей Лернер.)

Фестиваль фолк-музыки в Ньюпорте был основан в 1959 году по инициативе Элейн и Луиса Лориллардов (владельцев табачной компании, которая выпускала сигареты «Ньюпорт», «Кент», «Макс», «Маверик»). Пятью годами раньше на деньги Лориллардов был основан Ньюпортский джазовый фестиваль. Тогда для оганизация фестиваля Элейн подрядила известного джазового импресарио Джорджа Вейна. В 1959 году ему же была поручена и организация фестиваля фолк-музыки.

Это было пятьдесят восемь лет назад, и по-прежнему ежегодно в Ньюпорт на один из июльских уик-эндов съезжаются десятки тысяч энтузиастов фолк-музыки.
Лента о том, как этот фестиваль начинался. Мюррей Лернер снимал её во время четырёх фестивалей 1963–1966 годов. Но фильм не об истории фестиваля, а о времени, о 60-х годах, изменивших Америку.

Впрочем, не только Америку.

Камера Мюррея Лернера всматривается в лица. Разглядывает их. Пытается понять, кто они, эти молодые люди, приехавшие сюда. Приехавшие для того, чтобы послушать музыку, или для того, чтобы ощутить себя частью некоей общности? Проще сказать, поколения.

Конечно, мы благодарны режиссёру за то, что он дал нам возможность увидеть на ньюпортской сцене Пита Сигера, Джонни Кэша, Майка Блумфельда, Боба Дилана, Джоан Баэз, но, по-моему, главная заслуга Лернера в том, что благодаря ему мы можем увидеть время, то есть лицо молодой Америки. Точнее сказать, портрет, выложенный из мозаики лиц. Портрет Америки, которая хочет понять мир и свою страну, мир и себя в этом мире. Кое-кто сегодня иронизирует над наивностью этих молодых людей (как в постперестроечное время в России стало модным иронизировать над наивностью советских «шестидесятников»). Но я не думаю, что многие из этих иронизирующих хотели бы сегодня жить в том мире, какой застали «шестидесятники».

 

***

Фильм великолепно отреставрирован. На диске вы найдете множество дополнительных материалов.

Михаил Лемхин

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »