Обзор DVD 120

Обзор DVD 120

Issue #754 «Metropolitan». A film by Whit Stillman. 1990. The Criterion Collection. («Метрополитен». Режиссер Вит Стиллман.) «The Last Days of Disco». A film by Whit Stillman. 1998. The Criterion Collection. («Последние дни диско». Режиссер Вит Стиллман.) Вит Стиллман снял свой первый фильм «Метрополитен», когда ему уже исполнилось тридцать восемь лет. В это трудно поверить: речь […]

Share This Article

Issue #754

«Metropolitan». A film by Whit Stillman. 1990. The Criterion Collection. («Метрополитен». Режиссер Вит Стиллман.)
«The Last Days of Disco». A film by Whit Stillman. 1998. The Criterion Collection. («Последние дни диско». Режиссер Вит Стиллман.)

Вит Стиллман снял свой первый фильм «Метрополитен», когда ему уже исполнилось тридцать восемь лет. В это трудно поверить: речь в картине идет о молодых людях, семнадцати-восемнадцати-двадцатилетних, речь идет о молодежи, принадлежащей к «американской аристократии», о молодежи, еще не сделавшей своих первых шагов во взрослой жизни, но уже как будто пресыщенной и немного усталой. Не раз, и не два, и не три режиссеры-дебютанты рассказывали в своих первых фильмах о собственном детстве, о юности, о моменте, событии, секунде, когда вдруг начиналась для них другая, взрослая жизнь. Но это были молодые режиссеры — истории, о которых они рассказывали, произошли с ними вчера.
Вит Стиллман родился в 1952 году в пригороде Нью-Йорка, в 1973 году окончил Гарвард, работал журналистом в Нью-Йорке, в 1980-м женился на испанке, с которой познакомился во время командировки в Барселону. В Испании Стиллман убедил нескольких продюсеров и режиссеров, что он может продвигать их фильмы на американский рынок, и действительно, некоторое время он вполне успешно продавал испанские фильмы в США. В 1984 году Стиллман вернулся в Нью-Йорк, где открыл рекламное агентство и принялся сочинять сценарий «Метрополитена».
Стиллман снял свой первый фильм на деньги, вырученные от продажи его нью-йоркской квартиры (плюс помощь друзей и родственников). Все роли в картине сыграны непрофессионалами, молодыми людьми, которые никогда в кино не снимались. Казалось бы, перед нами любительский фильм. Однако «Метрополитен» — высокопрофессиональная картина, снятая зрелым мастером, остроумно написанная, безупречно сыгранная (что тоже в немалой степени, полагаю, заслуга режиссера), но главное — картина живая и волнующая.

«Метрополитен» триумфально прошел по американским и европейским фестивалям, собрав множество призов: от Гран-при в Сандансе, до «Серебрянного леопарда» в Локарно. Сценарий фильма (обыгрывающий мотивы Джейн Остин) был номинирован на «Оскара».
«Последние дни диско» в определенном смысле продолжает «Метрополитен» — те же молодые люди на следующей ступени взросления. Фильм этот легко смотрится, но в нем нет ни остроты, ни оригинальности, отличающих первую картину Вита Спиллмана. Серьезно говоря, этот фильм выглядит повтором: новые сюжетные коллизии ничего не прибавляют ни к исследованию характеров, ни и к разговору о поколении.
* * *
Оба фильма отлично трансформированы в цифровой формат.
У вас есть возможность посмотреть эти картины с закадровым комментарием Вита Стиллмана и монтажера Кристофера Теллефсена, актеров Кристофера Эйгемана и Тейлора Николса («Метрополитен) и актеров Хлои Севиньи и того же Кристофера Эйгемана («Последние дни диско»).

«Marlene». A film by Maximilian Schell. 1984. Kino International. («Марлен». Режиссер Максимилиан Шелл.) На английском и немецком языках с английскими субтитрами.
Максимилиан Шелл снялся почти в сотне фильмов: отличных, средних, заметных и выдающихся. При этом он всегда находил время и для своих собственных режиссерских проектов. На счету Максимилиана Шелла-режиссера десяток игровых и документальных картин.

«Марлен» — впечатляющий рассказ о жизни и судьбе легендарной Марлен Дитрих, которая сначала согласилась принять участие в проекте Шелла (они познакомились во время работы над фильмом «Нюренбергский процесс»), затем отказалась сниматься вовсе, но в конце концов предложила, чтобы их с Максимилианом Шеллом беседы просто записывались на магнитофон. Из 40 часов этих бесед с восьмидесятилетней актрисой, архивной хроники и кадров из картин, в которых Марлен Дитрих снялась за свою долгую жизнь, Шеллу удалось создать очень живой и выразительный портрет этой незаурядной женщины.

«Private Century». A film by Jan Sikl. 2004–2008. Facets Video. («Частный век». Режиссер Ян Сикл.) На чешском языке с английскими субтитрами. Два диска.
Чешский документалист Ян Сикл смонтировал восемь часовых фильмов из домашних любительских пленок, снятых реальными людьми в 20–60-х годах прошлого века. Это истории частных граждан: чехов, словаков, судетских немцев, русских эмигрантов. Истории семейных взаимоотношений — любви и измен; истории художников — музыканта, который продался коммунистам, и скульптора, который остался верен своему дару; истории врачей, летчиков, фотографов, спортсменов и бизнесменов. Некоторые сюжеты разработаны Сиклом острее и динамичнее, некоторые выглядят искусственно дотянутыми до часового размера, но все они познавательны и достаточно любопытны. Сикл увлекся монтажом любительских кинопленок, увидев фильмы венгра Питера Форгаша. Он перенял у Форгаша идею, но ни в одном из восьми сюжетов Сиклу не удалось перешагнуть границу информативности, не удалось показать, как это делает Форгош, драматизм человеческих судеб на фоне и при участии истории. Впрочем, повторяю, работа Яна Сикла познавательна и может дать вам массу интересной визуальной информации.

«Made In USA». A film by Jean-Luc Godard. 1966. The Criterion Collection. («Сделано в США». Режиссер Жан-Люк Годар.) На французском языке с английскими субтитрами.
«2 or 3 Things I Know About Her». A film by Jean-Luc Godard. 1967. The Criterion Collection. («Две или три вещи, которые я знаю о ней». Режиссер Жан-Люк Годар.) На французском языке с английскими субтитрами.

Года два назад я писал в этих обзорах о картине Годара «Салют, Мария». Сегодня, заглянув в ту старую статью, я решил, что не так уж много могу прибавить к сказанному раньше.
«Фильм, — написал я тогда, — поразительно красив, умен и, в смысле киноязыка, весьма изобретателен. Другой вопрос, что «Мария», как и прочие фильмы Годара, держит вас на расстоянии, оставаясь интеллектуальной игрой. Когда я смотрю картины Годара, я всегда вспоминаю статью Александра Блока об акмеистах (главным образом о Гумилеве), которую Блок назвал пушкинскими словами «Без божества, без вдохновенья»: «…Это, может быть, иногда любопытно, но уже не питательно и не жизненно. Мы привыкли к окрошке, ботвинье и блинам, и французская травка с уксусом в виде отдельного блюда может понравиться лишь гурманам. Так и «чистая поэзия» лишь на минуту возбуждает интерес и споры среди «специалистов»; споры эти потухают так же быстро, как вспыхнули, и после них остается одна оскомина».

Не то, что я все французское кино считаю «травкой с уксусом». Наоборот. Но для меня французское кино — это не Годар, а Ренуар, Тати, Карне, Трюффо и великий Роберт Брессон».
Из двух фильмов, выпущенных недавно Criterion Collection, первый, «Две или три вещи…», тоже достаточно визуально любопытен, второй же, «Сделано в США», как раз наоборот, демонстративно примитивен. Как, впрочем, примитивен он и по всем прочим параметрам: квазисюжет, пародийно повторяющий старый фильм Годара «Алфавиль», квазидраматургия, сознательно рассчитанная на превращение драматургического нарратива в эссеистический. При этом полное отсутствие необходимой в эссеистике мысли или хотя бы логичности рассуждений подменено ходульностью расхожих клише так называемой антибуржуазной патетики. Все это — сорок лет назад — могло показаться откровением только задуренным наркотиками головам, которые кипели справедливым гневом, видя вокруг глупость, пошлость и несправедливость, и по наивности полагали, что, превратив Париж и Вашингтон в Гавану, Ханой, Москву или Пекин, человечество станет новым и чистым попадет в настоящий земной рай.
Обе картины, снятые буквально — с недельным перерывом — одна за другой, кипят пафосом «антипотребительства», опять же на уровне дежурных выкриков. Но если лента «Две или три вещи, которые я знаю о ней» в контексте времени могла восприниматься осмысленной репликой в разговоре с единомышленниками, — когда сознание ваших зрителей вписывает увиденное в готовую уже схему, — картина «Сделано в США» в тысячный раз повторяла говоренное-переговоренное, не обрастив это даже мясом эмоциональных деталей. Сегодня вся эта эстетика «кино поп-арта» (как, впрочем, и всякий поп-арт), все эти сентенции, произносимые с идиотским глубокомыслием, вроде «реклама — это фашизм», кажутся просто смешными.

Короче говоря, если вы хотите получить представление о работах Годара этого периода, вы можете посмотреть «Две или три вещи…» с определенным интересом: там есть техническая изобретательность, там есть прекрасно играющая Марина Влади (который, кстати, Годар за несколько недель до съемок сделал предложение, но получил отказ) и, наконец, какой-никакой сюжет. Смотреть же «Сделано в США» даже с целью самообразования сегодня просто немыслимо — зубодробительно скучно.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »