Обзор DVD выпуск 204

Share this post

Обзор DVD выпуск 204

Fantastic Mr. Fox. A film by Wes Anderson. 2009. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Бесподобный мистер Фокс» – режиссёр Уэс Андерсон). Moonrise Kingdom. A film by Wes Anderson. 2012. Blu-Ray+DVD. Universal Studios. («Королевство полной луны» – режиссёр Уэс Андерсон). Фильм Уэса Андерсона «Бесподобный мистер Фокс» – вольная экранизация одноимённой детской книги Роланда Дала (1916-1990). Дал родился […]

Share This Article

Fantastic Mr. Fox. A film by Wes Anderson. 2009. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Бесподобный мистер Фокс» – режиссёр Уэс Андерсон).

Moonrise Kingdom. A film by Wes Anderson. 2012. Blu-Ray+DVD. Universal Studios. («Королевство полной луны» – режиссёр Уэс Андерсон).

Фильм Уэса Андерсона «Бесподобный мистер Фокс» – вольная экранизация одноимённой детской книги Роланда Дала (1916-1990).

Дал родился в Англии в семье норвежских эмигрантов. Работал в Африке (в кенийском отделении компании «Шелл»), был военным летчиком, офицером разведки и весьма успешным писателем, которого английские критики включают в список 50 самых значительных литераторов послевоенной Великобритании.

В 60-е-80-е годы прошлого века Роланд Дал был одним из самых популярных детских писателей, писавших по-английски.

Уэс Андерсон, по его словам, вырос с книгами Дала, и, взявшись за экранизацию повести «Бесподобный мистер Фокс», режиссёр, надо думать, ориентировался не только на текст Роланда Дала, но и на свои детские фантазии, связанные с этой повестью-сказкой.

Герои повести – антропоморфный лис мистер Фокс, его семейство и его друзья. Мистер Фокс наведывается по ночам на расположенную неподалёку ферму, чтобы утащить курицу и накормить своё семейство. Это, естественно, не нравится фермерам, которые пытаются подкараулить лиса, а потерпев неудачу, пригоняют трактор, чтобы вообще уничтожить лисью нору. Но мистеру Фоксу удаётся уйти, зарывшись глубокого под землю, а затем, прорыв туннель прямо в курятник, ухватить курицу и устроить для семейства и друзей подземный пир.

В интерпретации Андерсона мистер Фокс, дав слово жене больше не воровать, прекрасно живёт-поживает без всяких краж, но в какой-то момент нарушает слово и отправляется на промысел. А разоблачившей его жене объясняет, что, мол, не может удержаться, «потому что я – дикий зверь».

У Андерсона лис и его друзья не просто добывают себе пропитание, они совершенно опустошают три фермы, а потом добираются и до супермаркета, принадлежащего  этим фермерам.

Кукольная мультипликация Андерона сделана элегантно. Фильм великолепно озвучен первоклассными актёрами (Мерил Стрип, Джордж Клуни, Билл Мюррей, Уиллем Дефо). Критикам он понравился, но публика не поддержала энтузиазма критиков, и прибыли фильм практически не принёс. Производство картины обошлось в 40 миллионов, а кассовые сборы едва перевалили за 46 (21 миллион в США, 25,5 миллионов в мировом прокате).

Надо думать это произошло из-за невнятности адресата. Не очень понятно, на кого ориентирован фильм Андерсона – на детей или на взрослых. Утратив определённую наивность оригинала, интерпретация режиссера приобрела некоторую, я бы сказал, кокетливость, затуманивавшую необходимый сказке морализм.

Не менее кокетлив и следующий фильм Андерсона «Королевство полной луны». Эта коммерчески успешная лента рассказывает сказку, герои которой, мальчик Сэм и девочка Сюзи, оказываются аутсайдерами из-за непростого характера (Сэм) или из-за неуравновешенности (Сюзи). Двенадцатилетние дети, предпочитающие реальному обывательскому миру мир своих фантазий, договариваются убежать из-под присмотра взрослых и начать самостоятельную буколическую жизнь в палатке, на берегу реки.

Отсылка к опере Бенджамина Бриттена, написанной на сюжет средневековой мистерии «Ноев потоп» – имя и музыка Бриттена откровенно обрамляют фильм, появляясь в прологе и в эпилоге «Королевства полной луны» – даёт возможность создать некоторую видимость глубины, подталкивая зрителей (на самом деле, конечно, не зрителей, а критиков) к разнообразным фантастическим интерпретациям.

Я не буду пересказывать сюжет этого действительно мастерски сработанного фильма, скажу только, что меня в нём отталкивает не игра в интеллектуальность, а всеразъедающая ироничность. Возникает впечатление, что автор смотрит на людей вроде как сверху вниз – они в меру забавны, в меру глуповаты, в меру смешны. Но главное – нелепы с точки зрения… Кого? Верховной силы? Пантократора-режиссёра?

The Hidden Fortress. A film by Akira Kurosawa. 1958. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Спрятанная крепость». Режиссёр Акира Куросава). На японском языке с английскими субтитрами.

«Расёмон» (1950 г.), увенчанный венецианским «Золотым львом» и американским «Оскаром», сделал Куросаву всемирно знаменитым режиссёром.

«Семь самураев» (1954 г.) продемонстрировали студийным босам, что Куросава умеет делать фильмы, приносящие большие деньги.

Три фильма, последовавшие за «Самураями» – «Я живу в страхе» (1955 г.), «Трон в крови» (1957 г.) и «На дне» (1957 г.) – не имели ни шумного успеха «Расёмона», ни гигантской кассы «Самураев». Это были незаурядные фильмы, особенно «Трон в крови» – свободная экранизация «Макбета», которую Козинцев назвал лучшим в мире шекспировским фильмом.

Снятый в 1958 году, фильм «Спрятанная крепость» (в России он известен как «Три негодяя в скрытой крепости») имел и коммерческий, и критический успех. Получив в Западном Берлине «Серебряного медведя» и приз ФИПРЕССИ, он собрал невероятную аудиторию, побив даже успех «Семи самураев».

«Спрятанную крепость» можно назвать образцовым приключенческим фильмом. Генералу Рокурота Макабэ (Тосиро Мифуне) удаётся провести принцессу Юки и переправить принадлежащее ей золото через занятую недружественными кланами территорию. Здесь есть всё: напряжение, дорожные перипетии, комические сценки с парой незадачливых крестьян-дезертиров, великолепно поставленный поединок двух генералов, Макабэ и Нагакура. И, понятно, счастливая и справедливая развязка.
За прошедшие с момента выхода этой картину полвека неоднократно отмечалось её прямое влияние на приключенческие фильмы, снятые как на Востоке, так и на Западе.

Джордж Лукас, например, говорит, что фильм Куросавы был его идеальным образцом в работе над «Звёздными войнами».

Israel. The Royal Tour.  Film by John Feist. 2014. DVD. («Израиль. Королевский тур». Режиссёр Джон Фейст).

Часовой фильм «Израиль. Королевский тур» приятно удивит многих зрителей PBS. Фильм рассказывает о путешествии по Израилю известного американского радио- и тележурналиста Питера Гринберга в компании с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху.

Нетаньяху не просто сопровождает Питера Гринберга. По существу, вся инициатива в его руках. И ему есть что показать. На этих двадцати двух тысячах квадратных километров (примерно площадь штата Нью-Джерси) сосредоточены важнейшие исторические и культурные памятники человечества. Здесь родились три мировые религии, святыни которых сегодня мирно сосуществуют на крошечном пятачке Иерусалима. Но дело не только в истории. Страна, возродившаяся всего 60 лет назад, может похвастаться и своей экономикой (у Израиля самый высокий уровень жизни среди всех стран Ближнего Востока), и выдающимися научными и техническими достижениями, которые нашли применение во всём мире.

Но лента Джона Фиста, думаю, удивит зрителя не красотами Израиля, не интересными фактами, а тем, что в ней ни разу не произносится слово «агрессия», не звучат тирады о страданиях палестинцев, без которых не обходится ни один европейский или американский даже самый произраильский фильм или телепередача. Здесь нет риторических построений типа: «с одной стороны, с другой стороны» – фильм начисто лишен политкорректности.

Не менее удивительно и то, что картина даёт весьма благоприятный портрет Беньямина Нетаньяху. Питер Гринберг и режиссёр Джон Фист не делают ни малейшей попытки оспорить самооценку Нетаньяху как центриста, хотя подавляющее большинство американских изданий привычно характеризует его как ястреба и сторонника жёсткого курса.

Более того, эту ленту с равным успехом можно назвать как портретом Израиля, так и портретом Нетаньяху. Премьер-министр рассказывает о своей семье – о своих дедушке и бабушке, на могилы которых он впервые смог придти только в 1967 году, после изгнания арабов из Восточного Иерусалима, об историке-отце, о брате Йонатане, погибшем при освобождении заложников в Энтеббе. Нетаньяху водит машину, катается на катере, играет в футбол. Мы посещаем дом премьер-министра, знакомимся с его женой и сыновьями. Мы видим старые фотографии – Нетаньяху ребёнок, подросток, студент.

Ну, разумеется, Нетаньяху выступает в качестве гида не из приятельских чувств к Питеру Гринбергу – он видит Гринберга впервые. Нетаньяху прекрасно понимает Америку и знает, что такое public relations (в России теперь говорят «пиар»). Он знает, что дружественный портрет премьер-министра – немаловажная составляющая дружественного портрета страны. Он, конечно, работает. Но мы видим достаточно, чтобы понять характер этого человека, который, несомненно, вызывает уважение и симпатию.

 ***

На диске вы найдёте массу интересных материалов, оставшихся за бортом часового фильма.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »