Обзор DVD 167

Share this post

Обзор DVD 167

The 39 Steps. A film by Alfred Hitchcock. 1935. Blu-ray. The Criterion Collection. («39 ступеней». Режиссёр – Альфред Хичкок.) Первый свой фильм «Сад наслаждений» (The Pleaser Garden) Альфред Хичкок (1899–1980) снял в 1925 году. Десять лет спустя картину «39 ступеней» снимал уже режиссёр, в резюме которого числилось 19 полнометражных лент. В 1935 году Хичкок был […]

Share This Article

The 39 Steps. A film by Alfred Hitchcock. 1935. Blu-ray. The Criterion Collection. («39 ступеней». Режиссёр – Альфред Хичкок.)

The 39 Steps. A film by Alfred Hitchcock. 1935. Blu-ray. The Criterion Collection. («39 ступеней». Режиссёр – Альфред Хичкок.)
The 39 Steps. A film by Alfred Hitchcock. 1935. Blu-ray. The Criterion Collection. («39 ступеней». Режиссёр – Альфред Хичкок.)

Первый свой фильм «Сад наслаждений» (The Pleaser Garden) Альфред Хичкок (1899–1980) снял в 1925 году. Десять лет спустя картину «39 ступеней» снимал уже режиссёр, в резюме которого числилось 19 полнометражных лент. В 1935 году Хичкок был признанным мастером, а последняя к тому времени его картина «Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much, 1934) оказалась коммерчески чрезвычайно успешной не только в Великобритании, но и в США. Правда, через 22 года Хичкок снял ещё один фильм с тем же сюжетом и с тем же названием.

Картина «39 ступеней», надо полагать, и годы спустя устраивала Хичкока – никакой ревизии она не подвергалась. Однако многие сюжетные повороты, использованные в ней, с удивительным постоянством возникали в последующих работах мастера и чуть ли не все снова были собраны в одном из его шедевров «На север компанией Northwest» (North by Northwest, 1959).

По существу, в «39 ступенях» разрабатывается главная тема Хичкока: как обычный человек справляется с экстраординарными обстоятельствами, в которые он неожиданно и помимо своей воли попадает. «39 ступеней» – картина про шпионов, но мы не знаем, на кого эти шпионы работают, и до последнего момента нам не известно, что за секреты такие собираются они вывезти из Великобритании. Хичкоку всё это не так уж важно. Его интересуют характеры, психологические мотивировки; как сказал Франсуа Трюффо, когда это необходимо, Хичкок «готов пожертвовать сюжетным правдоподобием, чтобы добиться чисто эмоционального эффекта». В разговоре с тем же Трюффо Хичкок сформулировал своё основное правило очень просто: «Люди должны быть способны отождествлять себя с персонажами». Вероятно, именно поэтому снятая 77 лет назад картина не утратила способности захватывать зрителя и смотрится сегодня без всяких скидок, как абсолютно современная.

***

По ходу фильма главные герои, которых играют Роберт Донат и Маделин Кэрролл, оказываются скованными друг с другом наручниками, и в таком состоянии вынуждены провести ночь в гостинице. Рассказывают, что Хичкок защёлкнул на своих актёрах пару наручников, после чего заявил, что потерял ключ, и продержал артистов в наручниках целый день.

Кто-то утверждает, что Хичкок сделал это, добиваясь от актёров психологического правдоподобия, другие полагают: для того, чтобы показать Маделин Кэрролл (которая была кинозвездой первой величины), кто хозяин на съёмочной площадке. А некоторые считают, что это была просто шутка. Так шутил Хичкок.

***

Трансформация выполнена великолепно.

Кроме самого фильма, вы найдёте на этом диске английскую документальную ленту «Хичкок: ранние годы» (2000 г.), радиопьесу, в основу которой положен сюжет «39 ступеней» (1937 год), телеинтервью с Хичкоком (1966 г.), фрагменты интервью, взятого у Хичкока Франсуа Трюффо (1962 г.)

У вас также имеется возможность посмотреть фильм с закадровым комментарием историка кино Мариан Кейн.

 

The Mystery of Edwin Drood. Diarmuid Lawrence. 2012. PBS. Blu-ray. («Тайна Эдвина Друда». Режиссёр – Диармид Лоуренс.)

The Mystery of Edwin Drood. Diarmuid Lawrence. 2012. PBS. Blu-ray. («Тайна Эдвина Друда». Режиссёр – Диармид Лоуренс.)
The Mystery of Edwin Drood. Diarmuid Lawrence. 2012. PBS. Blu-ray. («Тайна Эдвина Друда». Режиссёр – Диармид Лоуренс.)

«Тайна Эдвина Друда» – английская экранизация последнего, незаконченного романа Чарльза Диккенса. Автор успел написать, вероятно, не больше половины задуманного произведения. Поскольку Диккенс сознательно строил «Эдвина Друда» так, чтобы читатель не мог предугадать развязку, а никаких материалов, набросков, планов в его бумагах не нашлось, нынешняя экранизация (с развязкой, придуманной сценаристом) вряд ли имеет какое-либо отношение к великому писателю. Это красиво снятый, профессионально, по-английски разыгранный третьесортный готический роман, в котором характеры заменены расхожими масками. Он не питает ваше сердце и душу (чего мы ждём от Диккенса) и не подстёгивает ваше воображение (чего мы ждём от готического романа). Впрочем, если вы хотите, чтобы на экране мелькало что-то необременительное, смотреть это можно – картинка не раздражает глаз.

***

Сочиняя эту заметку, я узнал, что советское телевидение уже экранизировало «Тайну Эдвина Друда». В 1980 году режиссёр Александр Орлов снял четырёхсерийную картину, в которой участвовали Гафт, Юрский, Елена Коренева. И, судя по описанию, сделана эта картина была гораздо деликатнее английской. Связный рассказ прерывался там, где остановилось перо Диккенса, а затем актёры разыгрывали один за другим возможные варианты продолжения.

 

Conversation Piece. A film by Luchino Visconti. 1974. Raro Video. Blu-ray. («Групповой портрет в интерьере». Режиссёр – Лукино Висконти.) На итальянском и английском языках с английскими субтитрами.

The Mystery of Edwin Drood. Diarmuid Lawrence. 2012. PBS. Blu-ray. («Тайна Эдвина Друда». Режиссёр – Диармид Лоуренс.)
The Mystery of Edwin Drood. Diarmuid Lawrence. 2012. PBS. Blu-ray. («Тайна Эдвина Друда». Режиссёр – Диармид Лоуренс.)

«Групповой портрет в интерьере», по существу, рассказывает ту же историю, что и снятый одиннадцатью годами ранее «Леопард». На первый взгляд, такое утверждение может показаться странным – действие «Леопарда» разворачивается в середине XIX века, и фабула его базируется на реальных исторических событиях, а сюжет «Группового портрета» отражает события и настроения семидесятых годов XX века. Но если вы посмотрите ленты одну за другой, то убедитесь, что сходство их совершенно не связано с материалом, на котором строится сюжет. Разумеется, вы отметите сюжетную близость – пожилой человек, аристократ (носитель традиций) «в мире, переживающем кризис, взятом в момент слома». В кавычки я взял слова самого Висконти, сказанные им, впрочем, не о своих сюжетах, а о Чехове. Но эти слова так же приложимы к работам Висконти, как реальные факты биографии режиссёра – к фабулам и характерам его фильмов.

Князь Фабрицио ди Салина из «Леопарда» благословляет брак своего любимого племянника Танкреди с дочерью богатого безродного жулика дона Колоджеро Седара – ди Салина понимает, что для успешной карьеры Танкреди нужны деньги. Более того, князь не высказывает никаких суждений о циничном приспособленчестве самого Танкреди – Салина знает, что «время львов и леопардов закончилось, и наступило время гиен и шакалов». Он не ропщет, а уж тем более не рвёт на себе волосы: краеугольные камни его философии – достоинство и понимание. Профессор из «Группового портрета» пытается следовать (во всяком случае, ко времени нашего знакомства с ним) той же философии, но, поскольку живёт профессор в последней трети XX века, то не находит лучшего способа соблюдать свои правила, как вообще отгородиться от жизни. Однако, когда обстоятельства всё же заставляют его столкнуться с другими, с теми, кто живёт за пределами его мира культуры, памяти, традиций, профессор находит в себе силы приоткрыть, казалось бы, навсегда запертую дверь.

Интересно, что на словах, то есть рассуждая о фильме, Висконти суров к профессору, но как художник, рисуя его образ, относится к нему с гораздо большей симпатией. Потому что – хоть Висконти неоднократно это отрицал – профессор, разумеется, характер автобиографический. Как и князь ди Салина, показанный нам коммунистом Лукино Висконти.

(Кстати, полное имя режиссера – Лукино Висконти ди Модроне, его род, один из самых древних в Италии, восходит к Дезидерию, королю лангобардов.)

Бездетный одинокий профессор испытывает почти отцовские чувства к молодому авантюристу Конраду, любовнику стареющей маркизы Брумонти. Конрада в фильме играет Хельмут Бергер, свои личные, интимные отношения с которым Висконти разделил поровну между маркизой и профессором.

Я не анализирую фильмы Висконти и даже не рассказываю его биографию; я просто хочу отметить, что за целлулоидной плёнкой пульсируют настоящие чувства.

***

Роли князя ди Салина и профессора играет один и тот же актёр Берт Ланкастер. Выступая несколько лет назад в Сан-Франциско, висконтиевская сценаристка Сузо Чекки Д’Амико рассказывала, что Ланкастер, приглашенный играть князя ди Салина, поначалу очень волновался. Выросший в Восточном Гарлеме сын почтового клерка, Ланкастер имел весьма туманные представления об аристократах. Как сидеть, стоять, двигаться, вынимать из кармана платок, брать в руки книгу – он не был уверен ни в чём. Чекки Д’Амико дала Ланкастеру совет: «Смотрите на самого Висконти и копируйте его». Ланкастер так и поступил.

***

Два слова о названии. Профессор, герой фильма, коллекционирует английскую портретную живопись XVIII века. По-английски композиции, которые его интересуют, называются conversation piece. По-русски – «групповой портрет в интерьере». Один такой холст – групповой портрет в интерьере – играет существенную роль в сюжете фильма, но одновременно групповой портрет в интерьере – это и метафора, как бы зашифровывающая (или расшифровывающая) происходящее, метафора, которая разворачивается по ходу фильма. Поэтому русское название ленты – «Групповой портрет в интерьере» – и английское – Conversation piece – значат то же самое.

***

По каким-то мне неведомым причинам «Групповой портрет» до сих пор не выходил в Соединённых Штатах на DVD. В 2003 году появился диск, изданный английской студией Arrow Films, но трансформирован фильм был довольно скверно, к тому же это был сокращённый 97-минутный вариант картины.

Нынешний выпуск предлагает фильм в авторской 122-минутной редакции.

Трансформация фильма очень приличная.

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »