Маша «наша» и не «наша»
Документальная лента датчанки Лиз Педерсен называется «Поцелуй Путина», и такое название может показаться странным. Путин здесь никого не целует. Робко обняв, его целует героиня фильма Маша Дрокова, к поцелую которой Путин вовсе не проявляет особого интереса. Может быть, Лиз Педерсен полагала такое название некоей метафорой в том смысле, что всё, происходящее с героями, всё, о […]
Документальная лента датчанки Лиз Педерсен называется «Поцелуй Путина», и такое название может показаться странным. Путин здесь никого не целует. Робко обняв, его целует героиня фильма Маша Дрокова, к поцелую которой Путин вовсе не проявляет особого интереса. Может быть, Лиз Педерсен полагала такое название некоей метафорой в том смысле, что всё, происходящее с героями, всё, о чём идёт речь в картине, и есть поцелуй Путина?
Что же в этой картине происходит? «Я хочу рассказать вам историю, – говорит один из трёх основных персонажей фильма, – историю о современной России, которая изменила мою жизнь».
Человека, произносящего эти слова, зовут Олег Кашин. Он журналист и блогер. Родился в 1980 году в Калининграде. «Я не принадлежу к числу прокремлёвских журналистов», – говорит о себе Кашин. И, надо полагать, такая позиция журналиста кому-то показалась не очень симпатичной. 6 ноября 2010 года Олег Кашин у ворот своего дома на Пятницкой улице в Москве был избит поджидавшими его молодчиками. Ему в двух местах проломили череп, сломали обе ноги, верхнюю и нижнюю челюсть, переломали на руках пальцы.
Никто, разумеется, не сомневался в том, что бандиты работали по заказу. Президент Медведев перед телекамерами пообещал разобраться, остроумно пошутив: «Кошельки так не воруют». Однако сегодня, полтора года спустя, похвастаться следователям нечем, хотя с самого начала ни у кого не было сомнений, что имеется по меньшей мере один человек, который избиению журналиста рад и даже не видит необходимости этого скрывать.
Вот что этот человек написал в своём блоге (нынче у всех есть блог): «Кашин – вроде живой, но товарищи точно знают, что умер. На митингах оппозиции в его поддержку о нем говорят в прошедшем времени – «был». Итого: Кашин – зомби. Вроде он где-то есть, но никто его не видит. Хотя видео из палаты любого другого больного уже 100 раз было бы в Интернете. Итого: Кашин – человек-невидимка. Вроде ему пальцы ампутировали, но они выросли. Итого: Кашин – ящерица. Кашин то дышит, то не дышит. Итого: Кашин – йог (человек-амфибия)».
Многие, в том числе главный редактор «Коммерсанта», в котором работал Кашин, расценили эти слова как глумление. Над блогером даже стали сгущаться, нет, не тучи, конечно, однако всё же какие-то неприятные облачка. Но тут из своего легендарного жилища, почти что седьмидомного грота, дунул лично Борей: телевидение показало, как этот блогер, его, кстати, зовут Василий Якеменко, одетый в хороший и ладно сидящий костюм, встречается один на один с премьер-министром Путиным, о чём-то с ним беседует, выкладывает на стол казённые бумаги, короче говоря, нормально работает.
И все, кому надо, поняли. Чего тут не понять? Ясно же, что этот блогер, может быть, и грубовато шутит, но он никак не преступник. Тем более, что он ведь не какой-то там журналюга, а председатель Росмолодёжи, то есть министерства по работе с молодёжью. Вы поняли? Вот и отскочите.
Василий Якеменко родился в 1971 году в подмосковных Люберцах. В юности активно занимался тяжелой атлетикой. Во второй половине 80-х, по словам бывшего руководителя российского Интерпола генерал-майора милиции Владимира Овчинского, был «активным участником люберецкой группировки» (кстати, Овчинский рассказывает, что когда в 1987 году он попытался с люберецкими бандитами разобраться, в дело вмешался КГБ и чуть не разобрался с ним самим). Отслужив в армии, Василий Якеменко занялся бизнесом: строительство, издательства, торговля всякой всячиной – от вертолётов до вентиляторов.
Пока всё понятно, не правда ли? Странности начинаются в 2000-м году – люберецкий браток каким-то образом оказывается работником администрации президента России, причём в роли главы отдела по связям с общественными организациями.
Работа в администрации президента продолжалась недолго, и в том же 2000 году Якеменко сколачивает общероссийскую молодёжную организацию «Идущие вместе», прославившуюся своими пропутинскими демонстрациями и травлей по каким-то причинам выбранных в объекты ненависти писателей Пелевина, Сорокина и Ширянова. А в 2005 году на основе «Идущих вместе» Якеменко создаёт новое объединение, получившее название «Наши».
Первое собрание «Наших» прошло 17 января 2005 года в Петербурге – перед небольшой группой активистов будущей организации выступили Василий Якеменко и главный путинский идеолог (серый кардинал, как его называют) Владислав Сурков. 26–27 февраля в подмосковном доме отдыха «Сенеж», принадлежащем Управлению делами президента России, состоялся первый съезд «Наших». И уже 1 марта 2005 года Василий Якеменко заявил о том, что «в канун победы России в Великой Отечественной войне ряд молодёжных региональных организаций выступили с инициативой по созданию антифашистского политического движения». Движение «Наши» полагает Россию «историческим и географическим центром мира» и назначение своё видит в том, чтобы бороться против тех, кто угрожает этой великой стране. Это, к примеру, Владимир Рыжков, Ирина Хакамада, Гарри Каспаров, которые, по словам Якеменко, «безусловно, сочувствуют фашистам». Главная же задача движения «Наши» – разоблачить и уничтожить «противоестественный союз фашистов, коммунистов и либералов, объединённых общей ненавистью к нашему президенту Владимиру Путину».
Василию Якеменко есть чем гордиться. «Наши» провели сотни акций, митингов, шествий, о них писали газеты всего мира, даже Андреас Брейвик (помните, норвежский патриот, перестрелявший почти восемь десятков малолетних врагов государства) в своём манифесте выразил восхищение этой образцовой, с его точки зрения, организацией.
Якеменко знает, для чего он работает. «Тот, кто научится готовить, профессионально планировать и осуществлять массовые акции, получит монополию на организацию политического процесса», – эти его слова звучат в фильме Лиз Педерсен. И ещё оттуда же: «Пять лет мы являемся практически единственной сдерживающей силой для тех, кто хочет уничтожить нашу страну».
И, даже став руководителем Федерального агентства по делам молодёжи Российской Федерации и формально оставив свой пост в «Наших», Якеменко остаётся неоспоримым хозяином этой организации.
Таким образом, мы подошли к третьему действующему лицу картины, Маше Дроковой. Вот её биография, скопированная с сайта Росмолодёжи:
«Родилась 26 октября 1989 г. в г. Тамбове. Окончила школу с золотой медалью. Победитель Всероссийской олимпиады по обществознанию в 2006 г.
Студентка факультета госуправления МГУ им. Ломоносова, кафедра политанализа. С сентября 2005 г. – в “Наших”. С июня 2006 по декабрь 2007 гг. – участник молодежной идеологической группы В. Суркова, идеолог движения “Наши”, а с марта 2007 г. – руководитель московского штаба движения. Федеральный спикер “Наших”. В мае 2007 г. награждена медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” I степени. С августа 2008 г. – федеральный комиссар “Наших”. Помощник депутата ГД РФ.
В сентябре 2008 г. начала продюсировать интернет-канал Russia.ru. Интересуется элитологией, финансовым менеджментом, испанским языком. Любит путешествия и театр».
Убеждённая «нашистка» (так либеральная публика именует членов этой организации) Маша Дрокова, перебравшись из Тамбова в Москву и став телеведущей, знакомится с разными людьми, в основном журналистами, многие из которых вовсе не разделяют её взглядов. И под влиянием Олега Кашина и его друзей не то чтобы прозревает, но перестаёт чувствовать себя уютно в старой своей компании. Правда, и новая компания тоже не становится для Маши родным домом. Там к ней относятся с подозрением – не разведчик ли она, не подсадная ли утка эта привлекательная девушка, Мата Хари с большим бюстом (каковой, по мнению Олега Кашина, чрезвычайно нравится мужчинам)?
В результате Маша оказывается в странном положении: она и с «Нашими», но каким-то образом и с теми, кто против.
А тут ещё у «Наших» происходят выборы, на которых Машу вдруг не переизбирают федеральным комиссаром. Видимо, её предвыборная программа не произвела впечатления на активистов общества (или на Василия Якеменко?) Зато выбирают в комиссары, например, Антона Смирнова, который рвётся «рассказать правду о предателях и изменниках, подлецах и проходимцах, выдающих себя за защитников прав и свобод граждан России».
(В скобках замечу: эпизод публичного шельмования «Нашими» «предателей и изменников, подлецов и проходимцев» – один из самых впечатляющих в фильме. Вслед за первой шеренгой многотысячной колонны «нашистов», вслед за гигантским транспарантом «Позор врагам России» шествуют молодые люди с огромными портретами этих самых врагов. Каждый портрет снабжен объясняющей подписью. «Юлия Латынина. Называет чеченских боевиков «борцами за свободу». Во время нападения Грузии на Южную Осетию поддерживала грузинских провокаторов»; «Борис Березовский. Беглый преступник, мошенник, вор, организатор антирусских акций»; «Людмила Алексеева. Профессиональный платный борец против российского государства». Борис Немцов, Виктор Суворов, Лев Пономарёв… Кого здесь только нет. И все эти портреты по команде мегафона сбрасываются на обочину, а потом энтузиасты бьют их палками и, позируя перед фото- и кинообъективами, топчут ногами.)
Произносить на этом шествии речь Маша, несмотря на личное приглашение Якеменко, отказывается. В общем, потихоньку-полегоньку Маша Дрокова находит себя всё ближе и ближе к журналистским товарищам (в первую очередь, к Олегу Кашину), чем к своим друзьям из «Наших». И, хотя Маша не верит в причастность Василия Якеменко к избиению Кашина, но после случившегося она выходит из общества.
Такова история, рассказанная в фильме «Поцелуй Путина». Формально перед нами счастливый конец. Под влиянием хороших людей и трагических событий девушка перевоспиталась. И Лиз Педерсен ставит точку. Что сказать – материал интересный, спасибо режиссёру за это.
Но всё же стоит задуматься и о том, что на самом деле произошло с Машей. За что семнадцатилетнюю девушку награждают орденом «За заслуги перед отечеством» 1-й степени? Откуда у этой девушки новенький автомобиль «мазда» и квартира в Москве? Кто платит за её образование? Работа на телевидении? Телевидение тоже не упало с неба, да и вряд ли оно способно всё это оплатить. Вы скажете: всё это – от «Наших», от Якеменко, Суркова и премьера-президента, целовать которого так понравилось Маше. Наверняка. Но тогда легко представить, что у означенных товарищей имеется возможность так или иначе всего этого Машу лишить. Тем более, что Маша сама объясняет в камеру: Якеменко не понимает, как можно днём кого-то числить своим врагом, а вечером сидеть в кафе и пить с ним пиво. А то, что все не согласные с Путиным для Якеменко – враги (не оппоненты, а именно враги), подчёркивается в фильме неоднократно. Но Машу Якеменко предательницей почему-то не считает и, как рассказывает она сама, даёт команду подручным Маше не мстить и её не обижать.
И Машу никто обижать не стал. Более того, уже за рамками фильма из пресс-секретаря «Наших» Маша превратилась в пресс-секретаря фирмы «Руна-капитал», созданной для финансирования самого показательного медведевско-путинского проекта – российской Кремниевой долины в подмосковной деревеньке Сколково.
Так что “наша” Маша или не наша, она по-прежнему своя.
Я не к тому говорю, что Маша – хитрый лазутчик. Я просто хочу отметить, что картина Лиз Педерсен лишь слегка царапнула верхний слой лака, что за верхним слоем есть ещё, и ещё, и ещё. Но это, наверное, тема для совсем другого фильма.
***
Права на прокат в Америке картины «Поцелуй Путина» (Putin’s Kiss) приобрела нью-йоркская компания Kino Lorber.