Обзор DVD Выпуск 261

Share this post

Обзор DVD Выпуск 261

The Umbrellas of Cherbourg. 1994, The Young Girls of Rochefort. 1967. Films by Jacques Demy. Criterion Collection. Blu-Ray. («Шербурские зонтики», «Девушки из Рошфора». Режиссер – Жак Деми.) Пятьдесят лет прошло со дня выхода самого значительного фильма Жака Деми «Шербурские зонтики», но грустная история Гийома и Женевьевы, юноши и девушки, которые любят друг друга и которых […]

Share This Article

The Umbrellas of Cherbourg. 1994, The Young Girls of Rochefort. 1967. Films by Jacques Demy. Criterion Collection. Blu-Ray. («Шербурские зонтики», «Девушки из Рошфора». Режиссер – Жак Деми.)

102368_frontПятьдесят лет прошло со дня выхода самого значительного фильма Жака Деми «Шербурские зонтики», но грустная история Гийома и Женевьевы, юноши и девушки, которые любят друг друга и которых разлучает война, по-прежнему волнует зрителей. Женевьева беременна, письма от Гийома приходят все реже и реже, и, не дождавшись его, Женевьева выходит замуж. Годы спустя они случайно встречаются: она останавливается у бензоколонки, чтобы заправить машину. Бензоколонка принадлежит Гийому. С Женевьевой в машине уже большая дочка. Гийом тоже женат, у него маленький ребенок.

Они смотрят друг на друга – любовь прошла, но жизнь продолжается.

Подчеркивая, точнее, декларируя мелодраматичность сюжета, Деми заставляет героев, и главных и второстепенных, петь. «Шербурские зонтики» – фильм-опера. В фильме нет ни одного произнесенного без музыки слова.

71zx2QNGkBL._SL1500_Это универсальная история любви и разлуки. Сегодняшний зритель иначе одет, у заправки останавливаются совершенно другие машины, кто-то, очень возможно, даже не слышал о войне в Алжире, но все это абсолютно неважно, потому что эта история про Любовь и про Разлуку. Это история про нас и про людей, которых мы знаем и понимаем.

Премьера «Шербурских зонтиков» состоялась на Каннском фестивале. Фильм был восторженно встречен и критиками, и зрителями (что бывает нечасто), а Жак Деми по праву увез домой главный приз фестиваля – Золотую пальмовую ветвь.

Картина «Девушки из Рошфора», снятая вслед за «Шербурскими зонтиками», имела большой коммерческий успех, но критиков в восторг не привела. Это традиционный американского стиля мюзикл, построенный на французском материале. Как и в «Шербурских зонтиках», в этом фильме звучит прекрасная музыка Мишеля Леграна. Как и в «Зонтиках», главную роль исполняет Катрин Денев, здесь она играет в паре со своей сестрой Франсуазой Дорлеак (вскоре после окончания съемок погибшей в автомобильной катастрофе).

***

Три года назад Criterion Collection выпустила комплект из шести фильмов Жака Деми. Нынешнее издание «Шербурских зонтиков» и «Девушек из Рошфора» – точная копия соответствующих дисков из этого комплекта: та же трансформация, те же дополнительные материалы.

The Exterminating Angel. A film by Luis Bunuel. 1962. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Ангел-истребитель». Режиссер – Луис Бунюэль. На испанском языке с английскими субтитрами.) 

Луис Бунюэль (1900–1983) снял более 30 фильмов. Не все они равноценны. Долгое время репутация Бунюэля-режиссера была неотделима от репутации Бунюэля-сюрреалиста, точнее, именно репутация Бунюэля-сюрреалиста, автора фильмов «Андалузский пес» (1928) и «Золотой век» (1930), и создавала ему славу. Славу в значении, одобряемом сюрреалистами.

«Как и другие члены группы, я бредил мыслью о революции. Не считавшие себя террористами, вооруженными налетчиками, сюрреалисты боролись против общества, которое они ненавидели, используя в качестве главного оружия скандалы. Скандал казался им наилучшим средством привлечь внимание к социальному неравенству, эксплуатации человека человеком, пагубному влиянию религии, милитаризации, колониализму. /…/ Большинство этих революционеров /…/ принадлежало к состоятельным семьям. Буржуа бунтовали против буржуазии. В том числе и я. У меня к этому добавлялся некий инстинкт отрицания, разрушения, который я всегда ощущал в себе в большей степени, чем стремление к созиданию. Скажем, мысль поджечь музей представлялась мне более привлекательной, чем открытие культурного центра или больницы».

Какая милая компания, не правда ли?

Андре Бретон, признанный глава группы, однажды «выскочил на улицу и стал пинать ногами переносную тележку бродячего продавца Библий».

Или: «По непонятной причине Бретон сидел, уткнувшись в тарелку, нахмурив брови, и отвечал односложно. Мы ничего не могли понять, как вдруг, указав на золотой крестик на шее жены Магритта, он высокомерно заявил, что это недопустимая провокация и что она могла бы в данном случае надеть что-нибудь другое».

81jrxoIj9CL._SX522_«Среди подвигов сюрреалистов есть один, который мне кажется самым великолепным. Мы обязаны им Жоржу Садулю и Жану Копенну.

Однажды Жорж Садуль и Жан Копенн где-то в провинции, бездельничая, читают в кафе газеты. Им попадается на глаза заметка о результатах конкурса в военную академию Сен-Сир. Первым по конкурсу прошел некий майор по фамилии Келлер.

Мне нравится в этой истории именно то, что Садуль и Копенн бездельничают. Они одни в провинции, немного скучают. И тут им приходит в голову блестящая идея: а что если написать письмо этому кретину?

Сказано – сделано. Потребовав у официанта бумагу и перо с чернилами, они написали одно из самых прекрасных оскорбительных писем в истории сюрреализма. Подписавшись, они тотчас же отправили его майору в Сан-Сир. В нем были такие незабываемые фразы: «Мы плюем на трехцветное знамя… Вместе с вашими подчиненными мы вывесим на солнце кишки всех офицеров французской армии… Если нас заставят воевать, мы будем охотно служить под славной остроконечной немецкой каской…»

Однако поклонялась эта шатия-братия не славной немецкой каске, а единственному движению, которое они считали достойным, – «движению коммунистическому». Отправив это тупое – «великолепное», с точки зрения 82-летнего Бунюэля, письмишко майору Келлеру и опубликовав его в журнале «Сюрреализм на службе Роволюции», Жорж Садуль благополучно сбежал в коммунистический рай, где к этому времени товарищ Ленин уже успешно отправил к праотцам солидное количество буржуазных интеллигентов, а товарищ Сталин собирался с силами, чтобы окончательно завершить этот процесс.

Того, что Бунюэль находился под сильным влиянием коммунистической идеологии, он не скрывает: «Я сохранил свои симпатии к Компартии до конца 50-х годов», – признается он в книге «Мой последний вздох» (откуда взяты и все предыдущие цитаты). И Бунюэль готов был видеть мир сквозь идеологический фильтр, в соответствии с теорией и последними партийными указаниями. К счастью, даже и в этот период художник нередко брал верх над поклонником коммунизма, и тогда Бунюэль снимал настоящий фильм, такой, например, как «Забытые» (1950), снимал, не пытаясь следовать коммунистическим инструкциям, не боясь, что старые товарищи объявят его ренегатом.

Вы думаете, я сгущаю краски? Ничуть. Коммунистическая цензура и коммунистический фанатизм – еще похлеще советского – прижились на Западе даже без помощи КГБ. Вот, например, рассказ Бунюэля (из той же книги «Мой последний вздох») о том, как он в конце 1950 года привез свою картину «Забытые» в Париж.

«Все мои друзья-сюрреалисты пришли на просмотр фильма в «Студио 28» и, как мне кажется, были тронуты. Но на другой день Жорж Садуль (вернувшись из Москвы, он стал кинокритиком – прим. М.Л.) сказал, что нам надо поговорить об очень серьезной вещи. Мы встретились в кафе около площади Звезды, и он взволнованно поведал, что коммунисты не советуют ему писать о картине. Весьма удивленный, я спросил, почему.

– Потому что это буржуазный фильм, – ответил он.

– Буржуазный? Как это?

– Во-первых, через витрину магазина видно, как один педик заигрывает с кем-то из молодых людей. Приходит полицейский, и педик убегает. Получается, полиция делает полезное дело, а этого говорить нельзя! В конце фильма в исправительном доме ты показываешь симпатичного, очень человечного директора, который разрешает ребенку пойти купить сигареты.

Такие аргументы показались мне наивными, смешными, и я сказал Садулю об этом. Но тот был бессилен что-либо сделать. К счастью, через несколько месяцев после этого советский режиссер Пудовкин увидел фильм и написал в «Правде» восторженную статью. Позиция французских коммунистов изменилась. И Садуль оказался весьма доволен».

Луис Бунюэль, несомненно, был большим художником. Но даже и без указующего перста коммунистических идеологов в нем самом кипела и бурлила эта пресловутая «антибуржуазность», которая, случалось, могла целиком подчинить себе новый замысел.

Наглядный пример – картина «Ангел-истребитель».

После званого ужина гости не могут выйти из гостиной. Какая-то мистическая сила не позволяет им перейти через порог. И очень скоро эти почтенные леди и джентльмены, самые сливки общества, начинают терять человеческое лицо, за которым прячется их истинная порочная суть. Они ведь только выглядят цивилизованными, а на самом деле они – скоты.

Эту нехитрую идею, взятую из идеологических прописей, Бунюэль разворачивает на полтора часа киноиллюстраций.

Недаром партийный товарищ Садуль написал восторженную статью об этой картине, в первой же строчке заявив, что «Ангел-истребитель» превосходит «Виридиану» (один из лучших фильмов Бунюэля, снятый в 1961 году, непосредственно перед «Ангелом-истребителем»).

Интересно, что «Ангел-истребитель» оказался хорош не только с партийной точки зрения, но и с точки зрения сюрреалистической ортодоксии. Одет и Ален Вирмо в справочнике «Мэтры мирового сюрреализма» характеризуют «Ангел-истребитель» как фильм, «в котором сконцентрированы все основные сюрреалистические темы (безумная любовь, черный юмор, культ Сада, антиклерикализм и т.д.) /…/ Неоступно преследующая тема вырождения и смерти, зачатки разложения обреченного буржуазного класса…»

Трудно представить себе, что одна и та же рука сделала и агитку «Ангел-истребитель», и такие замечательные фильмы, как «Назарин» (1958), «Виридиана» (1961), «Дневник горничной» (1964), «Дневная красавица» (1967), «Тристана» (1970), «Скромное обаяние буржуазии» (1972).

71dIon4F17L._SX466_The Story of Cat. A film by Anwar Momon. 2016. PBS. Blu-Ray. («История котов». Режиссер – Анвар Мамон.)

История котов – от прародителей, дымчатых леопардов, до сих пор обитающих в Юго-Восточной Азии и прыгающих, словно обезьяны, с дерева на дерево, до поселившихся в наших домах мурзиков и барсиков. Первая часть рассказывает о появлении кошачьих в Азии и их миграции в Африку, вторая – о том, как они попали в Южную, а затем в Северную Америку.

Семейство кошачьих необыкновенно разнообразно: соответственно условиям проживания, это может быть и пятнисто-рыжая кошка длиной 30 сантиметров и весом всего в килограмм, и четырехметровый трехсоткилограммовый уссурийский тигр.

Довольно интересная и несомненно познавательная двухчасовая программа.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »