Балерина

Балерина

Issue #721 Нельзя сказать, что фильм Бертрана Норманда «Балерина» увлекает зрителя умелым рассказом. Вовсе нет. Композиционно фильм Норманда разболтан, драматургически — сумбурен. Однако, несмотря на это, лента Норманда захватывает вас, и вы смотрите ее не отрываясь и с удовольствием. Если вы, конечно, разделяете трепетную любовью автора к балету. Но в этом и есть главное достоинство […]

Share This Article

Issue #721
Нельзя сказать, что фильм Бертрана Норманда «Балерина» увлекает зрителя умелым рассказом. Вовсе нет. Композиционно фильм Норманда разболтан, драматургически — сумбурен. Однако, несмотря на это, лента Норманда захватывает вас, и вы смотрите ее не отрываясь и с удовольствием. Если вы, конечно, разделяете трепетную любовью автора к балету. Но в этом и есть главное достоинство фильма: любовью Бертрана Норманда к русскому балету невозможно — хотя бы на полтора часа — не заразиться.
Хотя режиссер рассказывает о четырех балеринах: Алине Сомовой, Евгении Образцовой, Диане Вишневой и Ульяне Лопаткиной — фильм его называется не «Балерины», а «Балерина». Таким образом, автор предлагает зрителям не только портреты четырех танцовщиц, но как бы некий обобщенный портрет, портрет Балерины.
Самую младшую из четырех, Алину Сомову, мы встречаем еще студенткой петербургской Вагановской хореографической академии, присутствуем при ее выпускном выступлении, наблюдаем за началом ее работы в Мариинском театре. Евгения Образцова к началу фильма уже танцует в Мариинском. Диана Вишнева — прима-балерина, одна из самых ярких звезд современного балета. Ульяна Лопаткина — прима-балерина, которой из-за травмы колена пришлось покинуть сцену на два года, и режиссер рассказывает нам о ее возвращении в балет. Лопаткина, — если такие слова чего-нибудь стоят, — возможно, балерина номер один современного балета.
Что их объединяет? Разумеется, преданность балету. Разумеется, то, что для каждой из них балет — это язык, позволяющий говорить о сокровенных вещах, которые они, вероятно, не могли бы выразить словами. Вы можете даже предположить, что в какой-то форме каждая из них чувствует, как балет дает им возможность прикоснуться, стать частью чего-то большего, чем сегодняшние расхожие фразы, сиюминутные волнения и страсти, того, что мы собирательно называем культурой. Все это, наверное, так. Но главное, что объединяет этих молодых женщин — упорная и самоотверженная работа. Они приходят в театр рано утром, занимаются, репетируют, затем небольшой перерыв, потом спектакль до десяти или до одиннадцати. На следующее утро они опять приходят в театр — занимаются, репетируют, перерыв, спектакль. С десяти лет, когда они попадают в хореографическое училище, и до сорока примерно лет, когда обычно заканчивается карьера балерины — работа, работа, работа.

Чего бы ты ни достиг, остановиться и перевести дух невозможно — ты должен продолжать работать, потому что завтра новый спектакль и нужно быть завтра так же в форме, как сегодня.
Уже потом начинается другое: магия танца.
Филигранная техника, яркий талант, запоминающийся характер — из смешения этих качеств возникает образ, который мы ассоциируем с той или иной балериной. И мы приходим в театр на встречу с этим образом, который открывается нам через магию танца.
Но даже и в кинозале, глядя на экран, на танцующих Диану Вишневу или Ульяну Лопаткину, мы оказываемся во власти этой магии. То есть соприкасаемся с каким-то другим миром. Миром добра, красоты и гармонии, так необходимым каждому из нас.
Изнуряющая повседневная работа, владение каждым мускулом, пот, заливающий глаза и магия, гармония, изящество — одно без другого не существует. Об этом говорит нам фильм Бертрана Норманда.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »