Обзор DVD 169

Share this post

Обзор DVD 169

Theater of War. A film by John Walter. 2008. Kino Lorber. DVD. («Театр войны». Режиссёр – Джон Волтер.) Документальная лента «Театр войны» многослойна. Джон Волтер мастерски переплетает множество различных сюжетных линий и в результате получает динамичный и стройный фильм. Сюжетный стержень фильма – постановка в нью-йоркском Народном театре (Public Theater) пьесы Бертольда Брехта «Мамаша Кураж […]

Share This Article

Theater of War. A film by John Walter. 2008. Kino Lorber. DVD. («Театр войны». Режиссёр – Джон Волтер.)

Theater of War. A film by John Walter. 2008. Kino Lorber. DVD. («Театр войны». Режиссёр – Джон Волтер.)
Theater of War

Документальная лента «Театр войны» многослойна. Джон Волтер мастерски переплетает множество различных сюжетных линий и в результате получает динамичный и стройный фильм.

Сюжетный стержень фильма – постановка в нью-йоркском Народном театре (Public Theater) пьесы Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и её дети». Новый перевод пьесы выполнен одним из самых знаменитых нынешних американских драматургов Тони Кушнером. Мамашу Кураж играет Мерил Стрип, – вероятно, лучшая актриса современной Америки. Ставит спектакль Джордж Вулф. Дело происходит в 2006 году. Камера прослеживает работу над спектаклем, начиная с читки пьесы, репетиций и кончая представлением в нью-йоркском Центральном парке. На наших глазах Мерил Стрип ищет интонацию, жест, движение. Режиссёр разводит мизансцены. Костюмер добывает какой-то шейный шарфик. Композитор разучивает с Мерил Стрип зонги. Декораторы оживляют допотопный джип. И вот слова, написанные в 1939 году, обретают новую сценическую жизнь.

Параллельный сюжет – антивоенные демонстрации: демонстрации против вьетнамской войны и демонстрации против войны в Ираке.

Ещё один сюжет – судьба Бертольда Брехта. С этим сюжетом переплетается рассказ о постановке самим Брехтом «Мамаши Кураж» в Берлине в 1949 году, рассказ, который иллюстрируется подробной фотохроникой спектакля.

Понятно, что Джон Волтер ставит антивоенный фильм. Но он не ограничивается механическим – или чисто визуальным – соединением всех этих разнородных сюжетов. Он находит способ подвести под свой рассказ философскую базу. Для этого Волтер вводит в картину нового героя – романиста, профессора, лауреата Маккартуровской премии (так называемой премии гениев) Джея Кантора.

Профессор Кантор регулярно появляется в кадре, он знает, как объяснить всё на свете. Всё происшедшее, происходящее и то, что ещё не успело произойти, но произойдёт непременно. Знает, потому что владеет универсальным ключом, называемым единственно верной теорией. Вы уже, наверное, догадались, какой.

На экране появляется каменный Маркс, и профессор Кантор сообщает нам, что Бертольд Брехт всю свою жизнь был настоящим, истинным марксистом.

Глаза профессора полны скорби – видно, что он переживает за судьбы тех, кто ещё не поклонился каменному философу.

Прямо по Галичу:

Я научность марксистскую пестовал,

Даже точками в строчке не брезговал.

Запятым по пятам, а не дуриком

Изучал «Капитал» с «Анти-Дюрингом».

Не стесняясь мужским своим признаком,

Наряжался на праздники призраком

И повсюду, где устно, где письменно,

Утверждал я, что всё это истинно.

Что мы узнаём из фильма «Театр войны»? То, что Америка – агрессор, что простой обыватель – говоря по-американски, средний класс – не желает об этом думать, а вот честные молодые люди выходят на демонстрации с плакатами «Буш – лжец» и негодуют по поводу вторжения Израиля в Ливан. Мы узнаём, что марксизм одушевлял сочинения Брехта и, когда закончилась война, драматург устремился именно в марксистскую страну, Восточную Германию, где ему отлично жилось – был свой театр, он мог свободно творить и окружен был почётом и славой. И теперь на кладбище стоит памятник, а в его квартире музей.

Мы узнаём, что во время войны Брехт жил в Америке, здесь – в Америке – он подвергся допросу комиссии по расследованию антиамериканской деятельности и буквально на следующий день после этого допроса сел в самолёт с женой и с дочкой (сын остался в Америке) и улетел в Европу. Мы узнаём, что он остановился сначала в Швейцарии, но потом перебрался в Восточный Берлин и прожил там до самой смерти.

Короче говоря, всё очень гладко, всё сходится. Но всё ли?

Разумеется, Брехт читал Маркса. Но нас убеждают, будто марксизм лежал в основе философии Брехта, а это, согласитесь, не совсем то же самое. Как нас убеждают? Профессор Кантор подводит базу, а режиссёр демонстрирует нам книги из библиотеки Брехта. Камера медленно движется: Маркс, Маркс, Маркс. Штук шесть, вероятно, стоит на полке. Ничего другого мы не видим. Зритель понимает: вот основа библиотеки Бертольда Брехта. Но, комментируя фильм перед его выходом на DVD, Джон Волтер рассказал, что в брехтовской библиотеке он увидел множество самых разных книг: от полки с американскими детективами до изданий по физике и философии. Оказывается, библиотека состояла не только из Маркса. Совершенно другое впечатление, не правда ли?

Вернувшись из эмиграции, Брехт обосновался в Восточном Берлине. Куда же ещё должен был поехать убеждённый марксист? Это мы узнаём из картины.

Однако, комментируя свою картину, Джон Волтер сообщает, что Брехт подавал запрос на вторичный въезд в США, а глупые чиновники ему такого разрешения не дали. Это, конечно, показывает чиновников не с лучшей стороны. Но речь не о чиновниках, а о намерениях Брехта. В фильме этого нет, как и нет информации о том, что Бертольд Брехт и его жена Елена Вайгель перед возвращением в Восточный Берлин подали документы на получение австрийских паспортов (Вайгель была родом из Австрии) и, хоть не сразу, австрийские паспорта они получили.

Волтер знает, что не так уж гладко всё было у Брехта и в Восточной Германии, что коммунистическое начальство не горело желанием печатать пьесы стопроцентного, по утверждению Джона Волтера и Джея Кантора, марксиста. Волтер знает, но не собирается сообщать этого своим зрителям. Как не собирается он рассказывать и о разных цензурных приключениях марксистского писателя в марксистской стране. Например, об истории пьесы «Допрос Лукулла», которую называли «идейно сомнительной», которую не пропустила цензура и которую обсуждали, давая советы-указания, аж министры восточногерманского правительства во главе с самим президентом Пиком. После этого «Допрос Лукулла» превратился в «Осуждение Лукулла», в пьесе появились не только новые реплики, но и новые герои.

Или вот из режиссёрского комментария мы узнаём, что книгой, сформировавшей личность Бертольда Брехта, по собственному признанию драматурга, был почему-то не «Капитал», а Библия. Режиссёр знает это, но полагает, что зрителям фильма об этом знать не надо.

***

Что сказать в заключение? «Театр войны» – умелый пропагандистский фильм. Но для идей, которые он пропагандирует, как раз его изощрённая умелость – главный недостаток. Кондовые ленты Майкла Мура, где всё попросту и всё в лоб, собирают аудиторию. А те, кто умничает, как Джон Волтер, могут быть только на подхвате.

 

David Lean Directs Noel Coward. Four film by David Lean. The Criterion Collection. Bluray. («Ноэль Кауард в постановке Дэвида Лина». Режиссёр – Дэвид Лин.) Четыре диска.

In Which We Serve. A film by David Lean and Noel Coward. 1942. («В котором мы служим». Режиссёры – Дэвид Лин и Ноэль Кауард.)

This Yappy Breed. A film by David Lean and Noel Coward. 1944. («Этот счастливый хлеб». Режиссёр – Дэвид Лин.)

Blithe Spirit. A film by David Lean and Noel Coward. 1945. («Неугомонный дух». Режиссёр – Дэвид Лин.)

Brief Encounter. A film by David Lean and Noel Coward. 1945. («Короткая встреча». Режиссёр – Дэвид Лин.)

David Lean Directs Noel Coward. Four film by David Lean. The Criterion Collection. Blu-ray. («Ноэль Кауард в постановке Дэвида Лина». Режиссёр – Дэвид Лин.) Четыре диска.
David Lean Directs Noel Coward.

Свою карьеру в кино Дэвид Лин (1908–1991) начал ассистентом режиссёра. Довольно скоро он получил работу монтажера. К моменту встречи с Ноэлем Кауардом на счету Лина было уже двадцать фильмов и он имел репутацию одного из лучших монтажеров Англии.

Ноэль Кауард (1899–1973) к моменту встречи с Лином был известным английским драматургом, актёром и композитором, но без всякого опыта работы в кино.

Для их первой совместной работы, пропагандистского фильма о моряках, эти два человека оказались идеальной парой. Кауард был не только автором сценария и сорежиссёром, он написал также и музыку к фильму и сыграл в нём главную роль капитана Кинроса.

Фильм имел довольно утилитарное назначение, и к нему не стоит предъявлять слишком больших претензий, но он и сегодня интересен как своей эстетической последовательностью и изобразительной элегантностью, так и первыми набросками английских характеров, в последующих фильмах Кауарда и Лина разработанных в полноценные портреты. Именно серия таких портретов позволяет четырём картинам Лина и Кауарда (в трех последующих Кауард уже не был сорежиссёром, а только автором сценария) оставаться в ряду живых произведений искусства. Впрочем, последний из них, «Короткая встреча», достоин отдельного разговора и отдельной оценки. Это история неожиданного чувства, возникшего между женатым мужчиной и замужней женщиной, история их короткой обреченной любви. Что-то есть в этой абсолютно английской истории от русской литературы, я бы сказал, что-то бунинское. Недаром в ней звучит музыка Рахманинова.

Кстати, фильм «Короткая встреча», получив Гран-при Каннского фестиваля, а также приз ФИПРЕССИ и три номинации на «Оскар», стал первым в обширном списке работ Дэвида Лина, увенчанных наградами. Его фильмы «Мост через реку Квай» (1957), «Лоуренс Аравийский» (1962 год), «Доктор Живаго» (1965) буквально собрали коллекцию «Оскаров», «Золотых глобусов», «Давидов Донателло» и прочих, и прочих, и прочих.

***

Все четыре фильма отреставрированы и прекрасно трансформированы в цифровой формат. На дисках вы найдёте множество дополнительных материалов.

 

Tokyo Drifter. A film by Seijun Suzuki. 1966. The Criterion Collection. Blu-ray. «Токийский скиталец». Режиссёр Сэйдзюн Судзуки.)

Tokyo Drifter. A film by Seijun Suzuki. 1966. The Criterion Collection. Blu-ray. «Токийский скиталец». Режиссёр – Сэйдзюн Судзуки.)
Tokyo Drifter

Branded to Kill. A film by Seijun Suzuki. 1967. The Criterion Collection. Bluray. («Рождённый убивать». Режиссёр Сэйдзюн Судзуки.)

Сэйдзюн Судзуки (род. 1923) – легендарный мастер. У него множество поклонников. Его абсурдно жестокие фантазии о жизни якудза – японских гангстеров, – снятые стильно и ловко, продолжают пользоваться успехом у синефилов.

Если вам никогда не случалось сталкиваться с работами этого режиссёра, «Токийский скиталец» и «Рождённый убивать» именно те фильмы, с которых разумно начать знакомство. Оба они сделаны на пике творческой активности Судзуки, и оба эти фильма любители относят к шедеврам жанра.

Branded to Kill. A film by Seijun Suzuki. 1967. The Criterion Collection. Blu-ray. («Рождённый убивать». Режиссёр – Сэйдзюн Судзуки.)
Branded to Kill

Я, признаться, никогда не понимал прелести подобных фильмов, основная задача которых, по-моему, состоит в том, чтобы притупить у зрителя естественные человеческие чувства боли и отвращения. Я не понимаю, зачем такое кино делается и что оно даёт зрителю. Нет, я не предлагаю цензуру – пусть себе снимают, если это им интересно, – я просто не могу понять, для чего сами-то они, Судзуки и его духовные дети: Квентин Тарантино, Тэкеси Китано и другие (имя им легион), тратят свою жизнь. Какую такую новую правду они приносят людям?

***

Трансформированы оба фильма отлично. На дисках имеется множество дополнительных материалов.

 

 Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »