Классика и современность – рядом

Share this post

Классика и современность – рядом

Недавно прошли концерты оркестра Сан-Франциско Симфони, который исполнил Восьмую симфонию Бетховена, Симфонию №99 Гайдна  и скрипичный концерт под названием «Древо грёз» (“L’Arbre des songes”) девяностопятилетнего ныне живущего французского композитора Анри Дютийе. Дирижировал программой Алан Гильберт, солировал французский скрипач Рене Капукон. Гильберт  дирижировал этим оркестром в 2000, 2007 и 2008 годах и был положительно оценён прессой, […]

Share This Article

Недавно прошли концерты оркестра Сан-Франциско Симфони, который исполнил Восьмую симфонию Бетховена, Симфонию №99 Гайдна  и скрипичный концерт под названием «Древо грёз» (“L’Arbre des songes”) девяностопятилетнего ныне живущего французского композитора Анри Дютийе. Дирижировал программой Алан Гильберт, солировал французский скрипач Рене Капукон.

Гильберт  дирижировал этим оркестром в 2000, 2007 и 2008 годах и был положительно оценён прессой, музыкантами и публикой. Он один  из нескольких хороших дирижёров – гастролёров, наведывающихся в Сан-Франциско. Однако приглашение Алана Гильберта оркестром Нью-Йорк Филармоник в качестве музыкального руководителя этого выдающегося коллектива застало многих любителей музыки врасплох: Гильберт – после таких великанов, возглавлявших Нью-Йорк Филармоник, как Митропулос, Бернстайн, Булез, Мета, Мазур, Маазель? Невероятно. Но вот уже третий сезон  он возглавляет прославленный коллектив, уделяя равное внимание как классическому репертуару, так и современной музыке, и добился большого успеха и признания. Судя по всему, оркестр из  Нью-Йорка не ошибся в своём выборе.

В первом отделении концерта  исполнялась Восьмая симфония. Принято считать, что симфонии Бетховена с нечётными номерами значительно превосходят по музыкальным достоинствам остальные четыре. Когда некий ученик спросил своего учителя, почему Восьмая симфония менее популярна, чем Седьмая, тот ответил: «Потому что Восьмая намного лучше». Я безоговорочно присоединяюсь к этому мнению, тем более, что  учеником был начинающий композитор Карл Черни, а учителем – Бетховен. Светлая, лучезарная, прекрасно сконструированная и тематически богатая Восьмая симфония нисколько не уступает своим нечётно нумерованным соседям, хотя была сочинена в 1812 году, в трудное и отнюдь не радостное для Бетховена время.

Во время предыдущих гастролей Гильберт предстал как высококвалифицированный и добротный дирижёр, однако в нынешних выступлениях он проявил себя в творческом плане значительно более интересно, чем прежде. Он добился от оркестра красивого, объёмного и сочного звука, чудного  pianissimo и  внушительного  forte. Вторая, игривая, часть переходит в третью – ностальгические воспоминания о старинном менуэте. Завершается симфония яркой, праздничной частью, исполненной в сверхбыстром темпе, и бурными аплодисментами зала.

Алан Гильберт
Алан Гильберт

Так же основательно прозвучала и 99-я симфония Гайдна, одна из двенадцати последних и лучших  у композитора, получивших название «Лондонские симфонии». Она не столь оживлённая, как Восьмая Бетховена, и лишена каких-либо драматических коллизий, но полна прелести, чувства достоинства и умиротворения. Гильберт и оркестр были единодушны в постижении стиля произведения и его особенностей. Медленную певучую вторую часть сменила третья, и тоже медленная, – чопорный менуэт, но они были совершенно различны по характеру. А четвёртая, очень быстрая часть, привела к оживлённому и радостному финалу. И опять, как и при исполнении предыдущей симфонии, осталось ощущение надёжности и полной убедительности трактовок этих сочинений.

И всё же наибольшие любопытство и ожидания вызвал скрипичный концерт патриарха  французской музыки Анри Дютийе,  «Древо грёз», который был заказан выдающимся американским скрипачом Исааком Стерном и впервые исполнен им же  в 1985 году. Дютийе сочинил всего лишь два инстументальных концерта, скрипичный и виолончельный, заказанный Мстиславом Ростроповичем. Они стали важным дополнением к инструментальному репертуару ХХ –ХХI веков. Скрипичный концерт, в частности,  – одно из произведений атональной музыки, т.е. музыки без определённой тональности. Представителями этого музыкального направления были, к примеру, Альбан Берг и Арнольд Шёнберг. В Сан-Франциско скрипичный концерт Дютийе был исполнен впервые Стерном в 1988 году, а вторично – только в рецензируемом концерте.

Талантливый французский скрипач Рене Капукон, с которым любители музыки в СФ имели возможность познакомиться ещё в 2008 году, сыграл этот очень трудный и для восприятия и для исполнения концерт безукоризненно, так же, как и наш оркестр во главе с  Гильбертом. Интересно отметить, что Капукон играл это произведение на той же скрипке работы Гварнери, на которой и Стерн. Как правило, скрипка ведёт за собой оркестр, выполняя своеобразные соло, мелодические или не очень, а оркестр подхватывает этот посыл и реагирует каждый раз по-своему: иной раз поддерживая скрипку, а иной – вступая с ней в конфронтацию. Этот сложный альянс потребовал большого внимания к различным деталям как со стороны солиста, так и со стороны дирижёра, с  чем оба справились самым замечательным образом. Всё вместе заставляет работать фантазию, и ты начинаешь ощущать себя внутри какого-то фантастического заколдованного царства, полного странных  звуков и светотеней.. Всё это производит сильное впечатление.

Алан Гильберт, скрипач и дирижёр, родился в 1967 году в Нью-Йорке. Его родители – скрипачи, которые связали свою жизнь с оркестром Нью-Йорк Филармоник. Отец уже на пенсии, мать продолжает работать. Алан играет на скрипке, альте и фортепиано. Учился в Гарвардском университете, в консерватории  Новой Англии, в институте Куртиса и в Джульярд Школе. Некоторое время занимался под руководством маэстро Шолти, а в 1994 году завоевал первую премию не Международном конкурсе в Женеве.

Свою дирижёрскую карьеру он начал в качестве ассистента дирижёра Кливлендского оркестра, затем стал главным дирижёром Королевского Стокгольмского филармонического оркестра, где проработал 8 лет. Его деятельность на этом посту была весьма плодотворной, и он был избран членом  Королевской Шведской Музыкальной Академии. Долгое время сотрудничал  с Санта-Фе Опера, начиная с позиции ассистента концертмейстера и кончая позицией музыкального директора Оперы.

В течение долгого времени он был главным приглашённым дирижёром симфонического оркестра Северогерманского Радио, очень сильного коллектива, возглавлявшегося тогда  Семёном Бычковым. В 2008 году Гильберт дебютировал в Метрополитен Опера, осуществив там постановку новой оперы Джона Адамса, “Doctor Atomic”. Свою деятельность в Нью-Йорк Филармоник он совмещает с педагогической работой в Джульярд Школе. Получил также звание почётного доктора в Институте музыки Куртиса. Гильберт женат на шведской виолончелистке. У них трое детей.

В мае в Дэвис Симфони-Холл  предстоят гастроли Нью-Йорк Филармоник во главе с Аланом Гильбертом. Встреча с этим оркестром обещает  стать событием в музыкальной жизни СФ.

 Х.АНАТОЛЬЕВ
 Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »