Известная неизвестная опера

Известная неизвестная опера

Issue #762 Как-то в разговоре с одним из моих соотечественников я упомянул «Дочь полка» . «Это что-то из времён Великой Отечественной войны?» – спросил он. Пожалуй, нет. Хотя вполне может быть. И даже в эпоху Троянских войн могло случиться, но не случилось. А мой соотечественник ничего об этой опере Доницетти не слышал, потому что она […]

Share This Article

Issue #762

Как-то в разговоре с одним из моих соотечественников я упомянул «Дочь полка» . «Это что-то из времён Великой Отечественной войны?» – спросил он. Пожалуй, нет. Хотя вполне может быть. И даже в эпоху Троянских войн могло случиться, но не случилось. А мой соотечественник ничего об этой опере Доницетти не слышал, потому что она никогда на российской сцене не шла: некому было петь. Кажется, впервые в России она была исполнена 10 лет назад Красноярским оперным театром.

Солдаты французского 21-го гренадерского полка 18 лет назад нашли на поле боя брошенную малютку, взяли её на своё попечение, полюбили отцовской любовью и жили в надежде, что она полюбит одного из них – отнюдь не дочерней любовью – и выйдет за него замуж. А Мария (так звали дочь полка) платила им ответной любовью и заботой. Но появился неподалёку молодой тиролец, Тони, который однажды спас Марию. Не влюбиться в него было невозможно: красавец, статный, футболист, с огненными глазами. И голос – молодой ароматный мёд. Ну, просто Хуан Диего Флорес. Вся разница лишь – Хуан Диего уже женат, а Тони ещё не женат.

Но и наша Мария – не лыком шита: умна, энергична, своенравна, по-солдатски грубовата (всё-таки «академиев» не кончала), красива, а фигура – никаким древним Фидию, Микеланджело, Родену, Церетели и не снилась. Ну, чисто новая сенсация, Диана Дамрау. Да и голосом вышла: всякие трели и другие ангельские украшения исполняет бесстрашно на любых ангельских же высотах. И заметьте, всё впервые, так как до этого она никогда не была дочерью полка. Понятно, что Тони влюбился в неё с первого взгляда и специально записался в солдаты этого же полка, чтобы ничто и никто не мог препятствовать их встречам.

Но в комических операх без препятствий не бывает. И препятствие возникло почти с самого начала в лице нашедшейся любящей тётки, маркизы Биркенфельд, которая, как впоследствии выяснилось, на самом деле была мамочкой незаконнорожденной Марии. Раскаявшаяся грешница извлекла Марию из полка, поселила в своём дворце, стала обучать хорошим манерам и задалась целью выдать её замуж за знатного жениха, герцога Кракенторпа. Мария подавлена и чувствует себя томящейся в неволе.
Важную роль играет и сержант Сульпис (бас-баритон) в исполнении Бруно Пратико. Простой человек, но тоже уже успел побывать на всех ведущих сценах мира. Он испытывает особую ответственность за судьбу Марии, и, когда Мария была вынуждена оставить полк, он последовал за ней. Маркиза Биркенфельд приняла его на службу с великой радостью, потому что он был единственный человек, которого Мария слушалась.

Хочу успокоить читателей, которым не удалось побывать на спектаклях «Дочери полка»: всё закончилось благополучно, без кровопролития. Флорес, простите, Тонио, дослужился до офицерского звания и повёл за собой полк на освобождение своей Марии. Когда он на танке в сопровождении полка в самый критический момент появился перед гостями-свидетелями предстоящего бракосочетания, зал вздохнул с облегчением: стало ясно, что аристократы проиграли, к большому восторгу зрителей-неаристократов, составляющих большинство присутствовавших. А тут вдруг и любящая мама всё осознала и дала согласие на женитьбу дочери и Тони. Супруги Мария и Тони возвращаются в любимый полк. Уфф, как хорошо, что существуют комические оперы, которые позволяют оживить любой фантасмагорический сюжет и воспринять его как нечто достоверное и волнующее!

Гаэтано Доницетти (1797 – 1848) создал «Дочь полка» в 1848 году в Париже. Французское либретто было написано двумя авторами, де Сен-Жоржем и Байяром, а позднее было переведено на итальянский. Оно содержит много разговорных эпизодов, которые подвергались частым изменениям. Премьера состоялась в Париже в том же году, с большим успехом прошло много представлений, а дальше – тишина. Дело в том, что два главных действующих лица, Мария и Тони, наделены фантастически трудными партиями, которые требуют голоса большого диапазона и труднейшую колоратурную технику.

Знаменитая ария Тони из первого акта содержит 9 высоких «до», и только самые «избранные» тенора могли осилить эти «до» за всю более чем стопятидесятилетнюю историю «Дочери полка». Она пылилась на полках, пока 40 лет назад Паваротти не изъявил желание исполнить её в Ковент Гарден. Марией в тех спектаклях была Джоан Сазерленд. Сказочный успех этой постановки воодушевил ещё нескольких исполнителей, которые отважились петь в этой опере. Однако самыми сильными исполнителями после Паваротти и Сазерленд стали Хуан-Диего Флорес и Натали Дессей. Любители музыки Сан-Франциско получили возможность увидеть и услышать их исполнение в постановке «Дочери полка» по трансляции из Метрополитен Опера.

В позапрошлом году Флорес пел в Ла Скала, и после упомянутой уже арии в «Дочери полка» публика разразилась столь долгой и бурной овацией, что возникла опасность срыва спектакля. Ещё со времён Тосканини в Ла-Скала были запрещены бисирования, но на сей раз администрация была вынуждена разрешить Флоресу бисировать, и он тут же спел ещё раз свои 9 верхних «до». В истории Ла-Скала известен ещё один случай нарушения этого запрета. Это случилось в 1931 году, а «нарушителем» был Фёдор Шаляпин. После случая в Ла-Скала все театры, включая Метрополитен Опера, разрешают Флоресу бисировать: от судьбы не уйдёшь.

В Сан-Франциско Флорес не бисировал, но овация была бурной и продолжительной. До этого мы лишь однажды встречались с Флоресом, в постановке «Золушки» Россини. Он и тогда, и сейчас пел превосходно, но с того времени у него прибавилось сценического опыта, и его существование и пение на сцене стали более выразительными и органичными. А уж как проникновенно он спел свою арию из второго акта! Голос Флореса, лёгкий и не очень большой, прекрасно слышим во всех уголках зала: спасибо идеальному дыханию и связанной с этим полётностью звучания. Тембр очень красив. Флорес – воплощение сценического обаяния. И, как я могу судить по двум его концертам в Бёркли, колоратурная техника у него выдающаяся. Без всякого сомнения, он является великим тенором нашего времени.
Диану Дамрау мне удалось впервые услышать и увидеть несколько лет назад в Мюнхене в скандально известной постановке «Риголетто». Она всё спела чисто и точно, но, пожалуй, несколько холодновато. За эти годы её голос стал красивей по тембру, колоратурная техника – просто сногсшибательной, все сверхвысокие ноты она берёт легко и свободно и, как бы высок не был звук, всегда остаётся ощущение, что это не предел и что она может спеть и гораздо более высокие ноты. Создаётся впечатление, что сегодня она – одна из самых сильных колоратурных сопрано. Оба героя не только отменно справляются с фейерверками рулад, – они очень хороши и трогательны в лирических сценах, например, второго акта.

Сценически Дамрау очень подвижна и изобретательна, с удовольствием участвует в комических эпизодах. Вот она – неугомонный мальчишка, который может оседлать своего наставника Сульписа, а вот она сановная барышня, очень комично томящаяся в неволе. Если сравнивать её исполнение роли с Дессей, что, наверное, является запрещённым приёмом, то можно отметить, что вокал у Дамрау сильней, но сценическое воплощение роли у Дессей более органично. В любом случае, исполнение Дамрау можно назвать выдающимся. Она записала уже два CD, к выпуску готовится третий.

А вот Сульпис был очень органичен и достоверен. Он обделён эффектным вокальным материалом, но его присутствие на сцене было значительным и важным. Очень отрадное впечатление произвела бывшая участница Мерола Опера Програм контральто Мередит Аварди в роли тётушки (мамы) Марии. Она хорошая характерная актриса с большим красивым голосом. В бессловесной партии герцогини Кракенторп запомнилась Шейла Надлер. Хорошо справился с комической ролью мажордома Джек Гарднер.

В Сан-Франциско оперу поставил Лорент Пелли, который перенёс на нашу сцену «Дочь полка», поставленную им в Метрополитен Опера и в других ведущих оперных театрах мира. Очень много юмора, забавных придумок, в зале постоянно слышатся взрывы хохота. Вроде бы так и должно быть в комических операх, но мне показалось, что временами постановщик допускал перехлёсты. Художник Чантал Томас забавно изобразил альпийские горы и долины с помощью гигантских географических карт. Хорошо звучал хор (хормейстер Ян Робертсон), прекрасно прозвучали все вокальные ансамбли. Однако между украинским дирижёром Андрием Юркевичем и оркестром не было должного контакта, расхождения случались и между отдельными группами инструментов и между оркестром и хором.

«Дочь полка» стала долгожданным праздником оперного искусства.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »