Лия Ахеджакова: неюбилейное интервью

Share this post

Лия Ахеджакова: неюбилейное интервью

Беседу ведет Зоя МАСТЕР  Лия Ахеджакова, народная артистка России, трижды лауреат премии «Ника», одна из любимейших актрис, чьи театральные и кинороли запоминаются с первого раза  и навсегда.   [question]- Лия Меджидовна, мне не хотелось бы начинать наш разговор с грустной ноты, но всё же первый вопрос – о недавно ушедшем Игоре Кваше. Кем он был […]

Share This Article

Беседу ведет Зоя МАСТЕР

 Лия Ахеджакова, народная артистка России, трижды лауреат премии «Ника», одна из любимейших актрис, чьи театральные и кинороли запоминаются с первого раза  и навсегда.

 

[question]- Лия Меджидовна, мне не хотелось бы начинать наш разговор с грустной ноты, но всё же первый вопрос – о недавно ушедшем Игоре Кваше. Кем он был для Вас?[/question]

[answer]- Кем был? Я ещё не привыкла говорить о нём в прошедшем времени. Игорь – мой друг, единомышленник и вечный партнёр на протяжении всей работы в «Современнике». Может, это покажется странным, но со многими актёрами нашей труппы я никогда или крайне редко встречалась на сцене. Да и вообще, в театре «Современник» у меня было не так много спектаклей, но так совпадало, что в них всегда играл Игорь. Знаете, бывает такая раз и навсегда возникшая взаимная симпатия. Конечно, я знала и его недостатки, и достоинства, но мы всегда прекрасно понимали друг друга, уважали, ценили. У Игоря была юная душа, в ней до конца горел огонь подвижничества, свойственный Олегу Ефремову и тем, кто создавал «Современник». Он – гражданин в истинном, а не пафосном значении этого слова. Даже когда Игорь уже не смог прийти на Болотную площадь, он позвонил на «Эхо Москвы» спросить, может ли чем-то помочь, и записал изумительный текст в поддержку митинга, который потом показали. Он не хотел молчать, когда слышал о беспределе, произволе властей. Помню, позвонил мне: «Я не могу больше терпеть эти издевательства – хочу подписать письмо в защиту Алексаняна» – и тут же связался с правозащитным центром. Иногда перед спектаклями мы обсуждали какие-то наболевшие, спорные вещи, и всегда сходились во мнениях. Есть ещё третий человек, с кем мы всегда совпадали во взглядах на происходящее – Эльдар Александрович Рязанов.[/answer]

[question]- Всё таки, от чего умер Игорь Кваша? На интернете  называются самые разные причины.[/question]

[answer]- У него была давняя проблемы с лёгкими, но что конкретно случилось, я не знаю, потому что, когда это произошло, меня не было в Москве.

Я вернулась только вчера и ещё не узнала подробностей. Знаю о застарелой астме. Я вспоминаю наш последний совместный спектакль «Трудные люди», когда Игорь убежал за кулисы с ингалятором, а вернувшись, сказал: «Это конец» – и посмотрел на меня так…

Понимаете, Игорь – это совесть и порядочность театра, человек, который прожил жизнь достойного человека и большого артиста. Для меня он большой артист ещё и потому, что был одним из лучших партнёров, с которыми меня сводила судьба. Он совершенно не был озабочен тем, как сам выглядит, какой у него ракурс, как подать себя зрителям. Он не думал о том, как бы от всех отстраниться, чтобы «спеть главную арию». Мало кто умеет так работать на партнёра, как это делал он, и в этом – проявление не только мастерства, но и, опять же, порядочности.[/answer]

[question]- Скажите, чем политика так притягивает людей искусства?[/question]

[answer]- Существует две категории людей. У одних присутствует некий «окрас» беспокойства, когда человек за всё и всех переживает, мучается от несправделивости, болеет за тех, кого незаслуженно унижают, уничтожают, держат в тюрьмах, как уголовников. В таких людях очень сильна нота сострадания, она заглушает нотки безразличия. А есть люди, которых политика притягивает из меркантильных соображений.[/answer]

Лия Ахеджакова
Лия Ахеджакова

[answer]Вы помните, как когда-то вступали в партию? Вот и теперь это делают для того, чтобы быть на плаву, для получения какой-то выгоды, для того, чтобы напомнить о себе, поднять свой авторитет. Знаете, близость к власти – большая гиря, она придаёт вес в обществе, значительность, уверенность в завтрашнем дне.[/answer]

[question]– Я могу понять людей, у которых за спиной детский центр, театр, то, от чего зависит жизнь или судьба других людей, хотя не совсем понятно, почему театры и больницы должны зависеть от воли или настроения политика. Но вот, к примеру, известный актёр, до этого абстрагировавший себя от политики, вдруг изьявляет готовность поработать в штабе Путина. Это что, заявка о проснувшейся гражданской позиции или продуманный шаг в поддержку собственного артцентра и нескольких химчисток? Зачем народному артисту, «главному чародею страны» эта «гиря», тем более, в таком почётном возрасте?[/question]

[answer]- Я же говорю, есть такие люди. Скажем, Надежда Бабкина, которая  за счёт близости к власти повышает свой вес.[/answer]

[question]– По-моему, она как раз борется с лишним весом, причём успешно.[/question]

[answer]-  Ну, если в этом смысле, то да. А если в другом, то кому-то нравится быть в правящей обойме или хотя бы поближе к ней, а кому-то это не только не нужно, но и противно.[/answer]

[question]– Ну, допустим, человек, которому знаменитый актёр (писатель, музыкант, спортсмен) своей харизмой или известностью помог получить власть, наконец-то сел на трон. Должен хотя бы тогда этот артист отойти в сторону, или, напротив, остаться в тени небожителя, продолжая ему служить?[/question]

[answer]- А это зависит от того, какой он артист. Одному это на фиг не нужно, потому что, во-первых, он в этом не нуждается, а вторых, у него любое облизывание власти вызывает тошноту. А другие на это идут спокойно, потому что любят пользоваться своей дружбой с этой властью.[/answer]

 

В фильме «Служебный роман»
В фильме «Служебный роман»

[question]– Вы с сожалением констатируете, что «время подписантов, диссидентов, твёрдых духом людей уходит, что они даже не нужны». Может, их время уходит потому, что подписи ничего не меняют, и Ходорковский как сидел, так и сидит, а за ложь, подлость и трусость получают повышение по службе?[/question]

[answer]- Оно уходит, но ещё не ушло. Рискуя своим именем и покоем, люди продолжают подписывать письма, зная, что, скорее всего, делают это напрасно.[/answer]

[question]– В чём тогда смысл?[/question]

[answer]- А это знак порядочности и необходимости отмежеваться от низости, подлости и безразличия.[/answer]

[question]– Вам предлагали подписывать какие-либо письма или воззвания, противоречащие личным моральным принципам?[/question]

[answer]- Я давно отмежевалась от такого рода людей и сообществ. Мне никто не посмеет предложить войти в штаб какого-либо властолюбца. И потом, все знают, что у меня дурной характер и не хотят связываться ещё и по этой причине.[/answer]

[question]– Вы хотите сказать, что по характеру конфликтный человек и умеете говорить в глаза то, что думаете? [/question]

[answer]- Ой, это так.[/answer]

[question]– И что Вы с этим делаете?[/question]

[answer]- Я терплю, терплю, сдерживаюсь – именно потому, что знаю о своём характере, – но в какой-то момент эта пружина раскручивается и уже не может вернуться в сжатое состояние.[/answer]

[question]– Потом жалеете?[/question]

[answer]- Когда как.[/answer]

[question]– Вот Вы не боитесь открыто говорить о своей гражданской позиции, критиковать сильных мира сего, но боитесь инопланетян. Это правда или очередная издержка интернета?[/question]

[answer]- Это правда. Кто-то боится привидений, а я – инопланетян. Это такой вечный страх, особенно когда еду ночью по пустынному шоссе. И ещё безумно боюсь мышей. Когда я их вижу, просто прихожу в негодность и чувствую, что могу сойти с ума от ужаса. Может, кому-то это смешно…[/answer]

[question]– Может, но точно не мне. Это я насчёт мышей. Само слово вызывает отвращение. [/question]

[answer]- Ну вот, вы меня понимаете.[/answer]

[question]– А у Вас бывает ощущение, что жить – страшно?[/question]

[answer]- Ещё как бывает. Иногда вообще не знаешь, что лучше – жить или нет. Это потому, что чем человек старше – тем больше печали. И прибавляют её не только годы, но и реалистическая оценка себя, своих сил, того, что не сделано и сделано уже не будет.[/answer]

[question]– Но ведь и сделано многое.[/question]

[answer]- Это так, но жизненный опыт – настолько тяжёлая вещь, что рано или поздно неизбежно возникает ощущение полного бессилия. Ну, и болезни добавляют, и какие-то старые воспоминания, когда проклинаешь себя за то, какой могла быть по отношению к матери, как могла её не пожалеть, как отвратительна была в своём эгоизме. Многое всплывает в памяти, и огорчает невозможность что-либо исправить.[/answer]

[question]– Давайте поговорим о Вашей профессии. Существует убеждение: если упрямо идти к цели, работать, стремиться, то непременно добьешься желаемого. Применимо ли это к профессии актёра?[/question]

[answer]- Для актёрской профессии необходим характер.[/answer]

[question]– Не талант?[/question]

[answer]- Талант, способности, желание – это понятно. Но характер – прежде всего, а затем уже случай, внешние данные и конечно, удача. Кому-то она сопутствует с двадцати лет – и всю жизнь, а другому не повстречалась. И вроде интересный человек, талантливая актриса, ни на кого не похожая, а вот не случилось: не вращалась в нужной среде, не встретила своего режиссёра, не попала в тему, которая позволила бы раскрыться, проявить себя. Или бывает, что смолоду «засветилась» в mainstream, в каких-то отвратительных коммерческих проектах, а потом оказывается, что внешность уже не та, и свежести нет, и жизнь прожита не в том искусстве. И поздно, потому что дальше ничего не будет.[/answer]

[question]– Понятно, что профессия актёра – одна из самых зависимых. Когда я смотрю не очень качественные фильмы, мне кажется, что зависимость актёра яснее всего видна именно в них. Объясните, как удаётся артисту заставить себя играть роли, заведомо противоречащие его вкусу или здравому смыслу, роли, написанные по бездарным или плохо поставленным сценариям?[/question]

[answer]- Объясню: некоторым не приходится себя преодолевать, потому что, к счастью, или к сожалению, они неразборчивы по причине отсутствия вкуса. Знаете, как за столом, едят всё подряд. А бывает, причина вполне бытовая: больной ребёнок, бросил муж, надо помочь родителям или детям, да надо одеться, в конце концов. И осуждать здесь кого-либо нельзя. Вот бывает, что негде жить, нет человеческих условий, и просто для того, чтобы чувствовать себя человеком, необходимо купить жильё. И, если в этот момент не случается попасть в серьёзный проект, где не придётся идти против своего вкуса, воспитания и того, чему научили любимые учителя, то что делать? Надо же как-то зарабатывать, а не сидеть со своими принципами и чего-то ждать. Тем более зная, что самый непритязательный сериал может обеспечить достойное качество жизни.[/answer]

[question]– Многие человеческие судьбы доказали, что талант и успех вовсе не равнозначны. Успех зачастую обходит талантливого человека, но почему-то приходит к посредственности. Вы своим личным участием когда-либо помогали талантливым людям пробиться к заслуженному успеху?[/question]

[answer]- Я – актриса, и моё участие в смысле карьеры – совершенно служебное. Иногда я помогала и помогаю молодым, но в продвижении в профессию, а не к успеху. Дальше уже – судьба.[/answer]

[question]– Говорят, последующее поколение должно быть лучше предыдущего. А какие недостатки Вы видите в своём и какие достоинства – в новом поколении?[/question]

[answer]- Если не говорить о наркоманах или уголовниках, то о нынешнем поколении я могу сказать много хорошего. Они – потрясающие, отзывчивые, умные, энергичные, а главное – это поколение непуганых людей. Им непонятны страхи их бабушек и мам. И это несмотря на то, что у нас происходит много страшных, уму непостижимых вещей, много несправедливости. А они спокойно выходят на митинги и говорят – это неправда, так быть не должно, не позволим. И они небезразличны к чужому горю. Вот, к примеру, студенты курса Кирилла Серебренникова, никому ничего не говоря, не афишируя, поехали волонтёрами в Крымск, когда случилось это несчастье.

И как актёры они тоже другие. Вот я попала в спектакль Дмитрия Крымова «Как вам это понравится» по мотивам пьес Шекспира и провела с этой труппой три недели на гастролях сначала в Стратфорде-на-Эйвоне, а затем в Эдинбурге. Я видела этих ребят и на отдыхе, и в работе. Они мало зарабатывают, но в них чувствуется такое достоинство, такая порядочность. Более того, я уже забыла, что есть актёры, умеющие делать всё: водить кукол, божественно петь джаз и классику, одинаково хорошо играть трагические и комические роли. Эти ребята вызывают уважение. Мне с ними хорошо.[/answer]

[question]– Должна заметить, что старшее поколение редко даёт такую позитивную оценку молодёжи.[/question]

[answer]- Значит, им не встречались такие замечательные ребята. А мне повезло работать с ними и у Димы Крымова, и в Театре Наций, и в нашем «Современнике».[/answer]

[question]– Дмитрий Крымов – сын легендарного Анатолия Эфроса. Спектакль, о котором Вы рассказываете, в сентябре этого года получил престижную награду Всемирного Шекспировского фестиваля. [/question]

[answer]- Именно так.[/answer]

[question]– Вы заняты во многих театральных постановках, а почему Вас давно не видно на киноэкране?[/question]

[answer]- Видимо, кино для меня осталось в прошлом, потому что предлагают либо сериалы, либо что-то, от чего неловко. К счастью, пока я не очень нуждаюсь в деньгах и могу позволить себе отказываться. А то, что хотелось бы сыграть, мне не предлагают уже несколько лет.[/answer]

[question]– При всей занятости в театральных постановках, у вас остаётся время смотреть какие-то телепередачи?[/question]

[answer]- В общем, да, но я чувствую, что за этим последует продолжение вопроса…[/answer]

[question]Совершенно верно. Недавно на передачу Малахова «Сегодня вечером» пригласили Татьяну Самойлову. [/question]

[answer]- Именно эту передачу я не смотрела, но вообще, когда  вижу Таню в её нынешнем состоянии, выключаю телевизор; мне её очень жаль.[/answer]

[question]– Вот и мне показалось, что зрелище было на редкость депрессивное: старая, больная женщина, не понимающая девяноста процентов того, о чём её спрашивают, и оттого отвечающая невпопад. При этом непрерывно давали кадры из фильмов «Летят журавли» и «Анна Каренина» – видимо, для того, чтобы напомнить о том, какой красавицей была эта актриса в молодости. А эффект был обратный – жалость, неловкость. Скажите, нужна ли актёрам вот такая слава, или лучше, чтобы их запомнили пусть не молодыми, но хотя бы адекватными?[/question]

[answer]- Наше телевидение постоянно этим занимается. Я сама несколько раз становилась жертвой таких программ на НТВ и только разве не судилась с ними. Они могут такое скомпилировать, что актёру после увиденного хочется руки на себя наложить. Например, они говорят, что приглашают на юбилейную передачу Славы Зайцева, а в это время на другом канале снимают другую передачу с таким закадровым текстом, что убить мало. Вот бы где пригодился закон о клевете, но тут он как раз не предусмотрен.[/answer]

[question]– А прощать Вы умеете?[/question]

[answer]- Да, я научилась это делать.[/answer]

[question]– А что бы Вы никогда не смогли простить?[/question]

[answer]- Ой, я уже сама не знаю. Оказывается, я могу простить и подлость, и предательство, и откровенную зависть. Сама себе удивляюсь.[/answer]

[question]– Не могу упустить случая задать вопрос по поводу ещё одной телепрограммы. Сегодня в выпуске новостей Первого канала дали интервью с Марком Цукербергом – основателем сайта Facebook. Может, для российского уха суть и тон вопросов были привычны, но меня поразила та плохо скрываемая подозрительная ненависть, свойственная давним советским временам: «Вы что, приехали завербовать лучшие российские умы? А что вы делаете с базой данных пользователей сайта – делитесь ею с FBI

Понятно, что вопросы были написаны не ведущим, а спущены сверху. Но вот мне интересно, такая враждебная недоверчивость к американцам, особенно успешным и знаменитым, в сегодняшней России – норма?[/question]

[answer]- Знаете, если судить по фильму о Цукерберге, который мы с мужем видели, то о нём создаётся мнение как о человеке, который буквально ходит по трупам и предаёт друзей. Если забыть о фильме и судить по тому, как этот молодой человек себя ведёт, как говорит и что делает, то впечатление совсем другое. Лично меня восхищает, что в 28 лет можно быть миллионером, ничего не укравшим, никого не убившим, а добившимся всего собственными мозгами. Он ведёт себя раскованно, но с достоинством, как человек Мира. У него нет привычки трястись перед премьер-министрами и президентами. Он настолько свободен и независим, что дарит премьер-министру России, огромной страны, не бронзовую лошадь, а футболку. Да, меня это восхищает.[/answer]

[question]– Лия Меджидовна, с некоторых пор стало моей личной традицией задавать собеседнику вопрос о его отношении к Америке. Вы не стали исключением.[/question]

[answer]- Я обожаю эту страну. Мне там дышится легко, там живут приветливые люди. Поверьте, я говорю это не потому, что даю интервью для американского издания.[/answer]

[question]– Я и не сомневаюсь в Вашей искренности, ведь мы уже выяснили, что с Вашим характером невозможно лукавить или льстить.[/question]

[answer]- Это так. Я не могу сейчас сказать, что конкретно мне там нравится – какие-то обычаи, архитектура, театры, музеи, еда – просто мне подходит атмосфера этой страны.[/answer]

[question]Тогда будем надеяться на скорую встречу. Успеха Вам.[/question]

[answer]- Спасибо.[/answer]

 

                                                Вела интервью Зоя МАСТЕР

www.zoyamaster.com

 

Зоя Мастер родилась и выросла в Кишинёве. Училась в Москве. По образованию музыковед. С 1990 года живёт и работает в США.  Её рассказы и повести публикуют основные русскоязычные издания США, Израиля и Молдовы, включая “Слово”, “Новый журнал”, “Лебедь”, “Русский базар”, «22», «Подлинник», «Время и место», “Побережье”. Помимо того, что пишет прозу, работает в жанре публицистики и интервью. В мае 2012 года в бостонском издательстве «M-Graphics Publishing» вышел первый сборник рассказов и повестей Зои Мастер «Учитель музыки».

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »