Комическая опера Джузеппе Верди

Share this post

Комическая опера Джузеппе Верди

В нынешнем сезоне Опера Сан-Хосе будет отмечать два юбилея: тридцатилетие своего театра, созданного усилиями мужественной женщины, талантливой певицы и отличного организатора Айрэн Дэлис, все эти годы возглавлявшей театр, и двухсотлетие со дня рождения великого итальянца Джузеппе Верди. К юбилею театр поставил последнюю из двадцати шести сочинённых Верди опер, оперу-буфф «Фальстаф». Однажды Верди уже обращался к […]

Share This Article

В нынешнем сезоне Опера Сан-Хосе будет отмечать два юбилея: тридцатилетие своего театра, созданного усилиями мужественной женщины, талантливой певицы и отличного организатора Айрэн Дэлис, все эти годы возглавлявшей театр, и двухсотлетие со дня рождения великого итальянца Джузеппе Верди.

К юбилею театр поставил последнюю из двадцати шести сочинённых Верди опер, оперу-буфф «Фальстаф».

Однажды Верди уже обращался к этому жанру. Это была вторая из его опер, «Король на час», созданная в 1840 году и не ставшая заметной вехой в творчестве композитора.

Все остальные оперы Верди романтичны, полны драматизма, часто – трагедийны. В 1887 году, впервые обратившись к творчеству Шекспира, семидесятичетырёхлетний композитор создал оперу «Отелло», имевшую огромный успех, и решил не возвращаться больше к оперному жанру. Однако его друзья – композитор, либреттист и музыкальный деятель Арриго Бойто (кстати, «Отелло» создана по либретто Бойто, а  сейчас в Сан-Франциско успешно идёт опера Бойто «Мефистофель») и известный издатель Рикорди – после долгих усилий сумели уговорить Верди создать ещё одну оперу.  Ему понравилось либретто Бойто, сочинённое по мотивам двух драматических произведений Шекспира, «Виндзорские проказницы» и «Генрих Четвёртый». Премьера оперы состоялась в 1893 году в театре «Ла Скала» и прошла с огромным успехом. Действие происходит в Виндзоре во времена Генриха Четвёртого (начало ХV века).

Фальстаф - Стивен Конди

Сочинение этого произведения восьмидесятилетним композитором стало его победой над самим собой. В своей последней опере автор  использует и богатейший опыт создания крупных музыкальных полотен, и традиции итальянской оперы-буффа. Не остался композитор в стороне и от новейших течений в музыке (например, он «берет на вооружение» некоторые новации Вагнера). Ряд музыкальных критиков в пылу увлечения называют «Фальстаф» вершиной творческого наследия композитора. Но всё же главными достижениями Верди были и остаются его романтические оперы, наполненные  потрясающим мелодическим богатством при воплощении выдающихся трагедийных или полных драматизма сюжетов.

Опера исполнялась на итальянском с титрами на английском языке. Очень интересно использована сцена художником-постановщиком Стивеном Кемпом. Она представляет собой в первом акте таверну, которая напоминает внутренность огромной бочки; в нее помещена ещё одна бочка, на сей раз с прямым назначением. Во втором акте небольшие добавления к декорациям первого акта превращают бывшую таверну в дом одного из персонажей и т.п. Каждая смена декораций осуществляется мгновенно с помощью костюмированных  работников сцены.

Осуществил постановку знакомый нам по своим прежним работам в Сан-Хосе  и Сан-Франциско режиссёр Хосе Мариа Кондеми. И в этом спектакле он проявил изобретательность и остроумие. Дирижировал спектаклем Эндрю Витфилд, сравнительно молодой и, по-видимому, очень талантливый музыкант. Мне кажется, никогда ещё оркестр  Оперы Сан-Хосе не звучал  так чисто, слаженно, красиво и эмоционально. Прекрасно была исполнена и небольшая хоровая сцена. По слухам, Эндрю Витфилд приступает к обязанностям главного дирижёра Оперы Сан-Хосе.

Сюжет оперы достаточно многослоен. Главный персонаж – завсегдатай таверны, известный обжора, пьяница, мот и весельчак, самовлюблённый толстяк сэр Джон Фальстаф. Сейчас он озабочен необходимостью любым путём добыть денег, а поскольку, в солидном уже возрасте, убеждён в собственной неотразимости, он планирует дальнейшие шаги, посылая двум достаточно обеспеченным женщинам приглашения встретиться в укромных местах в удобное время. Будучи к тому же ещё и очень ленивым, наш герой посылает им два идентичных письма. Адресаты оказались близкими приятельницами, которые, ознакомившись с письмами ловеласа, решили хорошенько проучить его. Это и стало пружиной всего сюжета.

Партию Фальстафа исполнял баритон Стивен Конди. Партии подруг Алисы Форд и Мэг Пейдж исполняли соответственно сопрано Ребекка Кам и меццо-сопрано Баффи Бэгот. В сценарии были задействованы многие лица, включая и приятельницу заговорщиц, мистрис Квикли (меццо-сопрано Джоси Хьюстон), которой в сценарии отведена существенная роль. Значительную роль играют и бывшие слуги Фальстафа, пройдохи и нечистые на руку интриганы Бардольф и Пистоль.

Положение осложняется ещё и тем, что муж Алисы что-то заподозрил (спасибо проходимцам Бардольфу и Пистолю), приревновал жену к Фальстафу и хочет разоблачить её неверность. Кроме того, мистер Форд, обладая, как принято сейчас говорить,  домостроевскими замашками , непременно хочет выдать дочь Нанетту замуж за своего пожилого приятеля, бесцветного доктора Кайюса, а Нанетта почему-то не хочет подчиниться отцу. Её гораздо больше привлекает молодой и обаятельный Фентон, и, кажется, это влечение взаимно. Роли Бардольфа и Пистоля исполняли тенора  Крис Койн и Йоханн Шрэм Рид. В партии Нанетты выступила сопрано Сэра Духовная, партию Фентона исполнял тенор Марк Шрейнер, роль Форда – баритон Ивэн Бруммель, Кайюса – тенор Майкл Деснойерс.

Всё готово в доме Форда к встрече любвеобильного Фальстафа, все действующие лица разведены по местам, ширмы заняли свои позиции, но внезапный налёт Форда со своими сторонниками меняет все планы. Дамы прячут незадачливого сердцееда в огромную корзину с грязным бельём и в один из удобных моментов выбрасывают корзину с её содержимым из окна в сточную канаву. Обыск дома оказался безрезультатным. Все действующие лица поглощены происходящими событиями, и только Фентон и Нанетта ничего не замечают, так как поглощены только друг другом. Вся сцена переполнена суматохой, демонстрирует поразительную бестолковость участников налёта и сделана уморительно.

Фальстаф и миссис Квикли (Джоси Хьюстон)

Фальстаф тяжело переживает случившееся, но дамы никак не могут угомониться. Опять, как и прежде,  появляется Квикли, на сей раз с письмом от Алисы, в котором та приносит извинения за случившееся и назначает Фальстафу новое свидание –  в полночь в парке у дуба. Фальстаф и на этот раз верит как Алисе, так и Квикли.

Ровно в полночь у дуба появляется Фальстаф, но вскоре падает в ужасе на землю, окружённый духами, нимфами, чертенятами и вампирами, вооружёнными трещотками и погремушками. Все они создают много шума, бьют и щиплют беднягу и требуют, чтобы тот покаялся. Затем снимают маски, и Фальстаф осознаёт, что снова попал в ловушку. Вместе со всеми радуется и Форд, который хочет увенчать торжество свадьбой Нанетты и Кайюса. Но не тут-то было: хитрые женщины опередили его, Нанетта и Фентон уже помолвлены.

Динамичный сюжет, неожиданность решений, энергия исполнителей, увлечённых поворотами сюжета, вызывали соответствующую реакцию зала, живо реагировавшего на сценические коллизии. Но первым и, наверное, главным впечатлением от спектакля было прекрасное пение всех исполнителей.

Во многих предыдущих спектаклях Оперы Сан-Хосе мы встречались с ситуацией, когда хотя бы один из исполнителей допускал какие-либо вокальные погрешности. Сейчас все исполнители интонировали чрезвычайно чисто, что особенно сказалось на звучании многочисленных вокальных ансамблей. У всех исполнителей ведущих партий красивые голоса, выразительная фразировка, хорошее, профессиональное звукоизвлечение.

Можно высказать и некоторые замечания. Сценически были обаятельны и Наннета, и Фентон, но хотелось бы, чтобы звучание верхних нот у Наннеты было помягче, а Фентон был более раскован. Ребекка Кам в партии Алисы и Баффи Бэгот в партии Мэг Пейдж пели безукоризненно, но не позаботились о создании различающихся индивидуальных образов.

Мы хорошо помним баритона Бруммеля по его предыдущим партиям. Его Форд выглядит достаточно бестолковой, но очень эмоциональной личностью с диктаторскими замашками. Образ вполне убедителен, как и вокальная сторона партии.

Майкл Деснойерс в партии Кальюса был так же бесцветен, как и его прототип. Крис Койн и Йоханн Шрэм Рид были очень органичны в качестве обаятельных мошенников Бардольфа и Пистолы.

Очень успешно дебютировал этой осенью в Опере Сан-Хосе баритон Стивен Конди в партии Фальстафа. Он обладает большим и красивым  голосом, пел прекрасно и создал интересный образ неунывающего выпивохи и любителя прекрасного пола. Мне показалось, что его Фальстафу недоставало сочности и апломба.

Однако самым выдающимся успехом спектакля стало исполнение роли мистрис Квикли меццо-сопрано Джоси Хьюстон. Крупная женщина, она обладает очень большим и красивым голосом, порой близким к контральто, поёт безукоризненно и сценически, пожалуй, не уступает хорошим драматическим актрисам. Мне удалось видеть её в нескольких постановках. Она успешно и с большим удовольствием перевоплощается в совершенно противоположные по характеру роли.  Вот и сейчас она создала многоликий и динамичный образ умной, весёлой , энергичной женщины с ярким сценическим талантом. Будет несправедливо, если её не заметят «большие» театры.

Опера Сан-Хосе порадовала публику хорошей, добротной постановкой последней оперы Верди.

Х. АНАТОЛЬЕВ

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »