Чикагский оркестр – ожившая мечта

Share this post

Чикагский оркестр – ожившая мечта

Нынешний год – год празднования столетия Сан-Франциско Симфони – переполнен эмоциями, интереснейшими программами, идеями и гостями самого высокого ранга. В Дэвис–Холл приглашены шесть самых выдающихся оркестров Америки во главе с их руководителями, и каждый коллектив должен включить в свою программу какое-либо из последних сочинений современных композиторов.Уже состоялись концерты Лос-Анджелесского Филармонического оркестра во главе с Густаво […]

Share This Article

Нынешний год – год празднования столетия Сан-Франциско Симфони – переполнен эмоциями, интереснейшими программами, идеями и гостями самого высокого ранга. В Дэвис–Холл приглашены шесть самых выдающихся оркестров Америки во главе с их руководителями, и каждый коллектив должен включить в свою программу какое-либо из последних сочинений современных композиторов.Уже состоялись концерты Лос-Анджелесского Филармонического оркестра во главе с Густаво Дудамелем и Бостонского Симфонического оркестра во главе с Людовиком Морлотом. Оба коллектива  в целом произвели  положительное впечатление, хотя и вызвали некоторые замечания рецензентов.

Но пока высшей точкой сезона стали выступления легендарного Чикагского симфонического оркестра  во главе с легендарным же Риккардо Мути. Оркестр был основан в 1891 году. Среди дирижёров, работавших с коллективом, были Сергей Рахманинов, Морис Равель, Рихард Штраус, Сергей Прокофьев, Аарон Копленд, Арнольд Шёнберг, Леонард Бернстайн, Леопольд Стоковский, Юджин Орманди. В 2008 году Чикагский оркестр  был назван лучшим оркестром США (и пятым в списке лучших оркестров мира) по версии музыкального журнала Gramophone.

Я не очень-то понимаю, как можно выстроить оркестры по ранжиру.  И теоретически, и практически качество выступлений оркестров подобного уровня целиком зависит уже не столько от потециальных возможностей коллектива, сколько от человека, стоящего на подиуме, дирижёра. Но ясно, что это один из лучших в мире оркестров. Среди дирижёров, возглавлявших его, были Р.Кубелик, Г.Шолти, Д. Баренбойм и другие «великаны». Высоко ценятся записи, осуществлённые Чикагским оркестром. Достаточно отметить, что они награждены 62 премиями Грэмми. Сан-Франциско ждал этой встречи с прославленным коллективом более двадцати пяти лет.

Оркестр привёз две программы. Мне удалось побывать на втором концерте, в программу которого входили Антракт из «Розамунды» Шуберта и его Симфония до мажор (известная под названием «Большая симфония»), а также недавнее сочинение  тридцатиоднолетнего композитора Анны Клайн «Night Ferry».

Прежде всего, впечатляет звучание оркестра. Все группы инструментов звучат превосходно: сочный, округлый, богато окрашенный льющийся звук струнных, которые часто производят впечатление одного неведомого прежде фантастического инструмента; мягкое и разнообразное по тембру, поражающее ансамблевым единством звучание духовых; точность и согласованность ударных.

Вот уже прошло полтора года, как Мути  возглавил этот оркестр, но плоды их совместного творчества ощущаются на каждом шагу. Во всём чувствуется взаимное уважение и полное доверие коллектива и дирижёра друг к другу. Каждый жест Мути находит немедленный и точный отклик музыкантов. Исполнение оркестра богато нюансированно, каждая фраза живёт и дышит. Не вызывает сомнения, что программа хорошо продумана и отрепетирована, и всё же слушателя не покидает ощущение, что исполнение носит спонтанный характер и что интерпретации рождаются в эту самую минуту, на глазах у публики.

Осенью 1823 года Шуберт написал музыку к пьесе «Розамунда, княгиня Кипрская». Пьеса не имела успеха и выдержала только два представления, но гениальная музыка Шуберта продолжает жить и  стала  лучшим из сочинений композитора, написанных для театральной сцены. Хорошо известный Антракт  си бемоль минор из «Розамунды», очаровательная вещь, легко и блестяще исполненная оркестром, стала многообещающим началом концерта.. Во втором отделении прозвучала самая фундаментальная и значительная из девяти симфоний Шуберта,  Девятая , или Большая симфония.

При жизни Шуберта эта симфония не была опубликована и ни разу не исполнялась. Неясно, каким изменениям подверглась бы она, если бы автор занялся её общепринятым редактированием перед публикацией. Не исключено, что он  сократил бы часть её «божественных длиннот» (как часто музыкальные критики характеризуют  стиль некоторых сочинений композитора). Роберт Шуман впервые обнаружил и высоко оценил наследие Шуберта (о Большой симфонии: «Это величайшее из всех инструментальных сочинений, написанных после Бетховена»), а первое исполнение Большой симфонии было осуществлено Феликсом Мендельсоном и Гевандхаус оркестром через 11 лет после смерти Шуберта, который покинул этот мир в тридцатиоднолетнем возрасте.

В исполнении Чикагского оркестра симфония – широкое романтическое полотно –прозвучала многокрасочно (благо, это колористическое богатство было заложено в самом произведении, и нужно было «только» разглядеть его), с  большим числом удивительных деталей, включая  многочисленные динамические оттенки  и некоторую ритмическую свободу. Темы первой и второй частей, преимущественно медленных, очень популярны, у многих – на слуху, варьировались многократно и очень изобретательно, меняя как окраску, так и динамику исполнения.. Изящество и увлечённость, с которыми оркестр исполнял симфонию, невидимым образом передавались в зал, создавая удивительную атмосферу сопричастности и  наслаждения. Третья часть – скерцо, решительное, динамичное и полное жизни, вызывает ощущение праздничности и танцевальности. Заканчивается симфония четвёртой частью, стремительным Allegro vivace жизнеутверждающего характера. Многие темы всех четырёх частей имеют явно песенный характер.

Однако праздник прервался, уступая место исполнению нового произведения, заказанного Чикагским оркестром, под названием “Night Ferry”,  композитора Анны Клайн. Мнения критиков разделились. Некоторые считают эту вещь интересной, другие – напротив, неинтересной. Мне это произведение совершенно не понравилось: одна бесцветная тема повторяется без конца, почти не меняясь, и на одном и том же форте. При этом оркестр и дирижёр приложили все силы и умения для спасения этого произведения, но, увы…

И немного о Риккардо Мути. Он один из лучших и самых титулованных дирижёров современности. Родился в Неаполе  в 1941 году. Получил консерваторское образование по специальностям фортепианное исполнительство, композиция и дирижирование. Впервые привлёк к себе внимание критиков и публики, когда в 1967 году завоевал первую премию на дирижёрском Конкурсе Гвидо Кантелли в Милане. В 1971 году Герберт фон Караян пригласил Мути на Зальцбургский фестиваль, что положило начало постоянному сотрудничеству дирижёра с этим фестивалем.

10 лет руководил Лондонским филармоническим и 12 – Филадельфийским симфоническим оркестрами. С 1986 года  в течение 19 лет работал художественным руководителем знаменитого театра Ла Скала, где  познакомил публику со многими редко исполняемыми и незаслуженно забытыми шедеврами. Мути выступал с самыми прославленными симфоническими оркестрами мира. В апреле 2003 года французская национальная радиостанция «Музыка Франции» организовала  «День Риккардо Мути», транслируя в течение 14 часов оперные и симфонические записи маэстро.

Драматично завершилось сотрудничество Риккардо Мути с театром Ла Скала. Между дирижером и генеральным менеджером Ла Скала Карло Фонтано в 2003 году возникли рамзногласия по поводу репертуарной политики театра, которые, в конце концов, привели к конфликтной ситуации, в которой оркестр принял сторону  Фонтано. В создавшихся условиях Мути был вынужден  в 2005 году уйти из театра. По-видимому, в этой истории имелись и некоторые подводные течения, в которых сейчас не хочется разбираться. Сразу же после ухода из Ла Скада на Мути посыпались самые заманчивые предложения и приглашения, но он не изъявлял согласия, не отойдя ещё от душевных травм, полученных в Ла Скала. И только в 2010 году, после долгих колебаний, он ответил «да» Чикагскому оркестру.

Заслуги Риккардо Мути в области музыкального искусства общепризнанны. Он избран Почётным членом Венской придворной капеллы и Венской  государственной оперы. Он является кавалером Ордена Большого Креста Итальянской Республики. Королева Елизавета II присвоила Мути звание Рыцаря Британской Империи. Маэстро награждён Орденом Креста правительства Германии, французским Орденом Почётного Легиона, российским орденом Дружбы и другими высшими государственными наградами.

Хотелось бы почаще встречаться с замечательным Чикагским симфоническим оркестром и с маэстро Риккардо Мути.

 

                                                                                   Х.АНАТОЛЬЕВ

                                                                                   Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »