Невидимые люди

Share this post

Невидимые люди

ЗАПИСКИ ПСИХОТЕРАПЕВТА Среди моих клиентов встречаются ино­гда невидимые люди. На самом деле они, конечно, видимые. Но не совсем так, как другие. Если не предложить им пройти в кабинет, они останутся на пороге. Если не предложить попить, никогда не попросят. они сидят у меня на диване, и ноги у них обычно не до­стают до пола. поэтому […]

Share This Article

238120_800ЗАПИСКИ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Среди моих клиентов встречаются ино­гда невидимые люди. На самом деле они, конечно, видимые. Но не совсем так, как другие. Если не предложить им пройти в кабинет, они останутся на пороге. Если не предложить попить, никогда не попросят. они сидят у меня на диване, и ноги у них обычно не до­стают до пола. поэтому очень часто они сидят, поджав их под себя. садятся на диван с ногами, и ноги под ними ис­чезают. и если спросить:

“вам удобно?”, они отвечают: «о, да!». а если через полчаса спросить: «вы чувствуете свои ноги?», они скажут: «о, уже нет», а ноги на пол не опустят. ся­дут в позу лотоса. такие люди вообще хорошо складываются: вдвое, втрое, в позу эмбриона. при необходимости они, кажется, могли бы даже лечь в че­модан, как Ури из «Приключений Электроника». помните?

Если предлагать им разные вещи: чаю, плед, сесть поудобнее, под­ложить под себя подушки, чтобы не опираться спиной о яму, ока­жется, что им от всего этого стано­вится лучше. А если не упоминать ничего, что они могли бы хотеть, их желания не появятся, ни для меня, ни для них. как будто, им нужно время от времени напо­минать, что они есть и что они даже могут чего-то хотеть. сами они в этом не уверены и доволь­ствуются во всем самым миниму­мом. иногда я могу сказать: «У вас руки белые», и тогда они говорят «о, да!», размыкают сцепленные пальцы и добавляют: «Я даже не заметил» или «не заметила». или я могу спросить: «Что с вами, ког­да вы говорите обо всем этом?», и они говорят: «Ничего, все нор­мально», но дышать перестают че­рез секунду после того, как прозвучал мой вопрос.

Это очень понятный бессознательный механизм: чтобы отрезать верхушку любого чувства, помогает остановить дыхание. Потому что дыхание – одна из самых важных телесных функций. Если не дышать какое-то время, тело перестает быть чувствительным, оста­ется только легкий туман в голове. А когда тело слабо чувствует, что с ним происходит, эмоционально человек тоже становится ровный и гладкий. То есть если дышать с большими паузами и очень поверхностно, то можно таким образом регулировать свою эмоцио­нальную жизнь. Мы все научились это­му в тех ситуациях, когда иначе было невозможно.

Например, ты бежал изо всех сил и спрятался от кого-то большого и страшного. (Ты еще маленький, и, ког­да ты сидишь на диване, ноги у тебя не достают до пола). от страха твое ды­хание сбивается, но ты сидишь в углу этого большого дивана, в чулане, за деревом, в высокой траве или просто стоишь за углом и пытаешься спра­виться с дыханием. И если стараться не дышать, то, вроде бы, не так страш­но. И, возможно, тебя не найдут.

Или – ты провинился и знаешь, что сейчас будут наказывать. Беда близко. У мамы характерным образом искри­вился рот. Или отчим очень знакомым тоном как бы переспрашивает тебя «Что-что?», и ты знаешь, затрещина – в следующем кадре. «Что-что» ему нуж­но для разгона, вообще его совершен­но не интересует, «что» у тебя там. он уже занес руку. Сейчас она резким дви­жением прилетит тебе по щеке. Пред­ставляешь, что с твоим дыханием?

они никогда не говорят прямо, чего хотят от меня или от наших встреч. Сна­чала это кажется странным. Но потом я начинаю догадываться. они с детства хорошо знают, что они – проблема. Что сам факт того, что они есть – уже пло­хая новость. Поэтому возникновение у них желаний – это двойная пробле­ма, они знают это очень хорошо. Как же они могут сообщить мне, чего ждут или в чем нуждаются? Прийти, сесть, замереть и исчезнуть в диванном углу – это и есть подвиг.

011564Невидимый человек обычно владеет разными удивительными способами уменьшаться, становиться менее за­метным, более тихим, необязательным. Если он рассказывает вам жуткую исто­рию про то, как он еле выжил, то это будет история, рассказанная ровным голосом на грани слышимости. Вы со­гнетесь вперед, чтобы лучше понимать рассказ, а человек, поджав под себя ноги, ровным-ровным голосом будет тихо-тихо говорить о том, как он сидел в слезах на крыльце горящего дома и не мог уйти, потому что в доме оста­лась кошка. И войти внутрь за кошкой тоже боялся, и это его спасло, потому, что очень скоро дом рухнул.

Передать человеку знание, что он – проблема, можно по-разному. Можно всегда ругать его, когда он появляется в поле зрения. И тогда он научается не попадаться на глаза. Можно всегда добиваться от него согласия и хвалить только тогда, когда он полностью «со­впал» с родителями. Можно нападать на его идеалы и увлечения, критико­вать все, к чему он имеет привязан­ность и склонность. Можно не уважать его частное физическое пространство: входить к нему в туалет, рыться в его ящиках и портфеле, грубо будить его или не слушать, что он говорит. Можно не выполнять своих обещаний, обма­нывать и не просить за это прощения. Не обязательно бить ребенка, чтобы он вырос сомневающимся в необхо­димости своего существования. До­статочно своим поведением сообщать ему переживание необязательности его присутствия.

одно из главных открытий с такими людьми состоит в том, что исчезать они научаются примерно похожими способами, а когда появляются, об­наруживаются совершенно разные люди. Это нормально, люди и должны быть разными, быстрыми и медленны­ми, вдумчивыми и темпераментными, веселыми и не очень. С разными вку­сами, привычками, пристрастиями. Но для того, чтобы индивидуальность мог­ла обнаруживаться, необходимо по­зволение быть, а его у таких людей нет. Поэтому, на первый взгляд, такие люди удручающе похожи между собой.

В этом эссе я не буду расска­зывать, как работать с таки­ми людьми: мы учимся этому годы. Но общий смысл работы с остановленными пережи­ваниями и следствиями этих остановок всегда состоит в том, чтобы запустить процесс собственного отступления в обратном направлении. Кра­сота такой работы обычно состоит в том, что, повора­чиваясь в обратную сторону, переживание отступления показывает нам весь истори­ческий ход событий, только наоборот.

Так, сначала мы видим в те­рапии совершенно ровную поверхность (не)жизни чело­века, который сомневается в самой необходимости своего существования. Единствен­ное, с чем мы вначале имеем дело – это с самой этой «ров­ной поверхностью». Я совершенно уве­рена, что терапевт, понимающий суть дела, может работать в любых парадиг­мах, и каждый сделает немного разные вещи по форме, а по сути – одно и то же. Телесный терапевт, наверное, по­просит рассказать подробнее, как чув­ствует себя тело, когда человек сидит и не чувствует ног. Психодраматист поставит сценку, где главного героя сыграет другой, такой же замерший, потерянный, нелегальный, и протаго­нист (так зовется главный герой в пси­ходраме) сможет спросить его, как он себя чувствует. Гештальт-терапевт (как я) скажет: «Всякий раз, предлагая вам что-то, я замечаю, что вы перестаете дышать. И всякий раз, замечая это, я гадаю, стало вам хуже или лучше от моего предложения». Как можно дога­даться, во всех трех случаях ответ бу­дет еле слышен, и он будет таким: «Я и сам не знаю, что для меня лучше».

Механизм, при помощи которого такие люди научились «не быть», (не хотеть, не злиться, не защищаться, не чувство­вать радости, не сообщать важного, не предъявлять своих прав) распаковы­вается, как кочан капусты. Так, в ответ на мои вопросы о том, есть ли что-то, что они чувствуют (или что они дума­ют о том, что ничего не чувствуют) они начинают чувствовать хотя бы удивле­ние. Замечая, что не дышат, начинают дышать. Замечая, что дышат поверх­ностно, делают пару глубоких вдохов и вдруг чувствуют, как в кадр этого мгно­вения просачиваются краски.

Мир входит в сознание, как волна но­вого воздуха входит в комнату. Хочет­ся пошевелиться: вдруг понимаешь, что сидишь, втянув голову в плечи, как в ожидании подзатыльника. Пошеве­лившись раз-другой, садишься иначе. Спускаешь ноги вниз, находишь носка­ми пол: пальцы приятно щекочет высо­кий ворс ковра.

Вдруг выясняется, что за радостью оживания маячит страх. Чем глубже по­зволяешь себе дышать, тем становится страшнее. Но если не переставать ды­шать, то можно набраться достаточно смелости, чтобы начать этот страх по­немногу рассматривать. В это время внутренний план сознания обычно начинают атаковать картины из про­шлого. Все детские потери и горести, все юношеские метания, все обиды, все слезы и вся боль – теперь здесь. Знакомые лица заговаривают с нами: иногда это вспоминается именно как звуки знакомых голосов («Моя дочь не может учиться на четверки»; «Желаю, чтобы тебе было так же тяжело, как мне»; «Иди сюда, я поговорю с тобой»; «Иди отсюда, я не желаю тебя видеть»; «Верни свое имя назад, ты мне больше не сын», «Лучше бы тебя вообще не было, жертва аборта»…).

Иногда мы видим картины без слов: мерцающий свет и тени, хлопки вход­ных дверей, чьи-то уходы и приходы, синяя зимняя мгла с одним фонарем в левом нижнем углу окна, кто-то сдав­ленно плачет, и ты знаешь, кто и поче­му, но понимаешь, что нем и мал, и не можешь пошевелиться, как в дурном сне. И страх сковывает, мешая понять, что же тут можно сделать. Если не от­ступать и всматриваться в этот страх все более пристально, выяснится глав­ное: все самое ужасное уже произо­шло. Тебя не всегда любили, тебе не разрешали высказываться. Возможно, тебя унижали, пугали или даже били, но ты выжил. И если ты дышишь и, удивляясь этому, дышишь все глубже, тут ты начинаешь чувствовать, что твои руки сжимаются в кулаки: злость. ***

Злость – это благая весть, первое, что делает невидимых людей видимыми. Самое время приостановить эту длин­ную историю. Вы и так, наверное, по­нимаете, что в эти восемь тысяч знаков упаковано около двух лет еженедель­ных встреч. Когда-нибудь я напишу продолжение этого текста, хотя прямо сейчас я совсем не знаю, о чем он мог бы быть.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »