Блистательный Бакст и его эпоха

Share this post

Блистательный Бакст и его эпоха

Продолжение. Начало в №1013, 1014 Багаж для заграничного вояжа Конец первого десятилетия 20 века кардинальным образом повлиял на жизненную траекторию выдающегося мастера. Дягилев назначил Бакста художественным руководителем своей антрепризы. Сергей Павлович давно видел в нём единомышленника, но лишь за границей появилась реальная возможность их совместной работы в театре. Им обоим повезло: они попали в Прекрасную […]

Share This Article

Продолжение. Начало в №1013, 1014

Багаж для заграничного вояжа

Конец первого десятилетия 20 века кардинальным образом повлиял на жизненную траекторию выдающегося мастера. Дягилев назначил Бакста художественным руководителем своей антрепризы. Сергей Павлович давно видел в нём единомышленника, но лишь за границей появилась реальная возможность их совместной работы в театре. Им обоим повезло: они попали в Прекрасную Эпоху, когда перемены настойчиво стучались в двери.

Классический балет как искусство зародился в начале 19 столетия во Франции и Италии. Потом он добрался до России, и его первый взлет здесь пришелся на времена талантливого хореографа Мариуса Петипа. Но к 1890 году всё затихло и мирно почивало на лаврах. И тут неожиданно русский балет совершил второй взлет. Нарушителем спокойствия на сей раз стал молодой постановщик Михаил Фокин. В 1907 году он выпускает в Мариинском театре балет по либретто А. Бенуа «Павильон Армиды». Это была мощная заявка на новое слово. Теперь было с чем показаться Европе.

А прелюдией к «балетной революции» стало неординарное событие, происшедшее за три года до этого. 13 декабря 1904 года в Петербурге выступала Айседора Дункан – ярая противница классического балета с его жесткими стандартами. Она танцевала босиком, в греческой тунике, под музыку, которая не была написана специально для балета – звучали Бетховен, Шопен и другие. Дягилев, Фокин, Бакст и Бенуа были на ее представлении, и танец американки произвел на них незабываемое впечатление. После концерта они встретились с ней на ужине в доме Анны Павловой. Было горячее обсуждение, в ходе которого установки Петипа значительно пошатнулись.

Спустя годы Дягилев подчеркнул, что именно влияние Дункан стало толчком к созданию BalletsRusses: «Мы несли факел, который она зажгла».

Решиться на  массированный ввоз почти неизвестных русских артистов во Францию мог только смелый, уверенный в себе человек. Париж 1900-х годов не был глухой провинциальной дырой, которую осчастливят своим посещением заезжие российские гастролеры. В этом современнейшем городе уже работало метро, по улицам бегали первые автомобили, в небольших залах показывали первые фильмы. Знаменитости всех мастей и возрастов удивляли, развлекали и потрясали падкую на зрелища публику. Дягилев собирался внедриться в этот сверкающий конгломерат талантов и завоевать в нём почетное место.

Как мы уже говорили, затея удалась, вступление русских в Париж оказалось триумфальным. Немалую роль в этой победе сыграл персонаж, новый и непривычный для традиционной сцены. До Дягилева не было мужского танца. Мужчина выступал только в роли партнера, поддерживавшего балерину. Фаворит Дягилева Вацлав Нижинский впервые стал солистом. Невысокий, всего 160 см, крепко сбитый танцор поражал публику своими неимоверными прыжками – оттолкнувшись от пола и взлетев вверх, он зависал в воздухе, словно игнорируя земное притяжение.

Надо заметить, что артисты «Русских сезонов» продолжали выступать и в Петербурге. И там с Нижинским произошел непредвиденный казус. В 1911 году, в спектакле, оформленном Бенуа, он вышел на сцену не в традиционных шароварах, как полагалось по неписанным правилам, а в облегающем трико. В царской ложе произошло легкое замешательство. Позже одни утверждали, что императрица засмеялась, другие – что нервно засмеялась, а третьи – что упала в обморок. В последнее верится с трудом. Однако танцору предложили сменить костюм. Нижинский отказался. Его уволили. После чего он остался лишь в труппе Дягилева.

И Сергей Павлович делает «под него» одноактный балет, в котором Вацлав и автор сценария, и солист, и постановщик. Название – «Послеполуденный отдых фавна». Композитор – Клод Дебюсси. А оформляет балет и придумывает костюм этого самого фавна Лев Бакст.

Между тем, Дягилеву приходит в голову интересная мысль: есть русские оперы, есть замечательные исполнители, а балета на русскую тему – нет. Непорядок, который надо незамедлительно устранить. Тема? Она возникает почти сразу же: жар-птица! Посидели над сборником русских сказок, собранных Афанасьевым, и смастерили либретто. Осталось написать музыку. После обсуждений – кто бы мог это сделать – выбрали Анатолия Лядова. Декорации поручили Головину, у него был опыт оформления «Бориса Годунова». А костюмы – Баксту.

Эскиз костюма Жар-птицы для балерины Тамары Карсавиной, автор Лев Бакст

Через несколько недель Головин случайно встретил на улице Лядова.

– Как у вас идут дела с музыкой? – спросил он.

– Прекрасно! – ответил Лядов. – Уже купил нотную бумагу.

Дягилев отреагировал на эту новость резко и бескомпромиссно, расторгнув соглашение. И тут же послал телеграмму на Украину, где в деревне вместе с семьей отдыхал юный композитор, ученик Римского-Корсакова. Дягилев познакомился с ним пару лет назад. Звали юношу Игорь Стравинский.

Когда музыка была написана и начались репетиции, Стравинский присутствовал на них и задавал нужный ритм своей игрой на рояле. Для танцоров это звучало, как будто он неистово колотил молотком по клавиатуре, пытаясь разрушить инструмент. Музыку критиковали за недостаток мелодий, а некоторые вообще говорили, что это не музыка. В главной роли выступила Тамара Карсавина, а партию Ивана танцевал сам Фокин. И «Жар-птица» пробилась сквозь непонимание и взлетела высоко. А Игорь Стравинский начал свое восхождение к славе.

Лев Бакст во всём этом тоже принимает участие. Он мотор и душа коллектива. С 1910 года он поселился в Париже. Здесь он нашел постоянного и опытного изготовителя костюмов по его эскизам – мадам Muelle. А работа эта была очень непростой – множество мотивов и аксессуаров: роспись, краска, вышивка, бисер, тесьма, металлические украшения, шелк для ведущих солистов, хлопок для остальных и так далее. Здесь, в Париже, полностью раскрылся талант Левушки, ставшего на равных со знаменитыми деятелями искусства 20 столетия. И именно отсюда он вошел в историю как Леон Бакст.

За кулисами праздника

Казалось, будущее светло и прекрасно. Впереди накатанная дорога – и успех, успех, успех. Но разве в реальной жизни существуют такие гладкие пути – без рытвин, ухабов или просто без нежданных острых поворотов?

Русские сезоны вдохновили Дягилева, и он отказался от приглашаемых артистов, а взамен создал собственную труппу. Назвал ее BalletsRusses – «Русские Балеты». Накануне этого события произошла первая стычка. Подготовив афишу «Шахерезады», Дягилев дал на ней подзаголовок: «Балет Л. Бакста». Хвалебная запись категорически не понравилась Александру Бенуа. Он возмутился: это мой балет! Что ж, либретто действительно сочинил Бенуа. Но Бакст играл ведущую роль в постановке спектакля, а не только в оформлении, и Сергей Павлович решил это подчеркнуть. Бенуа, однако, кровно обиделся – скорее всего, позавидовал славе Бакста. Он прекратил все отношения с Дягилевым и, кроме того, опубликовал статью, в которой всячески обругал декорации и костюмы своего бывшего друга. Печально.

«Русские Балеты». Афиша

1912 год не приносит каких-либо достижений прославленной труппе. Большую ставку делали на новый балет – «Дафнис и Хлоя», обыгрывающий античный сюжет. Бакст сделал свою работу блестяще, но произошло столкновение интересов. Каждый хотел быть главным – композитор Равель, хореограф Фокин, солист Нижинский. Одним словом, – лебедь, рак и щука. Да и Дягилев гнул свою линию. Не получилось того гармоничного единства, к которому всегда стремился Бакст. Публика осталась холодной. Фокин разозлился и ушел из труппы. В сердцах Дягилев предъявил претензии к своему главному художнику: почему тот оформляет постановки других коллективов?

Что мог ему ответить Левушка, уже знаменитый Леон Бакст? Что он должен помогать своим братьям-сестрам и бывшей жене с ее двумя детьми? Что сам Дягилев платит ему нерегулярно и до обидного немного? Но тот ведь сам всё это отлично знает и помнит, что его давний товарищ даже устраивался подрабатывать учителем. Было дело.

… Елизавета Николаевна Званцева окончила Академию Художеств, где училась у Репина. Потом по традиции доучивалась в Париже. Но, видимо, понимала, что добиться  больших успехов ей не удастся. Тогда она открыла в Петербурге частную студию и пригласила двух преподавателей – М.В. Добужинского, преподавать рисунок, и Леона Бакста – обучать живописи. И с 1908 по 1910 годы Лев наездами из Франции работал в этой творческой мастерской.

Он увлекся преподаванием. Учил тому, чем сам владел блестяще – роли цвета в создании формы, образа, настроения. Доверял ученикам, давая им большую самостоятельность. Его любили – и за это, и за широту взглядов, и за искреннее служение искусству, и за характер. Не случайно в те годы школу Званцевой звали школой Бакста.

Вот как описывает своего учителя один из его учеников, П.В. Андреев:

«Небольшого роста, изящный, рыжеватый человек в пенсне с золотой цепочкой. Короткие рыжеватые вьющиеся волосы на большом круглом семитическом черепе были с помощью фиксатуара тщательно зачесаны на одну сторону. Что-то верхарновское было в усах и подбородке. Голова крепко сидела на короткой шее, всегда затянутой великолепным воротничком. Спокойные карие искрящиеся глаза; меткие и добрые, они смотрели из-под пенсне – мудрые, меряющие и сравнивающие. В его приятной осанке и манере держать себя нельзя было подметить отражение каких-либо плохих душевных качеств. Бакст располагал к себе. Это был интересный человек, его внешность красиво дополняла богатую внутреннюю сущность. Манеры простые, живые, деловые. Ни аффектации, ни претенциозности. Всё в меру изысканно, тонко и доступно».

Среди бравших уроки в студии оказался один своеобразный юноша. Позже Бакст заметил, что он был его фаворитом, потому что, когда он, учитель, говорил ему, как надо что-то сделать, тот очень внимательно выслушивал. Потом брал кисть и краски и выполнял нечто, полностью отличное от того, о чём его только что просили. Приехал этот парень в Петербург из Витебска, и звали его Марк Шагал. Он решил уехать в Париж, чтобы там попытаться найти свою дорогу. Бакст его отговаривал: что тебе там делать, в этом бедламе, где художников больше, чем дворников? Юноша, однако, не послушался мастера. И, как мы знаем, правильно сделал. И всё же Шагал впоследствии с благодарностью написал: «Бакст повернул мою жизнь в другую сторону. Я вечно буду помнить этого человека»…

Марк Шагал

Иногда здесь, в Париже, Лева жалел, что его учительство продолжалось недолго. А события развивались совершенно непредсказуемо. В 1913-м Игорь Стравинский пишет музыку к новому балету – «Весна священная». Дягилев в восторге. Он поручает Нижинскому постановку, и тот создает оригинальную хореографию. И вот – премьера. Непривычная музыка шокирует зрителей. В зале нарастает шум, раздается свист, публика поднимается и уходит. Нижинский потрясен провалом. Вместе с труппой он уезжает на гастроли в Южную Америку и совершает там невообразимый в его положении поступок – женится. На венгерской танцовщице Ромоле Пульской, которая хотела этого брака. После чего, естественно, Дягилев отказывает ему в работе.

Мать Вацлава, узнав о его женитьбе, рыдает. Она понимает, что для ее сына это означает конец карьеры. Между тем, у Нижинского появляются первые признаки психического расстройства.

В начале 1914 года Дягилев отправляется в Москву и в кордебалете Большого театра находит приятного девятнадцатилетнего танцовщика Леонида Мясина. Он привозит его в Париж, чтобы тот стал достойной заменой сбежавшего фаворита по всем позициям.

А у знаменитого во Франции сценографа Леона Бакста возникают в эти годы свои проблемы. Еще в 1912-м он отправился по делам в Петербург. Сразу по приезде его посетил околоточный надзиратель:

– Вам предписано немедленно покинуть столицу.

– Но почему?! – удивился наивный, как всегда, Левушка.

– Вы иудей, а Петербург не входит в черту оседлости. По новым законам, пребывать здесь вам не положено.

Лева расстроился. За него заступились друзья, известные в мире искусства люди. Всё было бесполезно: иудею Баксту дали 24 часа на выселение. Потом он напишет: «Это был позор для страны, которую я пытался изо всех моих сил прославить в целом мире». А тогда он подал прошение на высочайшее имя о праве на жительство в Санкт-Петербурге и уехал в Париж.

Там его слава росла день ото дня. Наступил 1914 год, и за выдающиеся заслуги французское правительство присудило ему высшую награду страны – Орден Почетного Легиона. Он приезжает в российскую столицу и узнает, что царь на его просьбу ответил отказом. В мае того же года Академия Художеств избирает его своим действительным членом, а этот статус давал право на проживание в Петербурге. Но тут зашаталась труппа Дягилева. А на горизонте уже маячила Первая мировая война.

Подайте нищему королю!

В Петербург Бакст приезжал по весьма прозаическому поводу – подзаработать, тем более, что его пригласили. Он создал фасоны вечерних платьев и париков для костюмированного бала графини Марии Клейнмихель, а затем – для Бала цветных париков графини Елизаветы Шуваловой. Приходилось крутиться. Если говорить честно, то и Дягилева трудно винить за перебои с выплатой гонораров – нередко у него просто не было денег.

Тут надо заметить, что театр всегда был либо на госдотации, либо жил за счет спонсоров. Расходы, особенно музыкальных коллективов, всегда исчисляются огромными суммами – на авторов, оформление, оркестр, исполнителей, рекламу, а при выездах еще и на аренду помещения. В этом отношении «Русские балеты» не были исключением. Сборы за спектакли составляли лишь небольшую часть нужных средств. Но энтузиазм танцовщиков, их мастерство, яркий праздник красок и нарядов, создаваемый Бакстом, обаяние самого Дягилева – всё  это привлекло бескорыстно любящих искусство меценатов. Образовался своеобразный круг поддержки. Без него Европа так и не узнала бы о выдающихся российских талантах.

При подготовке гастролей в Париже власти в Петербурге обещали сто тысяч рублей, но потом передумали. Более того, запретили брать с собой декорации балета «Павильон Армиды». Так что Дягилев с самого начала остался на бобах. Еще раньше он обратился к знакомым в Париже – кто мог бы помочь ему на первых порах? В ответ он услышал: конечно, Астрюк!

Габриэль Астрюк был личностью почти легендарной. В 1906 году, когда он познакомился с Дягилевым, он уже владел издательским домом. Успел организовать бетховенский и моцартовский фестивали, пригласил в Париж итальянскую оперу и лондонский симфонический оркестр, а затем еще много других известных коллективов. Он выступал как импрессарио, театральный менеджер, журналист. В 1905-м он стал театральным агентом знаменитой танцовщицы Мата Хари и довел ее до 1912-го – пика ее славы. Он был также агентом Федора Шаляпина и Артура Рубинштейна. Его знали все и считали настоящим французским патриотом. Правда, бывали у него и неудачи, и проколы. Тогда в прессе его ругали и, между прочим, напоминали, что он сын главного раввина Бельгии.

Астрюк помог Дягилеву. Он обеспечил рекламу, заключение контрактов и зал театра «Шатле» для первого «Русского сезона» 1909 года. Позже он предоставил свой новый театр на Елисейских Полях.

Графиня Элизабет Греффюль, 1906 год

Но всё это составляло лишь одну сторону дела – организацию. А еще нужны были франки, или рубли – платить всем, кто участвовал в создании спектаклей. И тут на первый план вышли богатые женщины. У истоков стояла графиня Элизабет Греффюль. Уже в 1906-м она устроила выставку русского искусства в Париже. И в дальнейшем не забывала своих друзей из дягилевской антрепризы. Она вообще покровительствовала талантам – и малоизвестным, и таким мастерам, как художник Гюстав Моро и скульптор Огюст Роден. Деньги были у ее мужа, банкира, и оставалось только правильно ими распоряжаться. Неординарная, привлекательная женщина с черными глазами, она выведена под именем герцогини де Германт в известном цикле романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».

Следующая в нашем перечне – княгиня де Полиньяк. У нее своя история, и начнем мы с ее папочки.

В середине 19 века в Америке появились первые швейные машинки. Были они громоздкими и неудобными, а потому спросом не пользовались. Пока до них не добрался изобретатель и актер в одном лице Исаак Зингер. Разобравшись в конструкции, он кардинально изменил пару узлов – и машинка заработала. Да еще как! Прежние образцы делали 40 стежков в минуту, а у Исаака – 900 стежков. После чего он вместе с компаньонами создал фирму, и швейные машинки «Зингер» заполонили мир.

Был Исаак человеком жизнерадостным, очень тепло относился к женщинам, охотно брал их в жены – кого официально, кого – временно исполняющей обязанности. И нарожал он с ними в общей сумме 24 ребенка. В порядке их появления на свет Винни была двадцатой. Ее матери, молодой француженке по имени Изабель, повезло – она оказалась последней женой Исаака. Что неплохо отразилось на ее материальном положении. А также на банковских счетах ее дочки, Винни Зингер.

В результате второго замужества дочка стала княгиней Эдмон де Полиньяк. С мужем ее связывали любовь к музыке и стремление к благотворительности. Она поддержала заказами и концертами многих молодых композиторов и исполнителей. Среди них – И. Стравинский, Ф Пуленк, К. Вайль, С. Прокофьев, В. Горовиц и другие. А кроме того, Винни проявила себя надежным спонсором «Русских балетов».

Но самой неординарной и преданной Дягилеву и его команде, несомненно, была Мися Серт. Так случилось, что она оказалась среди зрителей на первом представлении «Бориса Годунова» в Париже. Опера настолько потрясла ее, что она посетила все последующие спектакли. Более того, выкупила все непроданные билеты и раздала их друзьям. Они с Дягилевым были знакомы – случайная встреча в 1899-м. И после первого «годуновского» вечера в Париже они просидели в ресторане до 5 утра. Возникшая между ними дружба продолжалась до самой его смерти. Дягилев верил в предзнаменования, а Мися, как и он, не знала своей матери. И Сергей Павлович воспринял ее появление как знак судьбы.

А судьба Миси достойна увлекательного романа.

… В марте 1872 года Софья Годебска получила письмо. На девятом месяце беременности, в доме своих родителей неподалеку от Брюсселя, она ожидала появления третьего ребенка. Ее муж, скульптор Циприан Годебски, оформлял дворец в Царском Селе, под Петербургом. Анонимный автор письма считал нужным уведомить Софью, что ее муж находится в связи с другой женщиной, которая тоже ждет от него ребенка.

Недоумение, ревность, боль заставили верную жену отправиться в путь. В России еще царила холодная, метельная зима. Добравшись, наконец, до цели, Софья испугалась – страшно было узнать правду. И она ее не узнала никогда – на следующий день после приезда она родила дочь и скончалась при родах. Так 30 марта 1872 года появилась на свет Мария Софья Ольга Зинаида. Та, которую потом звали Мися – упрощенный вариант Марии. Любовь к искусству бурлила в ее генах. Отец – известный скульптор, автор памятника Мицкевичу в Варшаве. Мать, наполовину бельгийка, наполовину русская, дочь талантливого музыканта, которого называли Паганини виолончели.

Отец с новой женой переехали в Париж. Они вели дом, открытый для художников, для польских эмигрантов. Мачеха тепло отнеслась к падчерице – видя ее  несомненные способности к игре на фортепиано, пригласила в учителя, композитора Габриэля Форе. И девочка полюбила эту добрую женщину, но неожиданно та ушла из жизни.

Женившийся снова отец и уже вторая мачеха в 10 лет отправили Мисю в пансион для девочек при монастыре Сакре-Кер – там давали религиозное образование, изучали школьные предметы, готовили к взрослой жизни. Но монастырь – он и есть монастырь. В 14 лет Мися сбежала оттуда в Лондон, а в 15 вернулась в Париж. Но не к отцу – она не могла ему простить смерть матери. Научилась зарабатывать – давала уроки игры на фортепиано детям русского посла в Париже. А потом подвернулся Тадеуш Натансон, сын банкира и коллекционер произведений искусства.

Собственно, она была знакома с ним с детства – все-таки, двоюродный брат – но он мог стать опорой, в которой она в то время нуждалась. С ним и с его братом в 1889-м они начинают выпускать литературный журнал «Ревю бланш» (LaRevueblanche). В нём печатаются Э. Золя, М. Пруст, С. Малларме, П. Верлен, О. Уайльд. В 1893-м Таде и Мися, наконец, оформляют брак. У них квартира-салон на Площади Согласия. Там всегда полно гостей, особенно художников-импрессионистов, которых пропагандирует журнал. Хозяйка салона и душа «Ревю бланш» – Мися. Всё крутится вокруг нее. Но…

Мися Серт, портрет работы Огюста Ренуара

Таде увлекся социалистическими идеями и находился на грани разорения. А любви между молодыми не было никогда, и они расстались. В 1905 году Мися вторично выходит замуж – за Альфреда Эдвардса, миллионера и издателя самой знаменитой французской газеты – «Матэн» (LaMatin). По правде сказать, Таде был должен огромную сумму именно Альфреду, и тот сказал, что он простит долг, если Мися… И той пришлось согласиться.

У новоявленной миллионерши, конечно же, опять салон, на сей раз на улице Риволи. Но Альфред, как человек постоянный, постоянно менял любовниц. В его жизни появилась актриса, и в 1909 году мисиному замужеству пришел конец. По условиям бракоразводного процесса, Альфред обязуется пожизненно выплачивать Мисе приличное пособие. А она как раз в это время знакомится с испанским художником Хосе-Мария Сертом. Они официально поженятся только в 1920-м, но он станет первой и единственной ее любовью.

И тогда-то вовсю разворачивается удивительный дар этой женщины – помогать и вести вверх. В ней был какой-то магнетизм, притягивавший людей. Ее запечатлевали на полотнах художники, с нее писали своих героинь авторы романов. К ней на изысканные завтраки приходил Тосканини. Быть принятым в ее салоне означало сделать реальный шаг к признанию. Она вытащила из предместья Варшавы в Париж никому не известного бедного поэта Гийома Аполлинера. Время от времени приглашала на обеды в престижные рестораны новых знакомых. На одном из таких обедов присутствовал молодой начинающий художник, который подписывал свои картины так: П. Руис Пикассо. Через несколько лет Мися будет свидетелем на бракосочетании Пабло Пикассо с балериной дягилевского балета Ольгой Хохловой, а потом станет крестной матерью их сына.

И она щедро помогала «Русским балетам». Бывало, что и Лев Бакст, не дождавшись от Дягилева обещанной платы за работу, жаловался на судьбу Мисе. И та   доставала кошелек… .

Яркая, обаятельная, она очаровывала – даже артистическую молодежь. Журналы мод, включая Vogue, сообщали, во что она одевается. Она не пропускала ни одной театральной премьеры. Для одних она была музой, для других – преданной поклонницей, для третьих – доброй феей. Без нее созвездие блестящих имен начала 20 столетия было бы бледнее и наверняка зияло бы пустотами.

Ее не забыли. В 2012 году в парижском музее д`Орсе прошла выставка: «Мися – королева Парижа».

Вспыхнувшая Первая мировая война сломала привычный ход событий, разорвала налаженные связи. Мися Серт теперь постоянно бывала на фронтах, потратила уйму денег на помощь раненым и добилась от правительства решения об организации военно-полевых госпиталей. А Парижу в эти годы было не до концертов.

Продолжение следует

Самуил КУР

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »