Немного о Ван Гоге..

Share this post

Немного о Ван Гоге..

Два года назад в Лондоне, у входа в Национальную картинную галерею я увидел плакат с оттиском картины Ван Гога «Башмаки» и надписью: «Поздравляем, леди и джентльмены, мы приобрели это произведение Ван Гога всего за три миллиона долларов!». Это было искренней радостью коллекционеров музея живописи, потому что картины великого голландского постимпрессиониста, наряду с картинами эпохальных классиков, […]

Share This Article

Два года назад в Лондоне, у входа в Национальную картинную галерею я увидел плакат с оттиском картины Ван Гога «Башмаки» и надписью: «Поздравляем, леди и джентльмены, мы приобрели это произведение Ван Гога всего за три миллиона долларов!». Это было искренней радостью коллекционеров музея живописи, потому что картины великого голландского постимпрессиониста, наряду с картинами эпохальных классиков, стоят теперь огромных денег. Между тем, равнодушная судьба, и нам это хорошо известно, распоряжается человеком порою трагически парадоксально: нищим, полуголодным, душевнобольным и абсолютно подавленным человеком,  тридцатисемилетний Винсент Ван Гог оборвал свою несчастную жизнь выстрелом в сердце. В упор.

Этот роковой выстрел, прозвучавший в поле (которое так любил художник!) под небольшим французским городком Овер-сюр-Уаз 29 июля 1890 года, вот уже сто восемнадцать лет звучит в ушах просвещенного человечества как акт нелепой смерти великого художника. Но это – сегодня, а тогда, в конце девятнадцатого века, Ван Гог был непризнанным гением, дерзким выскочкой, ниспровергателем канонов живописи, и общество относилось к нему с опаской или полным безразличием. Впрочем, творчество этого художника действительно стоит особняком от работ современных ему «спокойных» мастеров кисти, в том числе импрессионистов, получавших и широкое признание, и большие деньги еще при своей жизни.

 Винсент Ван Гог. Автопортрет. 1887
Винсент Ван Гог. Автопортрет. 1887

Винсент Ван Гог так и не был понят большинством теоретиков и мастеров живописи различных школ и течений, считавших его «неудачливым маляром» или того хуже – «душевнобольным марателем холстов». Но Ван Гог упорно, если не сказать – фанатично, искал свой путь, и нашел его, как мы знаем. Однако при жизни этот изможденный рыжий молодой человек с горящими какой-то суровой одержимостью глазами так и не узнал ни славы, ни успеха на многочисленных выставках, ни восторгов публики и газетных рецензий, ни вполне заслуженного богатства. У него не было даже своей семьи и друзей, хотя друзьями он считал всех, кто его окружал. Была только «жизнь в красках», только живопись, только труд – огромный, фанатичный, наполненный любовью к необыкновенной красоте природы и столь же необыкновенной красоте человеческих лиц.

Помните, мы говорили о причудливых зигзагах человеческой судьбы? Так вот, у Ван Гога поначалу она складывалась легко и удачно, так, как если бы он был обыкновенным человеком. Он родился и вырос в семье пастора, закончил семинарию и отправился в Лондон к дяде, продавцу картин, у которого стал служить приказчиком. Все шло хорошо, и Винсент даже купил себе цилиндр. Но видя, как лихо продаются картины бездарей, он сам захотел рисовать, причем это желание быстро превратилось в неудержимую страсть. С «обыкновенной, легкой жизнью» все было кончено.

В 27 лет Ван Гог решает стать профессиональным художником. Но прежде чем взяться за кисть, он перепробовал много других занятий, пытаясь найти себя на духовном поприще и быть полезным простым людям.

«Едоки картофеля». 1885
«Едоки картофеля». 1885

Отец, многодетный голландский пастор, хотел, конечно, видеть сына священником, но свободной натуре Винсента претила «словесная служба». Он работал учителем в детском пансионе, затем миссионером в самых нищих кварталах Лондона, затем, переехав в шахтерский городок Боринаж на севере Франции,  надел тяжелые башмаки углекопа и стал топтать ими землю вместе со своими новыми друзьями, героями его будущих картин. Эти самые «Башмаки» и приобрела недавно Лондонская национальная галерея.

Вскоре Винсент посылает брату Тео в Париж свою первую большую работу «Едоки картофеля» с изображением шахтеров, поедающих картофель при тусклом свете закопченной лампы. Изысканная парижская публика осталась к картине равнодушна. Ван Гог пережил этот удар, как и последующие, и продолжал создавать портреты своих друзей – ткачей, шахтеров, крестьян, и сделал первые шаги в изображении природы и натюрмортов в своем неповторимом стиле («Закат солнца», множество рисунков). Остро чувствуя нехватку академических знаний, в 1885 году Винсент едет в Антверпен, где посещает Академию художеств, музеи и сеансы рисования модели. Он изучает творчество Рубенса, который во многом стал одним из учителей молодого художника. Через год он переезжает в Париж и живет у Тео, который нежно любит брата и всячески помогает ему. В одном из парижских салонов Тео устраивает выставку картин Винсента и двух его друзей – художников Жюля Бернара и мало тогда еще известного Анри Тулуз-Лотрека. Почти ничего не продалось, но к этому времени у Ван Гога появляются великолепные импрессионистские полотна «Бульвар Клиши», «Цветы в голубой вазе», а за ними – в парижской «светлой манере» – два натюрморта и «Автопортрет».

Винсент начинает интенсивные эксперименты в поиске цвета.

В его картинах появляются невиданные сочетания цветовых контрастов и линий, как будто художник извлекает из неба, земли и солнца скрытые от других созвучия красок и их оттенков.

Ван Гог объяснял своему другу Полю Гогену «Красные виноградники в Арле»: «Красный, как красное вино, виноградник. Серое небо. Потому фиолетовая земля. А издали красный виноградник видится желтым…». Под влиянием творчества великого Ренуара Ван Гог создает свои потрясающие, насыщенные цветом картины «Букет роз» и «Деревья в цвету». Черно-белые и серо-черные тона прежних картин постепенно уходят. Казалось, уходят и неудачи, и щемящее чувство одиночества. Но нет – тоска по Голландии, точнее, по голландскому искусству, неясные декларации в попытках создать группу единомышленников, яростная одержимость и взрывчатость в общении, скорее отталкивали, чем притягивали к нему людей – немногочисленные друзья отходили от этого «фанатика с возбужденной кистью». Но Винсент еще верит в успех. Он рисует знаменитую серию натюрмортов с подсолнухами, пишет портреты близких ему людей, с надеждой смотрит на одну из лучших своих работ «Женщины, стирающие белье», висящую на стене комнаты его домика в Арле. Редкие гости, приезжавшие к Ван Гогу, были очарованы его светлыми, жизнеутверждающими пейзажами.

Очарованы – и не более того. За все годы работы в живописи, у Ван Гога купили только одну (!) картину за смешную сумму в 400 франков. У него не было друзей – короткая и пылкая дружба с Полем Гогеном закончилась трагически: в один из приездов Гогена в Арль, поссорившись, Винсент погнался за Полем с бритвой, но не догнал, и в припадке ярости отрезал себе мочку уха, подарив ее случайной подружке, –  у него не было любимой женщины, не было единомышленников. Безысходность, сознание собственной ненужности довели его в конце концов до тяжелейшей депрессии. Ван Гог заболел. Истоки этой болезни, впрочем, до сих пор не ясны. Фрейд лишь приводил Ван Гога как «ярчайший пример сублимирования нереализованного человеческого инстинкта в творчество», но мне кажется, что глубокое противоречие в самом мастере, когда Ван Гог-человек нуждался в нормальной жизни, а Ван Гог-художник отчаянно сопротивлялся этому, и было причиной его болезни. Однако факт есть факт. Винсент  периодически попадал в психиатрическую лечебницу, а когда выходил из нее, вновь брался за мольберт и кисти и продолжал писать. Он создал в последние полтора года жизни несколько автопортретов, несколько пейзажей и бытовых сюжетов в болезненно напряженных цветовых тонах, а также своих знаменитых «Жнецов» – желто-фиолетовый пейзаж, залитый лучами кроваво-красного солнца…

Последнюю картину он писал уже в палате психиатрической клиники. Это был его потрясающий, почти магический постимпрессионистский шедевр «Мужчина с трубкой».

Ван Гог перестал работать только за два часа до того трагического выстрела в себя, в поле, в Овере. Спустя несколько дней он тихо скончался на руках у брата Тео. Через шесть месяцев умер Тео. Братьев похоронили рядом на кладбище городка Овер-сюр-Уаз.

 

«Красные виноградники в Арле». 1888
«Красные виноградники в Арле». 1888

За свою короткую творческую жизнь Ван Гог написал более 800 картин и около тысячи рисунков, чего ни до него, ни после история живописи не знала. Все это огромное наследие оставлено им Франции и Голландии, но сейчас многие его работы разбросаны в частных коллекциях по всему миру.

В Амстердаме, в музее Ван Гога – самое большое, естественно, собрание картин художника. В полном потрясении рассматривая эти картины, я понял, что знаком с творчеством Ван Гога отрывочно и односторонне. На самом деле это грандиозное искусство гениального мастера, которое не может вызвать никаких других чувств, кроме восхищения. Его полотна принадлежат вечности.

Анатолий СИГАЛОВ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »