Альтист Джонатан Винокур

Share this post

Альтист Джонатан Винокур

Альт – струнный смычковый инструмент такого же устройства, как скрипка, но несколько больших размеров, и звучит в более низком, чем скрипка, регистре.  Появился в 15-16 веке. Это оркестровый, сольный и ансамблевый инструмент. Тембр альта – менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре и несколько менее приятный – в верхнем. В оркестре […]

Share This Article
Альтист Джонатан Винокур
Альтист Джонатан Винокур

Альт – струнный смычковый инструмент такого же устройства, как скрипка, но несколько больших размеров, и звучит в более низком, чем скрипка, регистре.  Появился в 15-16 веке. Это оркестровый, сольный и ансамблевый инструмент. Тембр альта – менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре и несколько менее приятный – в верхнем. В оркестре Сан -Франциско Симфони из примерно ста человек двенадцать – альтисты. В течение 29 лет эту группу возглавляла Джеральдина Уолкер, любимица публики, отличный музыкант и обаятельная женщина. В 2005 году она объявила о своём уходе. Начались поиски альтиста, который сумел бы достойно возглавить сильную группу альтов.

Это очень непростая задача. Вспомним, что поиски концертмейстера оркестра  продолжались около пяти лет, но, в конце концов, оказались весьма успешными. Около трёх лет вакансия главного альтиста не была замещена. Он должен быть самым сильным исполнителем в группе, безусловным авторитетом, порядочным человеком, достаточно коммуникабельным и демократичным, и музыкантом, способным к восприятию новых явлений  в искусстве. И, будем откровенны, он должен быть достаточно молод, ибо любые кадровые изменения в таком коллективе должны служить не только настоящему, но и будущему оркестра.

Уже два последних сезона  группу альтов возглавляет тридцатидвухлетний  Джонатан  Винокур, блестящий музыкант, харизматическая личность, с красивой внешностью, да притом ещё и холостяк.

Джонатан уже успел поработать приглашённым ведущим альтистом в Гевандхаус- оркестре в Лейпциге и в симфоническом ансамбле Каназава в Японии и занял первое место в одном из престижных конкурсов, а также прекрасно выступил в  других программах.. До Сан-Франциско Винокур работал в течение двух лет ведущим альтистом в Сент-Луис Симфони.  Отмечу также, что группа альтов прекрасно приняла нового лидера и всячески поддерживает его. С одной стороны, он этого заслуживает. С другой – группа, видимо, изголодалась по ведущему альтисту. Джонатан играет на альте работы Лоренцо Сториони (1784 г.), выданном ему Сан-Франциско Симфони. Некоторое время назад вышел первый диск, записанный Винокуром, и он приступил к записи второго.

Как известно, для соло альта написано сравнительно немного сочинений, чаще всего в сольных концертах на альте исполняются транскрипции произведений, написанных для скрипки. Однако Винокур сумел продемонстрировать свой высокий класс в Сан-Франциско, исполнив  соло в симфонии  Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии» и в сочинении Нортона Фельдмана «Часовня Ротко». Последняя вещь является примером абстрактной музыки. Альт Винокура в ряде эпизодов пел чуть ли не человеческим голосом. Я знаю, что подобные фразы уже набили оскомину, но ничего иного не могу сказать об этом прекрасном песнопении. В подвижных эпизодах Джонатан был красноречив и убедителен в «Гарольде» и очень выразителен и разнообразен в «Часовне…». Исполнение Винокура произвело большое впечатление. Публика услышала игру выдающегося музыканта.

Джонатан родился в Рочестере, Нью Йорк, учился в Принстонском университете по специальностям  «Химия» и  «Музыкальное исполнительство» и получил там Садлер премию за достижения в искусстве. Через два года  после завершения учёбы в Принстоне он получил степень магистра в Консерватории Новой Англии. И в Принстоне и в Новой Англии он изучал композицию и делал первые попытки в сочинении музыки. Исполняет очень много камерной музыки. Заметим, что увлечение камерной музыкой у Джонатана сохранилось до сих пор. Он регулярно выступает с Амадеус, Ардитти, Кливленв, Гварнери, Юпитер, Мендельсон, Орион и Джульярд квартетами и их участниками на многочисленных фестивалях

Недавно  состоялась моя беседа с  Джонатаном.  Отмечу сразу же, что русским он практически не владеет.


А. Кто Ваши родители, есть ли у Вас братья и сёстры, чем они занимаются?

В.  Моя мама – американка. Сейчас она работает психологом, а до этого была юристом. Мама – очень образованный человек.Она всегда была увлечена музыкой, но не музыкальной карьерой. Мой отец родился в Израиле,  родители отца – из Киева, а родители мамы – из Литвы. Отец  в детстве немного играл на аккордеоне («Очи чёрные…»), а сейчас он инженер. Он мечтал, чтобы оба моих брата были врачами, но никто из них доктором не стал. Один из моих братьев – клинический психолог, другой  – юрист.

А. На каком языке общается Ваша семья?

В. На английском.

А. Я пытался найти через интернет какую-либо информацию о Вас, но у меня создалось впечатление, что Ваша  биография началась лет восемь назад. Это результат Вашей скромности?

В. Не думаю, что я особенно скромен. Если бы у меня были основания гордиться чем-либо раньше, я бы не упустил этой возможности. Примерно 8 лет назад я начал интенсивно выступать – во время каникул. Но во время регулярных занатий в университете у меня не было возможностей выступать, потому что учёба в колледже не оставляла времени для этого.

А. Как Вы пришли в музыку?

В. Примерно в шестилетнем–семилетнем возрасте я решил учиться игре на виолончели. Я не знаю, почему. Может быть, потому, что мой друг играл на виолончели. Когда я рос, я слышал много музыки, особенно фортепьянной, так как мама играла на фортепьяно. Мои родители не поддержали моего желания заняться виолончелью, ибо это слишком дорогой и большой инструмент, а у нас уже есть фортепиано в доме. «Учись играть на фортепьяно, это хорошее начало для вхождения в музыку». Так что мой брат-близнец и я начали учиться игре на фортепиано, и, хотя мы оба любили музыку, мы не получали удовольствия от занятий. Я думаю, это произошло потому, что наш учитель был очень странным человеком, и мы его не любили. Мы оба решили бросить фортепиано, и в конце концов родители согласились с нами.

В школе мы должны были выбрать какой-либо инструмент, и я решил выбрать барабан. Я в то время увлекался рок-н-роллом и очень хотел примкнуть к какой-нибудь рок-группе. Интересовался тогда рок-музыкой больше, чем классической. Это было большим испытанием для нашей семьи, потому что я создавал много непереносимого шума. Прошёл примерно год, прежде чем я решил, что мне это увлечение надоело, и хорошо бы научиться играть на каком-либо другом инструменте. Мне было тогда 10 лет, и я решил выбрать альт: по-видимому, чтобы делать что-то, отличное от того, что обычно делают  другие люди.

А.  Кто оказал наибольшее влияние на Ваше творчество?

В.  Прежде всего, мой главный учитель по альту, Ким Кашкашьян. Я многое почерпнул из целого ряда записей, которые появились к тому времени. Сильное влияние на меня оказали записи струнного квартета Гварнери. Позднее я играл с участниками этого квартета на различных музыкальных фестивалях (например, в Мальборо). Я слушал многие записи Баха, очень мне нравились записи Ойстраха, Хейфеца; увлекался квартетами Бетховена, Гайдна. Люблю музыку Шопена. Всё это особенно важно для меня, потому что я вырос на этой музыке.

А. А каково Ваше отношение к Шостаковичу?

В.  Я играл его сонату для альта с фортепиано. Это настоящий шедевр. Играл и его квартеты. Очень нравится квартет №15. Некоторые из его квартетов не столь оригинальны, но я всё равно играл их с удовольствием, например, квартет №8. Но бетховенские квартеты  я играл чаще, чем другие. Они мне кажутся более интересными и оригинальными.

А. Как Вы относитесь к современной музыке?

В. Вы имеете в виду музыку ХХ века? Я очень люблю Шнитке  и не люблю Пендерецкого. Он сочиняет по каким-то формулам. Люблю Шостаковича, Лигети. Он мне кажется интересным, но и трудным. Мы много играем Джона Адамса. Очень люблю Томаса Адеса. Мне кажется, его музыка  по-настоящему оригинальна. Мы заказали у него новое сочинение. В Симфони мы называем его  «Аттила». Очень хороши камерные произведения Адеса: фортепианный квинтет, струнный квартет. Очень люблю сочинения Губайдулиной, Бриттена, Дютилье, Лютославского.

А. Каковы обязанности ведущего альтиста?

В. Нужно хорошо знать не только партию альта, но и иметь представление о вещи в целом. Если вещь для меня новая, я предпочитаю  прослушать её. Я также должен хорошо знать партии ведущих солистов других струнных групп.  Если, например, играют первые скрипки, а мы играем вместе с ними, мы должны согласовывать наши действия. При этом я должен следовать первым скрипкам,  потому что у нас нет времени для обсуждения. Организационная система в оркестре в чём-то напоминает воинскую: цепочка команд, я должен следовать во всём решениям, принятым «наверху», и так же должны поступать музыканты, «подчинённые» мне. Если все действуют по такой схеме, всё срабатывает хорошо.

Другая моя обязанность как ведущего альтиста – играть соло, что я делаю с большим удовольствием. Я также должен выполнять определённую административную работу. Например, если в секции открывается позиция, я должен принять участие в организации прослушивания: кто должен быть в комитете, какие произведения мы хотим услышать на прослушивании и т.п. Если кто-либо из музыкантов секции должен получить «саббатикал» (годичный отпуск. после шести лет работы. – Х.А.), я должен принять соответствующее решение. Не очень трудные обязанности, но иногда могут возникнуть возражения, и я должен всё уладить. Это случается нечасто, но, например, недавно возникла такая ситуация.

А. Как Вы поддерживаете свою профессиональную форму?

В. Я всегда упражняюсь в день репетиции, играю разные арпеджио. Стремлюсь также познакомиться с репертуаром на предстоящую неделю. Затрата времени на это зависит от того, играли ли мы эту музыку прежде или собираемся  играть совершенно новое и трудное произведение. На одну вещь может уйти от одного до трёх часов. Если предстоит репетировать в течение целого дня, я упражняюсь в течение часа в дополнение к репетиции. Если же у меня только одна репетиция в течение дня, я могу упражняться два или три часа.. Если я готовлюсь к исполнению камерной музыки, упражняюсь больше. Если же я готовлюсь к сольному выступлению, то мне потребуется ещё больше времени на подготовку. Но при этом я не хочу истязать себя, чтобы не терять удовольствия от музицирования.

А. Я знаю, что сочинений для альта сравнительно немного. Играете ли Вы сочинения, созданные для Башмета? Кстати, как Вы оцениваете Башмета?

В. Это ещё один исполнитель, оказывающий на меня  большое влияние. Я никогда с ним не встречался и знаю его исполнение только по записям. Оно искренне, отчётливо по форме и в целом прекрасно.

А. Но многие композиторы сочиняли специально для него. Можете ли Вы использовать эти сочинения?

В.  Я знаю, Шнитке сочинял для него. Концерт Шнитке для альта – великое произведение. Я надеюсь  сыграть этот концерт с симфоническим оркестром в недалёком будущем. А его Четвёртый скрипичный концерт будет исполнен в нынешнем сезоне Сашей (Баранчиком. – Х.А.). Ещё один современный композитор, которого я очень люблю, – Георгий Куртаг, венгерский автор. Шостакович также писал для учителя Башмета (Фёдора Дружинина), он посвятил эти сочинения Дружинину Это тоже мои любимые произведение для альта. Я должен признаться, что не знаю многих сочинений, написанных для Башмета.

А. Пытались ли Вы обращаться к композиторам с просьбой написать новые сочинения специально для Вас?

В. Я не заказывал пьесы специально для себя, но композиторы  писали произведения для меня. Например, хороший копозитор Роза Соловьёва. Греческий композитор Стратис Минакакис, с которым мы контактировали в колледже и в консерватории, тоже пожелал сочинить что-либо для меня. Я был польщён этим его желанием и исполнял эту пьесу. Нужно найти подходящее  время и условия, чтобы включать это сочинение  в свои программы. Это довольно трудная для исполнения вещь. Кроме того, я надеюсь  сочинять и свои собственные произведения, что я и делал в прошлом, ибо учился композиции.

А. Почему Вы не даёте концертов в Сан-Франциско, Пало-Алто, Сан-Хосе?

В.  Первое время я не хотел перегружать себя работой, не связанной с Сан-Франциско Симфони. Сейчас я планирую сыграть несколько концертов в следующем сезоне, в том числе Рапсодию для альта выпускника Сан-Францисской консерватории Николаса Павковича.  Партию фортепиано исполнит Робин Сазерленд.

А. Есть ли у Вас какие-либо хобби? Чем Вы занимаетесь в свободное время?

В. Я с удовольствием занимаюсь разными видами спорта: футболом, теннисом,

а также бегаю.Живу я один и люблю готовить и угощать друзей, потому что неинтересно готовить только для себя. Я люблю вылазки на природу.

А. Каковы Ваши ближайшие планы?

В. Я планирую провести отпуск в августе с моими братьями. У меня будет в августе свободное время, потому что оркестр будет отдыхать. Правда, я буду играть в августе на фестивале. Будем слушать и разучивать музыку, буду играть соло. Сольный концерт состоится в Рочестере.


Таков этот неординарный, неугомонный и чрезвычайно интересный человек.

Уверен, что альтист Джонатан Винокур предоставит меломанам Сан-Франциско ещё много возможостей  восторгаться его талантом.


P.S. Сольный концерт в Рочестере уже состоялся и прошёл с большим успехом. Джонатан исполнял Первую фантазию Телемана, Первую сюиту Регера для альта без сопровождения и Третью сюиту Баха до мажор для виолончели в переложении для альта.

 

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »