Merola Opera Program открывает свои сокровища

Merola Opera Program открывает свои сокровища

Issue #752 Престижная стажёрская программа Сан-Францисской Оперы дала старт многим замечательным вокалистам, режиссёрам и дирижёрам, среди которых Сильвия Макнейр, Анна Нетребко, Патрисия Рассет, Рут Энн Свенсон, Карол Ванес, Дебора Войт, Сьюзен Грэм, Роландо Вильясон, Томас Хэмпсон, Джон Рильеа и многие другие. В августовские дни свыше двадцати стажёров отчитывались о своих достижениях. Помимо летних концертов под […]

Share This Article

Issue #752

Престижная стажёрская программа Сан-Францисской Оперы дала старт многим замечательным вокалистам, режиссёрам и дирижёрам, среди которых Сильвия Макнейр, Анна Нетребко, Патрисия Рассет, Рут Энн Свенсон, Карол Ванес, Дебора Войт, Сьюзен Грэм, Роландо Вильясон, Томас Хэмпсон, Джон Рильеа и многие другие.

В августовские дни свыше двадцати стажёров отчитывались о своих достижениях. Помимо летних концертов под названием «Швабахер» ( в память о недавно ушедшем замечательном филантропе и музыкальном деятеле), Мерола программа дала два представления оперы Масканьи «Друг Фриц» и два представления оперы Моцарта «Так поступают все» в Кауэл Театре (форт Мэйсон) и выступила в заключительном концерте программы в здании оперного театра. Эти финальные концерты пользуются огромной популярностью.

Пьетро Масканьи прожил долгую жизнь (он умер в 1945 году в восьмидесятидвухлетнем возрасте) и написал примерно 15 опер, став одним из основателей «веризма» в оперном искусстве, хотя его творчество не замыкается только на этом стиле. Самая известная и удачная из его опер – «Сельская честь». Опера «Друг Фриц» значительно менее удачна и практически не исполняется. Я знаю лишь две её записи. Выбор этой оперы Мерола программой является своеобразным вызовом и, по-видимому, обусловлен участием в постановке известного дирижёра и аккомпаниатора Уоррена Джонса, успешно справившегося с партитурой, хотя, похоже, оркестру не хватило двух-трёх репетиций. Режиссёр спектакля – Ник Муни.
Богатый землевладелец Фриц Кобас былубеждённым и закоренелым холостяком. Но стоило появиться неподалёку кроткой и очаровательной девушке Сюзель… Ну, в общем, читатели уже догадались: все убеждения Фрица рухнули, и он по уши влюбился в девушку. Почти тотчас сыграли и свадьбу. Подыграли тут и друзья Фрица, среди которых раввин Дэйвид. Сюжет явно для водевиля или оперетты. В Википедии «Друг Фриц» именуется комической оперой. С этим трудно согласиться. Масканьи и либретист (либретто создано по одноименному роману Эркмана и Чатриана) очень серьёзно относятся к коллизиям сюжета, композитор написал красивую музыку, исполненную подлинного драматизма, а порой даже почти трагедийную, не имея для этого нкаких оснований.

Получилось странное непопадание в жанр, и режиссёру пришлось нелегко. Чтобы как-то сбалансировать спектакль, он вынужден был прибегнуть к помощи бессловесных персонажей, но и они не спасли положения. Их поведение, как и поведение других лиц, часто казалось случайным. И всё же музыка и пение спасли представление! В отличие от прошлогоднего состава Мерола программы, все испонители были достаточно изящного сложения, и все обладают свежими красивыми голосами.

Тенор Натаниэл Пик, исполнявший заглавную партию Фрица, и сценически, и вокально был достаточно выразителен. Одессит Алексей Богданов (баритон), крупный мужчина, обладающий достаточно большим голосом, пытался совмещать обязанности раввина и друга Фрица. Начал он не очень уверенно, но затем распелся и произвёл неплохое впечатление. Партию Сюзель исполняла сопрано Сэра Гартленд. Но больше всего понравились мальчик-цыган Беппе ( в связи с разыгравшейся в то время Первой мировой войной, режиссёр решил лишить Беппе одной руки), которого исполняла израильская меццо-сопрано Майя Лахъяни, и певец почти без музыкального материала, бас-баритон Йохан Йи (Корея): ему досталась роль Хейнезо, друга Фрица. Майя Лахъяни обладает большим красивым голосом, с которым она хорошо управляется, красивой внешностью и хорошими артистическими данными.. У корейского певца очень красивый и правильно поставленный голос.

В отличие от «Друга Фрица», сюжет оперы «Так поступают все» хорошо известен. Старший друг молодых людей, Гульельмо и Феррандо, циничный Дон Альфонсо утверждает, что верных женщин не бывает, и заключает пари с друзьями, что их возлюбленные, сёстры Дорабелла (меццо-сопрано) и Фьордилиджи (сопрано) изменят им чуть ли не в течение ближайших 24 часов.. Молодые люди, уверенные в благородстве и любви своих невест, охотно заключают пари. А далее молодые люди «вынуждены» отправиться в военый поход, а вскоре появляются два «албанца» – переодетые возлюбленные, которых сёстры, как ни странно, не узнают, и меньше чем через сутки каждый юноша добивается любви и согласия на свадьбу у невесты своего друга.

Всеми событиями руководит исподтишка Альфонсо, вовллекший в свой заговор пройдоху Деспину (сопрано), гувернантку сестёр, которая непрочь разыграть их. Читатель не должен слишком волноваться, так как всё заканчивается благополучно: молодые люди, уверившись, что все женщины таковы, прощают своих возлюбленных и заключают с ними брачные узы. «Так поступают все» – действительно комическая опера, весёлая и заслуженно популярная.

Дирижёр Ари Пелто, постановщик – Робин Гуарино. Оркестр, в основном, звучал слаженно и чисто, но были и расхождения. Режиссёр прибегла к ныне модному приёму разыгрывать спектакль в спектакле. Вспомним недавнюю постановку оперы Беллини «Сомнамбула» в Метрополитен Опера. Там во время увертюры и на протяжении первого акта артисты занимались своими делами и знакомились с вокальными партиями.
То же происходило и в «Так поступают все», вызывая такое же недоумение зрителей. Каждый персонаж был наделён своим собственным характером, отличным от характера в исполняемой опере, каждый занимался своими делами, а Дон Альфонсо был, оказывается, режиссёром. Артисты даже пытались играть в бадминтон. Прибавило ли это «новшество» что-либо к спектаклю? Нет, нисколько. Зато отвлекло внимание зрителей от основной интриги. Тем не менее, и здесь мы услышали хороший вокал и увидели интересные сценические находки.

В обеих постаовках режиссёрам приходилось быть сверхизобретательными, чтобы разместить на крошечной сцене исполнителей. Это им удавалось. Хор там явно не помещался и находился за задними рядами зала, перемещаясь, по мере необходимости, с одной стороны зала на другую. Получился интересный стереоэффект, который пошёл на пользу звучанию хора.
Бенджамен Леклэир, высокий и представительный Альфонсо, является уже вполне сложившимся и органичным комическим басом (basso buffo). Обычно буффонные партии исполняют пожилые певцы. Молодой исполнитель может оказаться находкой для многих трупп. Наибольшим успехом пользовалась исполнительница партии Фьордилиджи сопрано Лара Чикевич (Ciekiewicz). Изящная обаятельная молодая женщина обладает звонким и красивым голосом и уверенными верхами. Однако у неё имеются серьёзные проблемы с певческим дыханием и манерой звукоизвлечения, что приводит к излишней вибрации голоса. Если она не сумеет перестроиться (что достаточно непросто), то вряд ли может рассчитывать на успешную певчеческую карьеру.

Деспина (Кейтлин Метес), обаятельная, красивая и в меру игривая певица, хорошо справилась со своей партией субретки. У неё яркий, но небольшой голос. Вполне справился со своей ролью тенор Алекс Мансури (Феррандо). Он спел всё чисто и грамотно, но голос его достаточно бесцветен, так же, как и созданный им сценический образ. Неплохо выглядела вокально и сценически исполнительница роли Дорабеллы Элли Джеррет.

Произвёл хорошее впечатление баритон Джон Чест, исполнитель партии Гульельмо. Давно не приходилось слышать такой красивый голос со столь богатыми обертонами. Конечно, надо послушать его в большом зале на заключительном концерте, тем более, что в дуэтах с Мансури он придерживал звучание своего голоса, дабы не нарушить ансамбль. Тонкий и обаятельный молодой человек обладает атлетическим сложением, что позволило режиссёру обнажить его торс. Разыгрывая влюблённость в Дорабеллу, он уморительно рисует мелком сердце на всей своей груди. Его парик был совершенно безобразен.
И, наконец, финальный концерт Мерола Опера Програм. В первом отделении следить за выступлениями молодых артистов было трудновато, поскольку программки в суете затерялись, а объявления и титры появлялись на огромных скоростях. К началу антракта найденные программки достигли слушателей, и жизнь вошла в привычное русло. Были и отдельные неудачи, но общее впечатление от концерта весьма положительное. В отличие от предыдущих лет, исполнялось много арий и существенно меньше ансамблей, что позволяло «рассмотреть» исполнителей более внимательно.

Концерт начался с Пролога из оперы «Паяцы», исполненного перед закрытым занавесом Алексеем Богдановым. Пожалуй, его пению недоставало значительности и страсти, но вокально всё прозвучало вполне хорошо. А закончилась программа исполнением заключительной сцены из вердиевского «Фальстафа», в которой участвовало 10 вокалистов, т.е это был вокальный десятиголосный ансамбль, – труднейший вокальный шедевр, подставляющий ножку каждому отдельному исполнителю. Нужно отметить, что «Меролини» с честью выдержали этот трудный экзамен.

Как же выглядели исполнители, с которыми мы успели познакомиться в оперных спектаклях? Бенджамен Леклэир очень хорошо спел с Алексом Мансури дуэт из «Похищения из сераля» Моцарта. А вот Майя Лахъяни, продемонстрировав опять красоту своего меццо-сопрано в «Кармен», была очень статична и холодна. Кстати, с ней пел отличный Хосе – тенор Брайен Джегд, который не участвовал в оперных постановках. Блестяще он исполнил также арию Макдуфа из оперы Верди «Макбет».

Как и следовало ожидать, замечательно спел каватину Алеко из рахманиновского «Алеко» молодой корейский бас-баритон Йохан Йи. Очень красивого тембра голос, превосходное дыхание и глубокое понимание образа. Его русский был весьма далёк от совершенства, и всё же каждое слово было понятно, – вот где проявляется правильная постановка голоса! Заканчивая каватину, он почему-то стал на колени, что в данном случае трудно объяснимо. Зал прореагировал на выступление певца бурной овацией.
В сцене из «Севильского цирюльника» пела Кейтлин Метес. Её Розина была очаровательна, небольшой голос легко порхал, исполняя все фиоритуры. Фигаро – баритон Пол Шолтен, обладая хорошей внешностью и крепким голосом, фактически не справился с партией: его голос был слишком тяжёл и лишён требуемой подвижности, что не позволило ему выпевать все ноты. Сэра Гартленд и Натаниел Пик участвовали в сцене из «Риголетто» и очень понравились публике. Третья участница, меццо-сопрано Маргарет Горисяк, не принимавшая участия в оперных постановках, обладая рыхлым и неинтересным голосом, не произвела впечатления ни в этой сцене, ни, увы, в арии Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского.
Сцену из «Летучей мыши» Иоганна Штрауса прекрасно сыграли и хорошо спели Лара Чикевич и Джон Чест. Но, как я и опасался, в большом зале голос Честа не произвёл такого же впечатления, как в Кауэл Театре.
Очень интересными оказались многие исполнители, не прнимавшие участия в оперных постановках. Прекрасно прозвучала сцена из «Арабеллы» Рихарда Штрауса в исполнении сопрано Сьюзен Биллер и Лори Гилби и дуэт из оперы «Миньон» Тома в исполнении Элли Джерет (певшей в «Так поступают все») и баса Ивена Бойера, обладающего красивым голосом и хорошим дыханием. Однако позже, в арии из оперы «Миньон», его нельзя было узнать: голос, видимо, сел и стал ватным и беспомощным.

Сопрано Кейт Крист показала себя очень хорошей вагнеровской певицей в отрывках из опер «Нюрнбергские мейстерзингеры»» и «Летучий голландец» Вагнера. Появился новый отличный контратенор (сопрано), Райен Белонги, обладающий очень чистым, прозрачным голосом и хорошей вокальной техникой., что он и продемонстрировал в арии из оперы Генделя «Ксеркс».
Однако подлинным открытием программы Мерола Опера стали чернокожий баритон Майкл Самюэль и контральто Сьюзен Хендрикс. Самюэль вместе с Элли Джерет исполнил дуэт из оперы Россини «Золушка». Джерет звучала неплохо, а большой и свободно истекающий голос Самюэля заполнил без всяких усилий весь зал оперного театра. Таких размеров голоса и такая выразительность исполнения встречаются чрезвычайно редко.

Хендрикс исполнила арию Корнелии из оперы Генделя «Юлий Цезарь» и участвовала в нескольких ансамблях, в том числе из оперы Берлиоза «Беатриче и Бенедикт», где вместе с ней пели Биллер и Лахъяни. Очень большой и дивной красоты голос, совершенное пение, эмоциональная вовлечённость, – всё говорит о появлении новой вокальной звезды отнюдь не местного значения. Слушать её было большое наслаждение.

Следует отметить хорошую игру оркестра (дирижёр Энтони Уокер). Более удачной, чем обычно, была и режиссура концерта (постановщик – участник Мерола Опера Програм Фернандо Парра Борти).
Конечно, трудно сказать, как сложится исполнительская судьба нынешних стажёров, она зависит от большого числа разнообразных факторов, не исключая и просто удачи. Но значительная часть нынешних участников Мерола Опера Програм продемонстрировала способность конкурировать и добиваться успеха на огромном рынке оперных певцов и певиц.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »