Актер, который рассмешил мир

Share this post

Актер, который рассмешил мир

Памяти великого французского комедианта Луи де Фюнеса Когда Луи де Фюнеса не стало, многие поклонники его таланта не могли в это поверить. «Как это? Почему? Кто же нас будет смешить?». Его фильмы, начиная с пятидесятых, тридцать лет смешили Францию, он был как данность, как необходимый атрибут жизни французов и не только их, он был «королем смеха», он был […]

Share This Article

Памяти великого французского
комедианта Луи де Фюнеса

Когда Луи де Фюнеса не стало, многие поклонники его таланта не могли в это поверить. «Как это? Почему? Кто же нас будет смешить?». Его фильмы, начиная с пятидесятых, тридцать лет смешили Францию, он был как данность, как необходимый атрибут жизни французов и не только их, он был «королем смеха», он был звездой. И при этом половину своей жизни считал себя неудачником. Тернистый путь в искусстве подталкивал его к этому мнению.

Луи де Фюнес в молодости

Будучи потомком старинного португальского рода, Карлос Луис де Фюнес ди Галарца (родился 31 июля 1914 года) отказался от аристократической жизни и избрал путь шута, веселящего публику, абсолютно самостоятельно зарабатывая себе на жизнь, но он получил бесценный актерский и жизненный опыт, который использовал потом в карьере. Придя в большое кино почти в сорок лет, он сыграл больше семидесяти незначительных эпизодических ролей, прежде чем получил свою главную, но сразу же стал знаменитым. Будучи уже миллионером, Луи был скуповатым главой семейства, ревнивым мужем и строгим отцом, но сыновья Оливье, ставший летчиком, и Патрик, избравший профессию врача, выросли хорошими людьми, а жена, Жанна Бартоломьи, внучатая племянница Ги де Мопассана, предмет гордости и нежной страсти мужа, любила его до самой смерти. Словом, «грустный человек и неудачник» – ​это была жизненная маска великого артиста, надетая им в годы бедности и бессознательно подтверждавшая мнение, что «комик на сцене – ​меланхолик в жизни». Забавная расхожая догма, вроде той, что «Франция после войны очень нуждалась в смехе». Но правда, что творческий путь к славе «короля смеха» французского кино у Луи де Фюнеса был трудным и интересным.

Итак, отрезав себя от аристократических корней (вспомнив о них лишь однажды, в день знакомства с родителями своей будущей жены!), юный Луис ди Галарца, полный романтических предчувствий и образов, разучивая на ходу самопредставления, вроде «Здравствуйте, месье! Разрешите представиться…», приехал в театральный Париж. Но Париж его не ждал, поэтому ему пришлось поначалу добывать кусок хлеба в других ролях. Он стал называться Луи де Фюнесом – ​так больше подходило для этих ролей. Тапер Луи, чистильщик обуви Луи, коммивояжер Луи, счетовод Луи… И, меняя роли в жизни, причем «играя» их великолепно, он поступил, наконец, в актерскую студию. Неудовлетворенность пришла сразу же, когда Луи – ​человеку с такой неординарной комической внешностью и мимикой, а главное – ​призванием, стали предлагать роли романтических героев. Луи хотел и умел смешить людей. Он играл маленькие роли в театре и на сценах ночных клубов, и зрители приходили в неописуемый восторг от его ужимок. О нем заговорили продюсеры, его стали приглашать на крошечные роли в кино, но карьера двигалась медленно.

Не принесли серьезного успеха и первые большие роли, начавшиеся с 1945 года, когда де Фюнесу было уже больше тридцати лет, – ​в картине Жана Стели «Барбизонские грешники» и даже в двух комедиях великого Ле Шануа. Шли годы, а актер, имеющий уже двух взрослых сыновей, в официальных кругах по-прежнему считался «подающим надежды» и ходил в «способных молодых людях»… Но французы уже любили этого комедианта, уже ждали его следующего киновыступления, и после блестящей комедии молодого режиссера Ива Робера «Не пойман – ​не вор» (1958), которую Фюнес, сыграв в ней гениально, буквально наэлектризовал смехом, эта любовь зрителей превратилась в национальное признание Мастера. И все изменилось – ​от ролей до гонораров.

Его востребованность стала колоссальной, гонорары – ​сумасшедшими и, добившись славы, Луи де Фюнес снимался все больше и больше, и с каждым новым фильмом весь мир все больше и больше влюблялся в него, надрываясь от смеха. Его жандармы, воры-неудачники, рестораторы, комиссар полиции Жюв в «Фантомасах» и «человек-оркестр» смешили всех – ​врачей, солдат, священников, футболистов, президентов. В Советском Союзе комедии с Луи де Фюнесом, в которых не было никаких политических заморочек, кроме – ​крути не крути – ​кусочка западной жизни, шли широким экраном, без ограничений, собирая полные залы зрителей, которые смеялись до колик над похождениями маленького, смешного и наивного «тролля». У каждого были даже любимые комедии – ​в зависимости от уровня восприятия и чувства юмора (у меня – ​«Разиня»), но Фюнес заставлял смеяться всех, всегда и массово. Это большое искусство.

Однако запас жизненных сил немолодого артиста уже подтаивал, а изменение его материального статуса часто почему-то приводило к депрессиям. Вне работы Луи в лучшем случае был задумчив, в худшем – ​раздражен. Вообще в жизни он был вежливым, замкнутым и тихим. «Трудно представить, – ​писал бравший у него интервью журналист, – ​что этот маленький, очень серьезный человек заставляет смеяться всю Францию»… С каждым новым фильмом популярность Луи де Фюнеса росла, и пропорционально ей росла усталость. Слишком поздно пришли слава, деньги, признание профессионалов, слишком долго жили в нем «комплексы бедности и неудач». Биографы пишут, что он был ревнивым и жадным. Но жена и сыновья оправдывали отца, понимая, как много лет ему едва удавалось сводить концы с концами, тяжело переживая, что семья оставит его.

И Луи вертелся, как белка в колесе, честно отрабатывая свои огромные гонорары. Почти ежедневно – ​съемки, театр, снова съемки. И никакой халтуры. Образы, которые он создавал, на самом деле были невероятно смешны, легки и очень динамичны, от первого до последнего кадра. За этим стояли, конечно, талант и колоссальный творческий труд, изматывавший актера. Напряженная работа не могла не отразиться на здоровье. В 1975 году у него случилось два инфаркта. Первый, между прочим, на сцене, во время спектакля «Вальс матадоров». Через несколько месяцев уже в госпитале – ​второй. И Луи надолго исчез с экранов. Приглашения сниматься приходили все реже и реже: продюсеры отказывались вкладывать деньги в актера, сердце которого в любой момент может остановиться, а публика отказывалась верить в то, что у комика вообще может быть сердце. Актер счел это цинизмом, и, обидевшись на мир, который он так блистательно смешил, не пожелал иметь ничего общего с кино. Замкнувшись в себе, он перебрался из Парижа в предместье, в свой замок Шато де Клермон, и начал писать мемуары.

Луи де Фюнес был великим мастером в искусстве смешить людей

О больном Луи де Фюнесе почти забыли, и мастер впал в долгую депрессию, когда в его доме раздался телефонный звонок, вернувший его к жизни. Режиссер Жан Жиро предложил ему роль в новом фильме. Жан Жиро – ​известный режиссер-комедиограф, один из немногих друзей Луи де Фюнеса, с которым они сняли девять фильмов и ни разу не поссорились на съемочной площадке. Это были любимые фильмы зрителей: «Скупой», «Суп из капусты», «Большие каникулы», «Только мыльные пузыри» и пять фильмов о похождениях «жандарма из Сен-Тропеза». Жиро понимал актера, он снимал фильмы с Фюнесом и «под Фюнеса», и потому его приглашение было лучом надежды Луи на выздоровление. Напичкав себя лекарствами, он отправился на съемки, но судьба сыграла с ним злую шутку – ​в первый же день прямо на съемочной площадке на глазах у всей группы умер Жан Жиро. Среди поднявшейся страшной паники Луи стоял, съёжившись, безмолвно взирая на лежащего на земле друга. «Смерть просто ошиблась. Она искала меня…», – ​шептал он. И все.

После случившегося де Фюнес утратил интерес к жизни. Перестал проверять счета и принимать капли. Спрятался в своем старинном замке и больше никогда не покидал его. Никого не принимал, не отвечал на телефонные звонки. Равнодушно слушал рассказы жены об успехах сыновей и не узнавал внучку. Он оживал только при виде своих любимых роз и на рыбалке, куда он изредка ходил с садовником. Глаза Луи оживали при виде каждой пойманной форели – ​то ли он вспоминал рыбного воришку из «Не пойман – ​не вор», то ли снова видел себя в детстве, когда он удирал с уроков на рыбалку, по пути ловко воруя каштаны в саду у зевающей соседки… За неделю до смерти он сказал жене: «Я знаю, какой будет моя самая лучшая шутка: мои похороны. Я должен сыграть так, чтобы они хохотали, не переставая». 27 января 1983 года великого комика не стало.

В памяти множества зрителей во всем мире он остался таким…

В парижском Дворце Искусств состоялась гражданская панихида, на которой выступил президент Миттеран. Затем тысячи людей, и среди них знаменитые актеры, прощались с любимым артистом. Неподалеку от пьедестала стояли… три восковых фигуры великого комика в костюмах «жандарма из Сен-Тропеза», «комиссара Жюва» из «Фантомаса» и «маэстро» из фильма «Человек-оркестр». Серьезные и печальные лица присутствующих при взгляде на них непроизвольно растягивались в улыбках. Да, Луи де Фюнес умел смешить людей. И делал это гениально.

Анатолий СИГАЛОВ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »